Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему именно религиозные оказались под ударом коронавируса больше других?

Темы: Испытание, Исправление, Страдания, Заповеди, Молитва, Изучение Торы, Болезни, Здоровье, Коронавирус

Отложить Отложено

Шалом у-враха вэ-бриют эйтана (мира, благословения и прочного здоровья)! Чем вы можете объяснить, что именно религиозные оказались под ударом вируса больше других? Что об этом говорится у пророков? Правильна ли позиция игнорировать запреты? Спасибо. Да поможет нам Б-г прилепиться к Нему и умножить веру — с учетом сегодняшних реалий. Песах бари, кошер ве-самеях (здорового, радостного и кошерного Песаха)!

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая Сара-Това!

Вы задаете очень хороший вопрос…

Начнем с «естественных» причин: харедим в обычное время значительно больше общаются «вживую», собираются вместе: три раза в день молятся вместе в синагоге, дома — много детей, к каждому из детей приходит множество друзей, они сами идут к друзьям и т.д.

Кроме того, строгие меры безопасности были приняты только после Пурима, а в Пурим все ходили друг к другу — на трапезу, приносили мишлохэй манот, передавали матанот лэ-эвйоним. Наша жизнь с незапамятных пор — в очень большой мере «общинная», значительно менее замкнутая, чем принято, например, сегодня в нееврейском обществе в США и Европе или в нерелигиозном обществе в Израиле и т. д. У нас значительно более тесная связь между собой.

Поэтому передача вируса от одного человека к другому естественным образом происходит чаще…

Что можно сказать о духовных причинах?

Б-г сейчас говорит со всеми: с евреями и неевреями, с евреями соблюдающими и не соблюдающими. Когда еще это так было? К каждому у Б-га Свои требования. К неевреям — выполнять семь заповедей, данных Б-гом всему человечеству: помнить и знать, что есть Б-г и Он один, отдаляться от разврата и т.д. Очень многие игнорируют эти заповеди. К евреям другие требования, с религиозных евреев — спрос за одно, с несоблюдающих — за другое.

Рассказывают, что однажды к Раву из Бриска пришли люди: «Из-за нерелигиозных арабы устраивают террор!» Рав ответил: «Почему из-за них? А, может быть, из-за нас? Как было с пророком Йоной: когда началась буря, можно было обвинить всех находящихся на корабле, кроме Йоны: они же идолопоклонники и, конечно, это из-за них! А оказалось — буря не из-за них, а как раз из-за единственного еврея — пророка Йоны, потому что он не выполнил приказ Б-га».

К нерелигиозным претензии за несоблюдение субботы и т.д. А к религиозным за что? В большой мере — за отношения между людьми: лашон а-ра (злословие), неуступчивость, махлокет и т.д. Да и за то, что служение Ему слишком поверхностно.

Можно задать другой вопрос.

Всё, что приосходит, — от Б-га. Почему Б-г ведет так, что сейчас на практике места изучения Торы закрыты и даже в синагоги практически никто не приходит учиться в хевруте, как было всегда в предпасхальные каникулы? Синагоги были наполнены людьми, изучающими Тору. Практически мест для молитвы в миньяне нет.

Ничто в мире не происходит случайно. Как и почему Б-г это допустил? Материальные страдания, которые переносил еврейский народ, можно понять: они искупают грехи. А духовные? Помехи в совместной учебе, в общественной молитве — почему Б-г это делает нам?

Рав Деслер зацаль в своей книге «Михтав мэ-Элияу» (т. 3, с. 133 и далее) задает подобные вопросы. Чтобы ответить на них, он приводит письмо рава Мейше-Хаима Луццатто и поясняет его слова:

Есть служение Б-гу из-за внешних побочных влияний, а есть внутреннее служение. Очень часто человек совершает добрые дела, учит Тору под влиянием окружающей среды, которая поощряет и высоко ценит это.

С другой стороны, Талмуд говорит: пусть человек изучает Тору и соблюдает мицвот даже не во имя Всевышнего (лё ли-шма). Ведь, начав не во Имя, человек всё равно вырастет духовно и придет к тому, чтобы делать это во имя Всевышнего. Это можно сравнить с лестницей, по ступенькам которой поднимаются от внешнего служения к внутреннему служению Б-гу.

Обычно сразу прыгнуть вверх, минуя ступеньки, практически невозможно. Но очень важно, чтобы это привело в результате к внутреннему служению и связи с Б-гом. Однако бывает, что человек останавливается внизу: он делает много добрых дел, но без собственного внутреннего позыва.

Пророк Йешаяу остро пишет об этом (29:13, 14): «И сказал Господь: за то, что приблизился (ко Мне) народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня, и стало благоговение их предо Мною затверженной заповедью людей, Поэтому вот, Я опять удивлю народ этот чудом дивным, и пропадет мудрость мудрецов его, и разум разумных его исчезнет». Остро критикует жизнь человека в таком внешнем служении без внутреннего содержания.

В записях а-Гро из Вильно сказано: поколение перед приходом Машиаха будет очень поверхностным, понимание — очень внешним, и в дурном, и в хорошем. Люди будут участвовать в изнурительной гонке за материальными благами, за комфортом, и отойдут от Торы ради внешних удовольствий — не из-за мировоззрения. И духовная сторона тоже будет поверхностной. Люди будут тянуться за хорошим, потому что окружающие за это уважают и хвалят.

А как воздействовать на людей, чтобы у них сложилось внутреннее служение Б-гу, их личное, внутреннее отношение к Нему, к заповедям? Дошло до глубины души?

Слава Б-гу, в нашем поколении многие изучают Тору, множество людей приходит в синагоги, много баалей-хесед — милосердных, тех, кто помогает людям.

А сейчас Б-г хочет, чтобы мы служили ему внутренне. Он создает нам определенный стресс, чтобы мы оказались лицом к лицу с Б-гом. Построили внутренние отношения с Ним, внутреннее служение Ему, свой внутренний духовный мир.

Учиться дома, молиться в одиночестве от всей глубины сердца. Б-г забрал у нас эту «коллективность», которая влияет положительно, но поверхностно, чтобы каждый создал свою личную связь с Б-гом, с Торой, с молитвами. Чтобы учились всеми силами, оставшись одни, и молились в одиночестве из глубины сердца и чувствовали глубокую связь с Ним. Делать всё ради Него. Для Б-га внутреннее служение очень важно и дорого, и этого Б-г хочет от нас сейчас.

К Вашему вопросу об игнорировании запретов. Законы субботы известны: если есть сомнение, существует ли опасность для жизни больного, в первую очередь мы выслушиваем мнение врачей. Если врачи говорят, что ради этого больного надо нарушить субботу или что он должен есть в Йом-Кипур, мы выполняем указания врачей и «отодвигаем» запреты субботы и Йом-Кипура.

И, когда врачи говорят, что во избежание распространения эпидемии необходимо соблюдать определенные меры отдаления, необходимо слушаться. Как известно, хамира саканта ми-исура — если есть даже только опасение, что существует угроза жизни человека, мы должны быть еще более осторожными, чем при опасении нарушить запрет Торы. Поэтому, конечно, меры предосторожности мы обязаны соблюдать.

Пусть Б-г нас всех хранит и поможет создать свою глубокую внутреннюю связь с Ним.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше