Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Яаков дал сыновьям разные благословения? Ведь это могло снова привести к зависти и вражде...

Темы: Зависть, Яаков, Благословения, 12 колен Израиля, Комментарии

Отложить Отложено

Почему Яаков дал сыновьям разные благословения (Берешит 49:1-28), это же непедагогично, может привести к зависти и вражде?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос.

Когда Яаков чувствует, что его жизнь подходит к концу, он зовет сыновей, чтобы обратиться к ним с последним словом: «И призвал Яаков сыновей своих, и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в последствии дней» (Берешит 49:1). Затем он, вроде бы, снова повторяет свое повеление собраться вместе: «Сойдитесь и послушайте, сыны Яакова, и послушайте Исраэля, отца вашего» (там же, стих 2). Мидраш отмечает это по видимости «бесполезное» повторение и говорит, что неоднократный призыв Яакова к сыновьям собраться вместе имел более глубокий смысл — предостеречь их от раздоров.

Это не секрет, тем более — для Яакова, что отношения между братьями всю жизнь были, мягко говоря, напряженными. Поэтому желание собрать детей и предостеречь их от раздоров — это не просто стремление любящего отца примирить своих детей: «Не надо больше ссориться!» Перед смертью Яаков как праотец обращается ко всем последующим поколениям еврейского народа со страшным сообщением: «Раздор в еврейском народе — это прямой путь к саморазрушению!»

В этом контексте Ваш вопрос еще более актуален. Ведь, если мы предполагаем, что цель Яакова была — объединить братьев, то различие в благословениях, скорее, противоречит этой цели. Более того, Талмуд (Шабат 10 б) говорит, что одной из главных причин плохого отношения братьев к Йосефу было то, что отец выделял его, например, подарил цветную рубашку и т.п., что, в конечном счете, привело к зависти со стороны братьев и продаже Йосефа.

А сейчас, вроде бы, Яаков снова совершает ту же ошибку. Вместо того чтобы благословить всех братьев одинаково, он не только дает им разные благословения, но и порицает некоторых из сыновей. Такой поступок, на первый взгляд, может привести, не дай Б-г, к зависти и враждебности вместо братской любви и гармонии.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам выдающегося комментатора Торы Ор а-Хаим (49:28). Он говорит, что Яаков благодаря своему пророческому дару видел уникальные качества души каждого из братьев и дал каждому благословение, которое точно подходило тому в соответствии с его сильными и слабыми сторонами. Более того, продолжает Ор а-Хаим, каждое из благословений не только воздействовало на каждое колено отдельно; в конечном счете, оно помогало и всему народу в целом.

Настоящее благословение это помощь человеку в реализации его уникального потенциала — присущего только ему одному. Поэтому понятно, что каждый из братьев получает своё благословение, соответствующее его корню души. При этом уникальные качества каждого из колен необходимы для достижения общей цели.

Возьмем, к примеру, футбольную команду: в ней есть защитники, полузащитники, есть нападающие и вратарь. Команда точно не имеет шансов на успех, если, например, все будут играть в нападении или, наоборот, останутся у своих ворот. Успех команды возможен только когда, когда каждый из игроков «занимается своим делом».

Не раз хорошо организованные команды побеждали, даже когда в их составе не было выдающихся игроков, только за счет правильного взаимодействия игроков. Так и в еврейском народе, когда каждое из колен служит Творцу в соответствии со своими талантами, в конечном счете, выигрывает весь еврейский народ.

Теперь мы понимаем глубокий замысел праотца Яакова: настоящее единство — не в уравнивании и обезличивании, оно — в успешном взаимодействии уникальных индивидуальных компонентов.

Понимание этого «послания» праотца Яакова должно помочь нам более внимательно и терпимо относится к уникальным качествам наших детей и других окружающих нас евреев. Ведь только когда каждый из них успешно раскрывает свой потенциал, выигрывает весь еврейский народ.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Тот, кто смешал с водой муку, произведенную из одного из пяти основных видов злаков, и не испек полученное таким образом тесто в течение установленного времени, — создал хамец,т.е. тесто успело закваситься. Читать дальше