Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Где границы того, за что можно молиться?

Темы: Иштадлут, Запреты, Чудеса, Заповеди, Упование, Молитва, Чувства и разум, Имя Творца

Отложить Отложено

С добрым! Моя дочь работает в мусахе (авторемонтной мастерской). Один религиозный клиент, отдав машину на осмотр и прохождение теста, предложил дочери помолиться за то, чтобы тест прошёл удачно.

Вопрос: где границы того, за чем можно обращаться к Б-гу, чтобы не нарушить третью из асерет а-диброт (Десяти Заповедей), призывая Его Имя всуе? Видел, как молятся о том, чтобы забить гол, выиграть в лото и проч.

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Думаю, что религиозный клиент Вашей дочери предложил это в шутку.

Но, если серьезно, автор книги «Ховот а-левавот» (Шаар аводат а-Шем 6) пишет о том, что существует распространенная ошибка: человек не замечает бесчисленных милостей, которые он постоянно получает от Всевышнего, и полагает, что без своего особого старания он не получит то, что ему положено. Если бы он только смог «снять пелену глупости со своих глаз», то сразу увидел бы, что Творец гораздо лучше него знает, что для него хорошо, а что плохо, и уже давно позаботился о том, чтобы дать ему всё необходимое и в материальном, и в духовном плане.

Так или иначе, согласно букве закона, произнесение имени Всевышнего в молитве не называется «произнесением всуе», то есть не является напрасным. Хотя и существуют богобоязненные люди, которые остерегаются лишний раз произнести имя Б-га даже в своей личной молитве и делают это только в тех молитвах, которые составили для нас наши учителя. Впрочем, в личной молитве всегда можно употребить не Имя, а замещающее слово, такое, как «Всевышний», «Творец» или «а-Шем».

И, может быть, это даже хорошо, когда человек просит Б-га обо всем, что ему кажется важным. Так он каждый раз декларирует, что всё в его жизни зависит от Творца.

Исключением является так называемая «напрасная молитва». Например, если жена молящегося беременна и он просит, чтобы родился мальчик, на таком сроке, когда пол ребенка уже определился (см. Шульхан Арух, Орах Хаим 230:1).

Нехорошо так же «диктовать» Всевышнему, что Ему делать, поскольку человек часто не понимает, что для него хорошо, а что нет. Формулировка должна быть более мягкой: «Мне бы хотелось, чтобы Ты мне помог в следующем…», «если Ты считаешь, что для меня так будет лучше…» и так далее.

Нужно также стараться, чтобы просьба была искренней, как сказано (Тэилим 145:18): «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем, которые призывают Его в истине».

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Попробуем разобраться, почему законам земледелия в Торе отведено особое место, и как именно они могут выражать признание единовластного господства Творца над Миром Читать дальше

«Господин Сельдерей»

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы о Шмите»

Цвика был одним из тех, чье сердце открылось и услышало эти позывные; он начал прислушиваться, всматриваться, искать смысл жизни, и в конце концов приблизился к волшебному миру Торы

Рука провидения

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы о Шмите»

Нашей последней надеждой был третий — самый большой участок. И он не подвел нас! Помидоры на нем выросли к сроку — сочные и румяные, без единой червоточины.

Пути Провидения

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы о Шмите»

Р. Хагай Киршенбаум, потомственный садовод, выращивающий этроги, является также агрономом, помогающим р. И. Эфрати в исследовании законов, связанных с работой на Земле Израиля. Кроме того, р. Хагай назначен главным раввинатом на роль контролера соблюдения законов орла (по закону Торы, деревья до 3-х лет считаются орла, и их плоды запрещены в пищу). На своей должности он повидал немало и может рассказать множество интересных и поучительных историй. Вот одна из них.

Законы года ШМИТЫ 5782. Вступление: важность, смысл заповеди и общие сведения о ней

Рав Лейб-Нахман Злотник