Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Законы о ритуальной нечистоте — стандарт, соответствующий и Торе, и медицинскому протоколу?

Темы: Тора и наука, Здоровье, Святость, Тума, Коронавирус

Отложить Отложено

Согласно последним сообщениям, коронавирус обладает удивительной выживаемостью на поверхностях: на картоне — 1 день, на металле — 3 дня, на пластике — 2-3 дня, на одежде и того больше.

Выходит, современная жизнь должна происходить, примерно, как при Храме, когда мы соблюдали законы ритуальной чистоты. Мытье и стирка могут рассматриваться как очищение. Ведь теперь опасно даже зайти в дом с улицы, не снимать уличную одежду, садиться есть, и т.д.

Возможно, чтоб раввинат установил подобные правила, касающиеся прикосновения к поверхностям, к рукам — шнийот ле-тума («предметы, прикасавшиеся к тому, что нечисто»), и т.д.? Должен же быть какой-то стандарт, соответствующий и Торе, и медицинскому протоколу? Спасибо.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Коронавирус, действительно, заставил весь мир гораздо больше думать и заботиться о чистоте.

Но, что касается проведения параллелей с ритуальной нечистотой и соответствующими законами, представляется, что не так всё просто.

Во-первых, законы ритуальной чистоты — как, впрочем, и все законы Торы — были установлены либо самой Торой, либо мудрецами прошлых эпох — вплоть до того времени, когда был записан Талмуд (первая половина 1-го тысячелетия до н. э.). Мудрецы позднейших эпох ощущали, что уже не находятся на таком уровне, чтобы вводить целые системы законов, такие, как о разных степенях ритуальной нечистоты. Они чувствовали, что у них уже иные силы и полномочия, при которых можно издавать определенные постановления или вводить ограничения, но не на прежнем уровне.

А во-вторых, представляется, что ритуальная чистота не обязательно настолько подобна физической, чтобы можно было так просто проводить между ними параллели.

Сам термин «ритуальная нечистота» — на самом деле не очень точный перевод слова тума. А «чистота» — соответственно, перевод антонима, слова таара. Ведь есть и другое слово, которое часто используется как антоним «нечистоты»: кдуша — «святость». Например, как сообщают мудрецы, в египетском изгнании евреи опустились на 49-й уровень «нечистоты» (тума), а после Исхода поднялись на 49 уровней святости (кдуша).

Что такое «святость»? Строго говоря, отделённость от всего остального и посвящённость чему-то одному. Так, во время бракосочетания женщина мекудэшет — «посвящается» мужу: она разрешена только ему — и никому другому. При этом она необязательно «лучше» или «чище» других женщин. В обиходной речи тоже «святое» — это то, что неприкосновенно. «Для него нет ничего святого» — он не остановится ни перед чем. Вот и обычная «святость» — посвящённость Б-гу.

И использование этого слова в качестве антонима «нечистоты» свидетельствует о том, что это «нечистота» связана с недостатком посвящённости Б-гу, близости к Нему.

И становится понятно, почему люди разных степеней «нечистоты» высылаются из еврейских станов, различных по уровню святости. Из самой святой и центральной части, «стана Шхины», высылаются люди, ставшие ритуально нечистыми вследствие прикосновения к умершему (тамэ мет). Из менее святой части — стана левитов — высылаются те, кто стал ритуально нечистым в результате истечения слизи (зав). И полностью за пределы стана — даже из наименее святой части, «стана Израиля», то есть остальных колен, — высылаются те, кто стал ритуально нечистым из-за поразившей их язвы цараат (мецора). Т. к. состояние ритуальной нечистоты противопоставлено святости и близости к Б-гу.

При этом необходимо подчеркнуть: состояние ритуальной нечистоты необязательно означает, что человек в чем-то провинился. Так, любой может стать нечистым в результате прикосновения к умершему. Тем более что эта нечистота «прилипает», даже если человек не прикасался к мертвому, а просто находился с ним под одной крышей.

В этом плане «ритуальная нечистота», скорее, в самом деле походит на физическую: тот, кто запачкался, не обязательно в чем-то виноват, но, тем не менее, не должен находиться в «чистом» месте. Его состояние несовместимо с природой этого места. А также немного похоже на «болезнь», которая тоже не позволяет ему находиться в тех или иных местах.

В принципе, он может быть достоин того, чтобы окунуться в атмосферу Храма и так по-особому сблизиться с Б-гом, забыв обо всем на свете. Но нынешнее состояние не позволяет ему этого сделать. Как сейчас многие евреи, даже самые праведные, не могут пойти в синагогу из-за коронавируса и вынуждены сидеть дома, где бывает труднее сосредоточиться на молитве и служении, где человек вынужден отвлекаться на другие дела. И получается неполная «посвящённость» Б-гу, пусть и не по вине человека.

Так что это тонкое и непростое дело.

Что касается упомянутых Вами степеней «нечистоты» типа шени лэ-тума (см. ниже), то действительно «нечистота» — самый близкий и относительно удобный термин, позволяющий нам хоть как-то обозначать и понимать эти уровни.

Эта система такова: тот, кто становится «нечистым» вследствие собственного состояния, например, как мы упоминали, человек со слизистыми выделениями (зав) или пораженный язвой цараат (мецора), называется ав а-тума — «отец нечистоты». То есть, ее источник. Тот, кто к нему прикоснулся, — уже ришон лэ-тума — «первый [по отношению] к нечистоте». То есть первый в цепочке передачи нечистоты; он прикоснулся к самому ее источнику. Тот, кто, в свою очередь, прикоснулся к ришон лэ-тума — уже шени лэ-тума, второй в цепочке передачи, и так далее.

В качестве иллюстрации вполне подойдет физическая грязь, если представить себе, что «источник» покрыт толстым ее слоем: тот, кто к нему «приложился», тоже покрывается слоем, но уже не таким толстым, второй в цепочке — еще более тонким слоем и т. д.

Но при этом, во-первых, вовсе не всё, что прикоснется к носителю «нечистоты», одинаковым образом ее примет. Так, «первым [по отношению] к нечистоте» может стать человек или предмет, имеющий статус кели. (Кели — само по себе непростое понятие, слово это буквально означает и «инструмент», и «посуду», да еще и одежду, и всё это — при определенных условиях, о которых отдельный разговор). Но «второй [по отношению] к нечистоте» может стать уже только еда и определенные жидкости. «Слой грязи», вроде бы, тот же, а нечистоту одни предметы принимают, а другие нет.

Теперь сюда снова примешивается «святость»: «третьей [по отношению] к нечистоте» может стать только еда, имеющая статус трумы, отданной коэну и разрешенной только ему, и поэтому обладающая определенным уровнем святости. А «четвертой» — только еда, имеющая статус кодеш — еще более святая часть жертвоприношений. Здесь «более тонкие слои грязи» придают статус «нечистоты» только тем предметам, уровню святости которых они противопоставлены.

Получается, что «нечистота» — это еще не сама «грязь», а только статус, который она может придать — а может и не придать. Сложные тут законы — я и малой доли не упомянул.

Поэтому законы в отношении физической грязи или вирусов пришлось бы устанавливать по другим принципам, там свои реалии, что и как передается. Или — сохраняется на поверхности, как Вы упомянули в своем вопросе.

Ритуальная нечистота, например, однажды передавшись, сохраняется навсегда, а не исчезает с поверхности. В ряде случаев ее действительно можно удалить, окунувшись в микве — но это, опять же, бассейн ритуальный. Его вода не смывает нечистоту с «поверхности» того, кто в него погружается, а «снимает» ее с человека в целом, это не физическое действие.

Короче, тут действуют разные законы и принципы, и устанавливать систему, противодействующую передаче физической грязи или вирусов, пришлось бы совсем другую. Это лишь создало бы путаницу с уровнями ритуальной «нечистоты» и системой законов, противодействующей ее передаче.

Да и вообще — незачем нам создавать какую-то новую систему. О ритуальной нечистоте сказано в Торе, ею «занимаются» многие ее заповеди. А физическая грязь и вирусы — дело гигиены и медицины, и Торе достаточно повелеть нам: «И весьма оберегайте себя» (Дварим 4:15), что мудрецы толкуют как повеление тщательно оберегать человеческую жизнь, в т. ч. заботиться о здоровье. Это автоматически означает — выполнять все необходимые меры, которые диктуют реалии медицины. В том числе те, которые она предписывает сейчас.

И слава Б-гу, что всё это так просто, что не надо нам сейчас изучать целую новую систему законов, от выполнения которых зависит сама наша жизнь. Так что поблагодарим Б-га за это и продолжим соблюдать те простые правила, которые предписывают нам медики.

Да охранит Б-г нас всех от бушующей пандемии!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше