Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

С точки зрения ислама человек — раб Всевышнего. А с точки зрения иудаизма?

Темы: Предназначение, Ислам, Свобода выбора, Иудаизм, Рабство, Суд, Праведники, Исход из Египта, Любовь к Б-гу, Праведники народов мира

Отложить Отложено

С точки зрения Ислама человек — раб Всевышнего. А с точки зрения иудаизма кто человек? Он раб Творца, который должен быть покорен Его воле? Или просто творение, без упоминания рабства?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Спасибо за интересный вопрос!

Рамбам (Ильхот Млахим — Законы о царях 8) пишет, что бен-Ноах обязан выполнять семь заповедей потому, что так повелел Всевышний. А если он выполняет эти заповеди только потому, что так его вынуждают обстоятельства, или даже потому, что так ему подсказывает логика, он не может считаться праведником народов мира.

Рав Хаим Шмулевич поясняет, что именно поэтому Авраам поклялся царю Сдома, что не возьмет ничего из захваченных трофеев. А зачем Аврааму нужно было клясться? Ведь он, и без этого не стал бы брать ничего из того, что принадлежало царю Сдома? Рав Хаим Шмулевич говорит: отказ от присвоения имущества, которое не совсем принадлежит тебе, являлось достаточно логичным решением. Поступить так подсказывает здравый смысл каждого нормального человека.

Но в этом же и проблема: чтобы принять такое решение, нет необходимости в духовном элементе. Для стороннего наблюдателя всё происходящее могло выглядеть как поступок, совершенный на основании логики. И вот для того, чтобы показать всем, что поступать так заставляет его вера в Творца, а не здравый смысл, Авраам и поклялся царю Сдома.

Известно также, что, отправляя Элиэзера на поиск жены для Ицхака, Авраам заклял его. И не потому, что сомневался в верности и надежности Элиэзера, а для того, чтобы весь «проект» был пронизан желанием выполнить волю Творца.

Рав Хаим Шмулевич приводит еще одно объяснение такого поведения праведников. Дело в том, что человек является главным судьей собственных поступков. А судье, как известно, запрещено получать не только взятки, но и подарки. Этот запрет призван исключить любую личную заинтересованность судьи.

Поэтому праведники, исполняя заповеди и совершая другие необходимые действия, всегда стремились избавиться от всего, что может привести их к предвзятости. Чтобы во всех их действиях присутствовало лишь желание выполнить волю Творца, праведники «связывали» себя клятвой Всевышнему.

Так же объясняется и требование Яакова, чтобы Йосеф поклялся ему, что похоронит его в Святой Земле. Да, существует множество других прекрасных комментариев, объясняющих, почему была необходима эта клятва: чтобы Паро не смог запретить это, так как Йосеф и ему клялся, что не будет разглашать его тайн и т.д. Однако это не противоречит принципу, о котором мы говорим: праведники стремятся вытеснить всё личное из своих действий, чтобы единственным обязывающим их фактором была воля Творца.

А вот пример применения этого принципа в повседневной жизни. Рашбам пишет (комментарий к трактату Шабат 23:19): не подобает богобоязненному еврею говорить, что он не ест мясо с молоком потому, что это невкусно и вредно для здоровья. Вполне может быть, что это и вкусно, и полезно, однако он ведет себя так, потому что ему запретил это делать Творец.

Пророк Ирмияу так говорит об этом: «Так сказал Господь: Пусть не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что он разумеет и знает Меня, что Я — Господь, Творящий милосердие, правосудие и справедливость на земле, ибо лишь это желанно Мне, — сказал Господь» (9:22, 23).

Люди, носившие почетное звание «раба Всевышнего»:

1. Авраам назван рабом Всевышнего (Берешит 26:24),

2. Яаков (Йешаяу 30:20),

3. Моше (Бемидбар 12:7),

4. Йеошуа (Йеошуа 24:29),

5. Калев (Бемидбар 14:24),

6. Давид (Йехезкель 37:24),

7. Йешаяу (20:3),

8. Эльяким, сын Хилькияу (там же, 22:20),

9. Иов (Иов 2:3),

10. Даниэль (Даниэль 6:21),

11. Ханания, Мишаэль и Азария (там же, 3:26),

12. Зерубавель (Хагай 2:23).

Исход из Египта — смена вида рабства

Временем окончательного формирования еврейского народа считается Исход из Египта. Но есть важный момент, позволяющий более точно определить сущность этого судьбоносного события. Исход был не только праздником освобождения из рабства. В это время евреи перестали быть рабами египтян и стали рабами Всевышнего. И освобождение было даровано евреям для того, чтобы они были связаны узами благодарности и любви к Всевышнему и чтобы их связь с Творцом больше никогда не прерывалась.

С уважением, Нахум Шатхин

Читайте: тема Ислам и Иудаизм

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше