Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли ехать с деловой поездкой в Китай во время эпидемии коронавируса?

Темы: Запреты, Рамбам, Заповеди, Бизнес, Здоровье, Заработок, Жизнь, Опасность

Отложить Отложено

Мне предложили выгодную поездку в Китай по делам бизнеса. Сейчас, когда там бушует коронавирус, местные предприятия несут большие убытки, поэтому они готовы работать на очень выгодных для нас условиях.

С другой стороны, понятно, что мне не хотелось бы туда ехать из-за существующей опасности заразиться. Что Вы можете мне посоветовать с точки зрения еврейского закона? Алик

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Алик,

Большое спасибо, что обратились к нам.

В тот день, когда поступил Ваш вопрос, Министерством иностранных дел в Иерусалиме и представителями Израиля в Китае было принято решение издать предупреждение о поездках: израильтянам в настоящее время настоятельно не рекомендуется ездить в Китай. В предупреждении также сказано, что те израильтяне, которые в настоящее время находятся в Китае, должны покинуть страну как можно скорее.

Прямые рейсы в Израиль из Китая и в Китай также были временно прекращены. Кроме того, Центры по контролю и профилактике заболеваний США призвали американских граждан «избегать любых несущественных поездок по всему Китаю».

Поэтому Ваш вопрос в определенной мере перешел в разряд теоретических. Тем не менее, поскольку эта тема актуальна не только во время чрезвычайных ситуаций, давайте попробуем вкратце разобрать основные моменты, связанные с ней.

Угроза жизни

Не секрет, что человеческая жизнь является наиболее значимой ценностью в иудаизме. Несколько раз Тора предупреждает нас о том, насколько строг запрет подвергать свою жизнь опасности. Например, в книге Дварим (4:9) сказано, что нужно относиться к этому максимально серьезно: «Только берегись и весьма оберегай душу твою…».

Рамбам в «Илхот роцеах» («Законы об убийце» 11:4, 5; 12:6), а также Шулхан Арух (Хошен Мишпат 427:8, 9; Йорэ Дэа 116:5) приводят несколько примеров рискованных действий, которых следует избегать. Например, нельзя проходить рядом с шаткой стеной, класть монеты в рот, пить воду из источника ночью, когда не видно, что в ней находится, и т.п.

Из приведенных примеров ясно, что необходимо избегать не только действий, влекущих реальную угрозу жизни, но даже действий, опасных потенциально.

Повседневная жизнь

В этой связи возникает уместный вопрос: в повседневной жизни человек часто подвергает себя опасности гораздо более реальной, чем в тех случаях, о которых говорили Рамбам и Шулхан Арух. На каком основании разрешено, например, летать на самолете или даже ездить на машине, когда известно, что количество аварий и дорожно-транспортных происшествий неуклонно растет?

Кроме того Шулхан Арух (Орах Хаим 219:1) говорит, что существует специальное благословение «а-Гомель», когда человек благодарит Всевышнего об избавлении от потенциальной опасности. В частности, это благословение должен произнести тот, кто пересек пустыню или море. Тем не менее, нигде в наших источниках не сказано, что следует избегать выходить в море и т.п. из-за потенциальной опасности.

Более того, один из комментаторов Шулхан Аруха, Элия Рабба (Орах Хаим 219:13), задается вопросом: почему человек, прошедший рядом с шаткой стеной, не обязан произносить благословение «а-Гомель» и благодарить Всевышнего за избавление от потенциальной опасности, как благодарит человек, пересекший море. И отвечает, что опасность при морском путешествии гораздо больше, чем рядом с шаткой стеной. Поэтому, пройдя рядом с такой стеной, не нужно произносить благословение.

Почему же тогда Шулхан Арух предупреждает нас: не ходить под шаткой стеной, но не запрещает выходить в море?

Ответ на этот вопрос мы можем найти в респонсе «Шем Арье» (Йорэ Дэа 28). Там сказано: хотя выходить в море, безусловно, опасно, это не запрещено, поскольку является частью повседневной жизни. Т.е. общество само определяет, какое поведение и какие виды деятельности являются частью повседневной жизни. И, соответственно, Галаха (еврейский Закон) не запрещает их. Поэтому, например, полеты на самолете или поездки на машине не запрещены, несмотря на потенциальную опасность.

Рав Эльхонон Вассерман (Ковец Шиурим, Ктубот 136) объясняет эту концепцию на основании талмудического изречения: «Всевышний бережет простаков». Это верно и при занятиях различными рискованными видами деятельности. Значит, человек не обязан избегать поведения и деятельности, принятых в данной местности. Получается, что в силу этого он как будто бы самостоятельно не может уберечь себя от потенциальной опасности, поэтому в такой ситуации Сам Всевышний приходит ему на помощь и оберегает его.

Этот принцип также приводится от имени рава Шломо-Залмана Ойербаха в Шмират Шабат ке-Илхата (32, прим. 2).

Риск ради заработка

Еще при рассмотрении данного вопроса необходимо учесть принцип, рассматриваемый в Талмуде (Бава Меция 112а). Тора (Дварим 24:15) предписывает нам вовремя оплачивать труд наемного работника: «В тот же день отдай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того; ибо он беден и от нее зависит душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу и не было на тебе греха». Талмуд говорит: слова «от нее зависит душа (жизнь) его» означает, что зачастую работнику приходится подвергать свою жизнь опасности ради пропитания. Получается, в определенных ситуациях человеку не запрещено рисковать жизнью, если это необходимо для того, чтобы заработать на эту жизнь.

Этот принцип широко используется в трудах крупнейших галахических авторитетов. Например, на его основании респонс Нода би-Йеуда (т. 2, Йорэ Дэа 10) запрещает охотиться ради удовольствия, но разрешает охотиться тем, кто делает это ради пропитания, хотя это связно с риском. В свою очередь, Рав Мойше Файнштейн (респонс «Игрот Моше», Хошен Мишпат 1:104) разрешает спортивную карьеру, хотя в определённых видах спорта это связано с травмами и опасностью. А рав Элиэзер Вальденберг (респонс «Циц Элиэзер» 9:17, «Кунтрас Рэфуа» 5:9) разрешает врачу лечить инфекционные заболевания, несмотря на опасность заражения.

Следует отметить: не стоит понимать этот принцип буквально — будто бы «разрешено рисковать жизнью ради денег». Речь идет о своего рода расширении предыдущего принципа, который разрешал рискованную деятельность, если она является частью повседневной жизни.

Иными словами, существует виды деятельности, которые связаны с определенной долей риска для жизни, и вполне возможно, что в обычной ситуации человек не стал бы ими заниматься. Тем не менее, поскольку эта деятельность является необходимой для существования общества, общепринято, что людям, которые готовы заниматься ею за деньги, не препятствуют. Получается, что это также своего рода часть повседневной жизни, когда люди ради заработка готовы заниматься деятельностью с более высоким уровнем опасности, чем в обычной жизни.

Более того, это разрешено не только, когда человек не может заработать на жизнь другим способом, но и тогда, когда речь идет о дополнительном заработке (Мишна Брура, Орах Хаим 248:34).

Заключение

Рассматривая Ваш вопрос с точки зрения этих принципов, можно предположить, что туристическая поездка в Китай, вполне возможно, должна быть запрещена в данный момент.

Если же говорить о деловой поездке, то в первую очередь нужно выяснить, какова степень опасности заражения с медицинской точки зрения на данный момент. Затем необходимо выяснить, как отреагировали бизнесмены из развитых стран. Т.е. есть ли сообщение с той местностью Китая, куда Вам предложили поехать, существуют ли ограничения с точки зрения медицинской службы по инфекционным болезням и продолжаются ли деловые поездки в ту местность.

На основании этих данных можно сделать вывод, является ли деловая поездка в эту местность частью повседневной жизни, каков уровень риска, является ли риск таким, какому люди готовы подвергать себя ради заработка? В любом случае на данный момент этот вопрос является теоретическим, как мы упомянули выше.

Тем не менее в сложившейся ситуации в наших силах молиться Вс-вышнему, чтобы он помог остановить развивающуюся эпидемию и помог излечить заразившихся людей.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме