Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если я до сих пор жив, то как понять, что Творец от меня хочет?

Темы: Раввин, Награда и наказание, Предназначение, Смысл жизни, Психология, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Уважаемые раввины! Прошу помочь советом. Сейчас прохожу «кризис среднего возраста». Прохожу тяжело. Не жалуюсь, просто факт. В жизни у меня было много тяжелых ситуаций. Тонул, заболевал, падал на дно почти нищеты и т. п. (не говоря уже, что родился на 2 мес. раньше срока). Но Творец чудом помогал мне. Оцениваю это в ретроспективе.

Если я до сих пор жив, то — как понять, что Творец от меня хочет? Какова моя роль? Зачем-то Он меня спасал до сих пор? Нужно молиться, чтобы дал понимание? Или что? С уважением, Серж

Отвечает рав Нахум Шатхин

Спасибо за интересный вопрос!

О том, что нужно делать, когда к нам приходят беды или неприятности, сказано в талмудическом трактате Эрувин (13 б): у человека нет выбора — прийти в этот мир или нет. Но, раз уж он пришел в этот мир, то на всех этапах жизни ему следует лэфашпэш и лэмашмэш свои поступки. Что это значит? Есть разные толкования. Полагают, что лэфашпэш означает — обдумывать свои действия в прошлом. А лэмашмэш — это планировать на будущее: продумать, как действовать дальше, чтобы не пришлось вновь раскаиваться. Кроме того, разъясняют, что эти два слова указывают, что следует рассматривать две области: не только поступки, но и мысли.

Однако у человека нашего поколения могут возникнуть серьезные сложности с исполнением этих предписаний великих мудрецов.

Уже не раз приходилось слышать от современных баалей мусар (специалистов по еврейской этике): мы сегодня настолько несовершены, что нужно очень осторожно обращаться с предлагаемыми нам схемами.

Когда-то в пустыне отношения между Небесами и народом Израиля строились по иному принципу. Механизм «преступление — наказание» срабатывал мгновенно. Совершил грех — уже наутро твоя порция мана выпадает не на пороге шатра, а далеко в пустыне. Плача о том, что вышли из Египта, потребовали мяса — тут же получили перепелов, а вместе с ними и эпидемию.

Так было с момента выхода из Египта до самого вступления в Святую Землю. Однако незадолго до пересечения Йардэна, в степях Моава, Всевышний заключил с народом Израиля новый союз. Отношения народа с Всевышним в определенной мере изменились, в том числе был изменен механизм «преступление — наказание». Теперь нарушения могут иногда накапливаться в течение длительного времени, а наказание приходит, когда грехи уже начинают «переливаться через край». И причиной беды может оказаться целый «обоз» балласта, накопившегося за многие годы.

Самоанализ

Очевидно, что всегда требуется самоанализ. Но и здесь нас подстерегают опасности.

Представим ситуацию: человек встает рано утром с сильной болью в ноге. И, будучи Б-гобоязненным, тут же приступает к самоанализу с точки зрения «за что мне это?» И вот, после долгих размышлений, приходит к следующему выводу. «Поскольку ноги даны нам для того, чтобы ходить, то, наверное, я что-то неправильно ими делаю. Наверное, это потому, что не всегда хожу молиться в миньяне. Вот этот момент нужно проработать и исправить!» Однако через некоторое время его начинают посещать сомнения: «Всё наше тело удерживается на ногах. То есть, на них почти всё держится. Так, может быть, это намек на то, что со мной вообще всё не в порядке?» Согласны, что так можно зайти очень далеко?

Рассказывают, что в какой-то период в одной из известных иерусалимских ешив произошло много трагедий. Как принято в религиозных общинах, люди собрались, чтобы попытаться разобраться в причинах постигших их бед и помолиться об их прекращении. Один за другим к микрофону подходили преподаватели ешивы, и каждый из них в конце выступления призывал к духовному пробуждению и к исправлению своих путей.

Один преподаватель призывал исправить грех лашон а-ра (злословия). Другой говорил о необходимости более трепетного отношения к святости субботы. Машгиах (буквально — «наблюдатель» или «инспектор») призывал к улучшению системы отношений между человеком и его ближними. Последним выступил глава ешивы и, как и его предшественники, призвал к духовному исправлению. Какому? Кто-то, сказал он, должен больше работать над испрвлением греха лашон а-ра. Кто-то — более трепетно относиться к святости субботы. А кто-то — исправлять свои отношения с окружающими…

Что хотел сказать глава ешивы? Что нет универсальной проблемы, как и универсального решения. И каждый должен разобраться в себе, чтобы понять, над чем ему, именно ему, нужно работать.

Так как же быть?

Важно пойти к большому мудрецу Торы, который, благодаря своим обширным знаниям, сможет максимально точно оценить ситуацию и прийти к наиболее правильному выводу. И это надежный путь. Но и на этом наши приключения могут не закончиться, потому что нередко поход к мудрецу, непреднамеренно, выливается в попытку снять с себя ответственность и возложить ее на чужие плечи.

Итак, давайте, попробуем составить схему действий, которые смогут приблизить нас к правильным выводам и принятию правильного решения:

1. Никто лучше нас самих не может знать, что мы натворили в прошлом. Поэтому требуется самоанализ. Но и для правильного самоанализа требуются элементарные знания: зачем я послан в этот мир? Каково мое предназначение? Что можно делать, а чего нельзя? И т.д. (На нашем сайте можно найти множество материалов по этим темам, как циклы уроков, так и отдельные статьи).

2. И уже после того, как были сделаны самостоятельные выводы, с ними нужно отправиться к мудрецу Торы, чтобы вместе попытаться прийти к наиболее верному решению, касающегося как прошлого, так и будущего.

Желаю удачи!

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше