Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Б-г хочет, чтобы мы, люди, строили с Ним отношения?

Темы: Дождь, Исправление, Речь, Цель творения, Предназначение, Молитва, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Почему Б-г хочет, чтобы мы, люди, обращались к Нему, строили с Ним отношения?

Отвечает рав Зеев Урман

Здравствуйте.

Вы задали один из основополагающих для еврейского мировоззрения вопросов. Попробую коснуться лишь некоторых аспектов этой обширной темы.

Связь человека с Творцом не просто желанна для Творца. Она составляет суть всего замысла Творения и абсолютно необходима для существования мира, является непременным условием его существования.

Целью творения, как следует из наших священных книг, было — дать человеку благо. И это заключается в том, что Он даёт Своим творениям приобщиться к Нему в той мере, в какой это для них возможно. Все творения в мире, кроме человека, получают благо от Б-га, не прося Его об этом, без поиска связи с Ним. Поэтому их возможность приобщения к Нему ограничена.

Но именно человеку Творец дал возможность максимально приблизиться к Себе, возложив на него величайшую задачу — стать участником Творения. Для этого Творец наделил человека Б-жественной душой, созданной по Своему образу и подобию, в которую изначально была заложена глубокая потребность единения со своим Источником. И дал человеку способность влиять на мир не только своими действиями, но и молитвой, которую он обращает к Всевышнему.

Яркий пример этому мы встречаем уже в самом начале книги Берешит (2:5). Сказано, что до сотворения человека в шестой день «Никакого кустарника полевого еще не было на земле и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не слал Господь Б-г на землю…» (В третий же день, о котором сказано: «И извлекла земля поросль…» — там же, 1:12, они еще не взошли, а ждали «на выходе» до шестого дня — Хулин 60 б).

Почему Всевышний не посылал дождя? Объясняет Раши: «Ибо не было того, кто мог бы осознать благотворность дождей. Когда же явился на свет Адам и понял, что они необходимы миру, он стал молить о них, и пошли дожди, и выросли деревья и травы». И сказано: «Это учит нас тому, что Всевышний жаждет молитв праведников». Здесь раскрывается одна из основ мироздания: всё духовное и материальное изобилие, приходящее в мир, должно пройти через Врата Молитвы. И если эти Врата не будут открыты, к нам не придет даже то, что было приготовлено и предназначено для нас изначально.

Об Ицхаке сказано: «И внял его мольбе Господь, и зачала Ривка, жена его» (Берешит 25:21). Хотя Аврааму уже было обещано, что в Ицхаке наречется ему потомство (там же, 21:12), без молитвы Ицхака это обещание не могло быть осуществлено.

Всевышний поклялся Яакову: «Я сойду с тобой в Египет, и Я выведу тебя обратно» (Берешит 46:4). И тем не менее: «…И стенали сыны Израиля от тяжкой работы, и громко взывали, и вознесся к Б-гу их вопль от работы. И услышал Б-г их стон, и вспомнил Б-г Свой завет с Авраамом, Ицхаком и Яаковом» (Шмот 2:23, 24). Если бы они не взывали, не удостоились бы избавления. И так — во многих местах в Торе.

К сожалению, в наше время большинство людей уже не осознают огромного потенциала своей молитвы. Может быть, и слышали об этом, но не очень-то верят тому, что это имеет отношение и к ним. Что их молитва тоже может изменить ход событий, изменить реальность. Но начинают воспринимать молитву просто как религиозную обязанность, которую необходимо периодически выполнять. Теряют понимание того, что, прежде всего, это — их потребность. Уникальная возможность воззвать к Всевышнему и приблизиться к Нему. Иногда это непонимание вызвано не совсем верным представлением о том, что такое молитва.

В чем может быть ошибка? В самом простом и естественном восприятии. Молитва — это наше обращение к Всевышнему, в котором мы стараемся выразить и донести до Него то, что беспокоит нас, что является для нас самым важным и насущным в данный момент. Мы знаем: Всевышний — Первопричина всего и избавление может придти только от Него. Поэтому обращаем к Нему наши просьбы изменить положение к лучшему, избавить нас от бед, исцелить от болезней. Согласно этому пониманию, наши проблемы и переживания являются ПРИЧИНОЙ нашего обращения к Всевышнему. А наша молитва является СРЕДСТВОМ избавления от этих невзгод

Несомненно, в какой-то мере это верно. Потребность в помощи Небес всегда возрастает в час испытаний. И избавление приходит именно от Него. Но если это останется нашим единственным представлением о том, что такое молитва, то рано или поздно это поставит перед нами ряд серьезных вопросов, на которые будет трудно найти правильный ответ. Выделим три основные проблемы, которые может породить подобное понимание:

1. Проблема чувства. Если, приложив усилия во время молитвы, мы удостаиваемся желанного избавления, то, конечно же, сердце переполняется любовью и благодарностью к Всевышнему за Его милость, проявленную к нам. Вместе с тем, мы ощущаем, что огромное душевное и даже физическое усердие, которое мы проявили в молитве, не прошло даром: наши старания увенчались успехом и принесли свои плоды. Но если мы молились, просили, умоляли, а в ответ не получили желаемого, то, скорее всего, мы ощутим определенное разочарование.

Ведь, если молитва является для нас всего лишь средством избавления от бед, то наши ощущения в этом случае будут подобны ощущению человека, который бросил монету в автомат для продажи Кока-Колы и не получил баночку напитка взамен. По своей природе мы очень рациональны. Мы готовы подчас приложить достаточно серьезные усилия, но при условии, что это даст какой-то результат. А если желаемого результата нет, то нам остаётся только спрашивать себя: на что ушли все наши старания? Ради чего было затрачено столько сил?

2. Проблема логическая. Для чего мы должны подробно рассказывать Б-гу о своих невзгодах? Неужели Он не знает, что нас волнует? Что нам необходимо? Для чего слёзно умолять? Ведь Он может дать нам всё необходимое и без наших молитв. Точно так же, как Он даёт всё необходимое остальным творениям — животным и растениям — без малейшей просьбы с их стороны. Ведь сказано: «Открываешь руку Твою и насыщаешь всякого живущего благоволением» (Тэилим 145:16). В конце концов, Он является единственным Источником милосердия и изобилия!

Более того, не показывает ли наша просьба, что мы недостаточно уповаем на Него? Ведь, жалуясь, мы выражаем нежелание проходить те испытания, которые Он нам посылает? Ведь, по логике, слуга, который хочет доказать свою преданность господину, не станет просить, чтобы господин его не испытывал. Наоборот, он будет искать возможность доказать, что покорно всё принимает!

3. Проблема каждодневного повторения. Каждый день три раза. Те же слова, те же просьбы. Для чего? Мы уже сказали вчера и позавчера, что признаем: Он велик, бесконечен, могуч. Неужели со вчерашнего дня в наших представлениях что-то изменилось?

Чтобы прояснить эти вопросы, обратимся к одному ключевому моменту в Торе. К рассказу о том, как Авимелех забрал Сару у Авраама и поместил ее в свой дворец. Всевышний явился к Авимелеху во сне и сказал: «Теперь же возврати жену этого мужа, ибо пророк он, и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если ты не возвращаешь, то знай, что умрешь ты и всё твое» (Берешит 20:7).

Мы задали вопрос, почему нужно молиться, если Б-г и так всё знает. В истории с Авимелехом мы видим, что молитва Авраама не должна была стать отчетом Всевышнему о случившемся: ведь Всевышний Сам, наставляя Авимелеха, повелел ему просить Авраама, чтобы тот помолился о его исцелении: «И молился Авраам Б-гу, и исцелил Б-г Авимелеха и его жену, и его рабынь, и разрешились они» (там же, 17). Видно, что «информирование» Всевышнего не является центральной целью молитвы. Тогда что же?

Сказано (Авот 1:2): «На трёх вещах держится мир: на Торе, на служении и на добрых делах». Сегодня служение — это молитва. Разговор с Творцом. Почему человек назван «медабэр» — «говорящий» (в иерархии творений ниже его «домэм» — неживые объекты, «цомеах» — растения, «хай» — живые существа)? Потому что именно через разговор с Творцом, через желание понять, что Он от нас хочет, проявляется то единственное качество, которое принципиально отличает нас от других творений! Дает нам возможность влияния на духовные и материальные миры, делая нас участником творения.

Даже когда мы не просим о чем-то, а просто говорим кому-то слова любви и признания, мы не передаем информацию. Мы ищем путь приближения, мы активно строим и укрепляем наши отношения. Тем более — когда обращаем свои просьбы к Творцу. На самом деле молитва — это связь! Наша активная связь с Творцом, которая неслучайно называется служением — исполнением некоторой работы. Поскольку в результате этой связи рождается новая духовная реальность, а в мир приходит материальное изобилие.

И здесь начинаются ответы на наши вопросы. Молились и не получили ответа? — Молитва сама по себе, даже если не принесла видимых результатов, приближает нашу душу к Создателю мира и поднимает нас на более высокий уровень в мироздании! И не нужно уже спрашивать о результате. Представьте себе, что кто-то вернулся из интересного кругосветного путешествия. Неужели мы спросим его, что он от этого выиграл, сколько заработал? Само путешествие было одновременно и целью и результатом!

Мы спросили, не показывают ли наши постоянные просьбы об изменении ситуации, что мы недостаточно уповаем на Б-га. Нет, они не вызваны недостатком веры. Но Всевышний, желая нашего участия в изменении мира к лучшему, дал нашей молитве силу изменять реальность и даже отменять уже вынесенные приговоры! А каждодневное повторение, подобно воде, точащей камень, в конце концов, может преодолеть все преграды. 515 молитв произнес Моше, чтобы Творец принял его просьбу, разрешил ему войти в Землю Израиля. И на 516-ой, которая стала бы решающей, был остановлен.

Итак, нам часто кажется, что, поскольку в жизни нас постигают всяческие беды и проблемы, мы обращаемся к Творцу, чтобы Он избавил нас от них. То есть, воспринимаем молитву как средство для достижения цели. Но на самом деле сама молитва, наша связь с Всевышним — и есть настоящая цель! Нам посылают проблемы Свыше для того, чтобы у нас возникла потребность искренне обратиться к Творцу.

Т. е., разрешение трудностей, с которыми мы сталкиваемся, является не целью, а средством! Ведь до тех пор, пока всё идёт гладко, мы как-то обходимся без обращения к Б-гу. Когда мы вспоминаем о Нём и берём в руки Сидур? Когда у нас возникают проблемы.

А когда Творец не желает контакта с кем-то, он решает все его проблемы. Где мы это можем увидеть? Змею был вынесен приговор: «прах будешь есть во все дни жизни твоей» (Берешит 3:14). Пропитание, пища, которая всегда имеется в изобилии! Разве это проклятие? Это же благословение?! Сказал Творец: у тебя больше не будет проблем в этом мире. Я прерываю с тобой всякую связь! Это и есть самое большое проклятье!

У каждого из нас свои заботы и проблемы. Каждый день приносит новые тревожные новости. Всегда есть о чем молиться. «Мне нужна постоянная связь с вами» — словно говорит нам Всевышний. Поскольку без наших молитв, которые подобны первой молитве Адама о дожде, Творение никогда не достигнет цельности и не придет к своему завершению, а весь мир — к конечному Избавлению.

С уважением, Зэев Урман

Материалы по теме


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше