Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в милости других»В. Талмуд, Бава Батра 110а

Распечатывать на работе документы для себя — это воровство?

Темы: Запреты, Тора и бизнес, Заработок, Парнаса, Работа, Самоконтроль, Воровство

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины! Большое спасибо за Ваш труд, всесторонние ответы на самые различные вопросы людей. Мой вопрос в том, что разрешено и что запрещено на работе.

На эту тему был развёрнутый ответ, из которого я прояснила многие моменты, так как у меня тоже бывает, что есть свободное время, когда попросту я закончила все текущие дела.

Я работаю в институте, и вопрос в следующем: можно ли иногда распечатывать документы для себя или это приравнивается к воровству? А также и сканировать (вроде бы, здесь материально не ощущаются потери)?

Также на сайте я видела пояснения, что нельзя брать ничего из офиса, даже скрепки или ручки. Это ясно, я для себя покупаю канцелярию сама. Бывает так, что после работы далековато идти в специальную распечатку, там бывают очереди или просто времени в обрез.

Думаю, что запрещены и звонки со стационарных рабочих телефонов для собственных нужд?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам и за добрые слова о работе нашего сайта.

Талмуд (Бава Батра 165а) говорит, что существует несколько наиболее распространённых нарушений: большинство людей нарушает запрет красть, меньшинство — вступает в запрещенные связи и все люди нарушает запрет злословия.

У работников учреждений и предприятий ежедневно возникают многочисленные вопросы об использовании офисного имущества в личных целях: канцелярских принадлежностей, копировальной техники и т.п. Их не регламентированное использование в личных целях зачастую может быть нарушением запрета красть. Как известно, кража даже небольшой суммы является нарушением запрета Торы, независимо от того, у кого украли — у еврея или у нееврея (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 348:1, 2).

Более того, если на работе известно, что сотрудник является соблюдающим евреем, его неправильное поведение может, в конечном счете, привести к осквернению имени Всевышнего. С другой стороны, в этой ситуации существует и уникальная возможность освятить имя Всевышнего, ведя себя достойно.

Как же тогда понять, как себя вести? Неужели каждая копия, сделанная на офисном ксероксе, и каждая чашка кофе, выпитая за счет работодателя, является воровством?

Принятый обычай

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к Мишне (Бава Меция 83а), которая говорит: если есть определённое время, когда принято приходить на работу и уходить с нее, то работодатель не может требовать приходить раньше и уходить позже. Также, если принято, чтобы работодатель обеспечивал работников питанием, он не может сэкономить на этом.

Таким образом, мы видим, что существует такой «регулятор», как принятый обычай (минhаг мэдина — «обычай, принятый в этом краю»), который определяет отношения и обязанности работодателя и работника с точки зрения еврейского Закона, пока стороны не договорились о чем-то другом.

Стоит отметить, что в наше время достаточно сложно определить, что является принятым обычаем. Одни работодатели обеспечивают работников мобильными телефонами, оплачивают их разговоры, другие, наоборот, строго следят, чтобы рабочие телефоны использовались только в рабочих целях. Одни компании предоставляют работникам кофе и прохладительные напитки, а другие держат всё это только для деловых встреч. Так же обстоит дело и с социальным пакетом, отпускными днями, рабочей одеждой и многим другим. Во многом это зависит от того, идет речь о государственной компании или частной, от того, в какой отрасли работает компания, и т.п.

При этом понятно, что работодатель не может установить условия хуже, чем те, что предусмотрены кодексом законов о труде в данной стране.

Тем не менее, зачастую можно увидеть какую-то принятую «политику» и нормы, существующие, например, в конкретной сети предприятий. В таком случае эти нормы могут считаться принятым обычаем и обязывают работодателя и работника поступать соответствующим образом.

Например, если работодатель обеспечивает работников прохладительными напитками и кофе, это вовсе не означает, что теперь работники могут брать их с собой домой или пить стаканами молоко, предназначенное для добавления в кофе, поскольку такое поведение выходит за рамки принятого обычая.

Следует также отметить: при решении вопроса об использовании имущества работодателя в личных целях утверждения типа «все так делают» или «босс мне об этом ничего не говорил» не являются удовлетворительным аргументом. Их недостаточно, чтобы счесть такое использование принятым обычаем. Зачастую работодатель слишком занят, чтобы обращать внимание на эти моменты, или вообще не осведомлен о таком использовании средств компании.

Договоренности между сторонами

Еще при обсуждении нашего вопроса необходимо учесть: трудовой договор может содержать условия, которые отличаются от принятого обычая.

Чему в таком случае отдается предпочтение: принятому обычаю или подписанному договору? Тосафот (Бава Меция 83а) говорят, что предпочтение отдается договору. Так же сказано и в Шулхан Арухе (Хошен Мишпат 331:1-2). Получается, если работодатель и работник договорились о каких-то условиях, которые отличаются от принятого обычая, то работник не может требовать от работодателя вести себя в соответствии с принятым обычаем.

Поэтому, например, если работодатель оговорил в трудовом договоре, что он не обязывается обеспечить работников питанием, а работник осознанно подписал этот договор, то он не может потом потребовать от работодателя обеспечить его обедом, даже если это принято в подобных компаниях в данной местности.

Придирчивый начальник

До сих пор мы говорили в основном об обязанностях работодателя по отношению к работникам. Давайте теперь немного поговорим о работнике. Талмуд предлагает два принципа, которыми следует руководствоваться при определении, чем и в какой мере может пользоваться работник.

В Талмуде (Бава Кама 119 б) рассматривается следующая ситуация: человек делает заказ портному. Естественно, после выполнения заказа остаются нити и куски ткани, которые еще пригодны для работы. Вопрос: может ли портной забрать их себе или обязан вернуть заказчику?

Ответ, который дается в Талмуде: если заказчик желает забрать все нити и лоскуты до последнего, то он имеет на это право. Если нет, то они остаются портному. Но далее Талмуд приводит еще один принцип, который называется «принятый обычай»: материал, оставшийся после выполнения заказа, принадлежит тому, у кого принято оставлять его в данной местности: либо заказчику, либо портному.

В некоторых случаях эти два принципа могут вступать в противоречие друг с другом. Например, если в данной отрасли принято, что работники пользуются копировальной техникой в личных целях, но руководитель конкретного предприятия более придирчив и запрещает это. Может ли работник пользоваться ксероксом, полагаясь на принятый обычай, несмотря на запрет начальника? (Речь идет о случае, когда это не оговорено в договоре. Если в договоре указано, что работник должен поступать определенным образом, а работник подписал этот договор, то ему следует поступать в соответствии с договором, см. выше).

Рамбам (Законы о воровстве 6:8) и Шулхан Арух (Хошен Мишпат 358:11) устанавливает закон в соответствии с принятым обычаем: работник может пренебречь требованием начальника, если тот более придирчив, чем принято. В свою очередь Рамо (Хошен Мишпат 358:10) постановляет: даже если начальник более придирчивый, чем принято, нужно следовать его требованиям.

Практические советы

Чтобы избежать возможного недопонимания и недоразумений, лучше всего, чтобы отношения между работодателем и работником в этой области были регламентированы трудовым договорам. Тогда по всем мнениям работник должен следовать тому, что там записано.

Как быть, если договора нет? От имени рава Исраэля Бельского («Жить честно», стр. 104-106) приводят: сегодня практически невозможно обеспечить, чтобы работники не пользовались имуществом работодателя в личных целях, и это известно всем. Поэтому можно сказать, что это является «принятым обычаем». Однако речь идет о минимальном разумном использовании. Зачастую бывает, что «минимальное» использование переходит все границы и наносит реальный ущерб компании.

Потому работник должен быть честен и отдавать себе отчет, что в этой области достаточно легко перейти грань разрешенного, и стараться следить за собой и минимизировать использование имущества компании в личных целях. Иначе есть большая опасность нарушить запрет кражи.

При этом работодатель не обязан полагаться с закрытыми глазами на благоразумие работников. Он может принять практические меры, чтобы контролировать их в этой сфере. Рассказывают, что в одной компании шкаф с канцелярскими принадлежностями перенесли в такое место, где директор мог его видеть, и расходы на канцтовары и бумагу снизились на треть!

Как было сказано выше, достаточно тяжело определить, что является принятым обычаем. Поэтому, если есть возможность, лучше обговорить с работодателем, в каких рамках использование имущества компании в личных целях является приемлемыми. Для этого не обязательно обсуждать это напрямую с владельцем компании, достаточно поговорить с непосредственным начальником на месте.

Если это по каким-то причинам невозможно, некоторые галахические авторитеты предлагают такой критерий: готов ли работник пользоваться имуществом компании в личных целях в присутствии начальника? Если да, то он может так поступать без разрешения начальника, если нет, то не может этого делать, не получив разрешения начальника.

В заключение хотелось бы привести историю, которую рассказывает рав Ицхак Зильберштейн: в его общине был человек, благословения которого во многих случаях исполнялись чудесным образом. Когда рав решил больше узнать об этом человеке, оказалось, что тот очень аккуратно ведет себя, когда речь идет об имуществе компании и рабочем времени. По окончании рабочего дня он всегда, отметив уход, работал еще 20 минут, чтобы восполнить то рабочее время, которое он в течение дня, может быть, потратил в личных целях.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.

Гитель Итахова

Если я только за себя, то кто я?

Не пора ли ешиботникам перестать просиживать штаны и заняться чем-то более продуктивным?

Рав Реувен Куклин

Если бы все играли в азартные игры, кто бы работал? А если бы все изучали Тору?..


Ноах и Ноев Ковчег, Всемирный Потоп, потомки Ноаха после Потопа и строительство Вавилонской башни, появление на исторической арене праотца Авраама, основоположника монотеизма — вот далеко не полный спектр событий, охватываемых нашей недельной главой. Давайте рассмотрим ближе наиболее интересные и важные из них. Читать дальше