Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не подобает гневаться на жену, чтобы сделать приятное родителям»Сефер Хасидим — Книга Благочестивых

Существует ли обязанность почитать дедушку?

Темы: Кадиш, Заповеди, Уважение, Почитание родителей, Комментарии

Отложить Отложено

У Вас на сайте много говорится о заповеди уважать и почитать отца и мать. А есть ли такая же заповедь по отношению к дедушке и бабушке?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос.

Известно, что в иудаизме большое значение придается преемственности поколений. Уважение к старшим общепринято. Кроме того, в иудаизме каждое поколение рассматривается как своего рода звено в длинной цепочке передачи еврейской Традиции. Поэтому существуют отдельные заповеди: уважать отца и мать, старшего брата, родителей жены и т.д.

В этом плане Ваш вопрос очень актуален: существует ли также отдельная заповедь уважать дедушек и бабушек, подобная заповеди уважать отца и мать, или же это часть более общего повеления уважительно относится к пожилым людям?

Вполне легитимно задать вопрос: какая разница, является это отдельной заповедью или нет? Это различие как-то отражается на практическом выполнении? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к другому галахическому вопросу, обсуждавшемуся нашими законодателями. Известно, что существует заповедь произносить Кадиш по умершему, что очень важно для его души. Чтение Кадиша — это проявление уважения к умершему, поэтому в первую очередь эта заповедь возлагается на сына покойного, ведь у того есть обязанность уважать отца. И, хотя посторонний человек может также произносить Кадиш по умершему, он не обладает такими полномочиями, как сын.

Сегодня во многих общинах принято читать Кадиш всем вместе. Однако существуют общины, где Кадиш читает только один человек, и так было принято раньше. Если в такой общине один человек должен прочитать Кадиш по отцу, а другой — по человеку, который не является его отцом, то предпочтение отдается сыну и он читает Кадиш.

И здесь возникает вопрос: какое решение будет принято в ситуации, когда внук должен прочесть Кадиш по дедушке, а другой человек — по тому, кто не является его отцом или дедом. Если существует отдельная обязанность уважать дедушку, то внуку отдается предпочтение перед другим человеком, если же такой обязанности нет, то и у внука, и у другого человека будут одинаковые права и им придется поделиться.

В Торе напрямую не упоминается отдельная заповедь уважать дедушку. Поэтому некоторые галахические авторитеты считают, что такой заповеди нет (Маарик 44, см. Рамо, Йорэ Дэа 240:24). А то, что сказано в Талмуде («Внуки — как сыновья», Йевамот 62 б), не является доказательством, поскольку там речь идет об исполнении заповеди плодиться и размножаться. Т.е., например, если у человека умер сын, который оставил после себя детей, то считается, что этот человек (дедушка) выполнил заповедь плодиться и размножаться «через внуков». Но там не обсуждается заповедь уважения к деду. Понятно, что даже по этому мнению внук не освобождается от обязанности уважительного отношения к дедушке, но, тем не менее, это не является отдельной заповедью.

Однако большинство галахических авторитетов считает, что есть отдельная заповедь уважать и почитать дедушку (Рамо, Йорэ Дэа 240:24, Арух а-Шулхан 240:44). В качестве источника часто цитируют Мидраш Рабба (94:5, упоминается также у Раши, см. его комментарий к Ваигаш 46:1), где сказано: когда праотец Яаков со своими сыновьями переселялся в Египет, он сделал остановку в Беэр-Шеве и принес там жертвы. Тора (Ваигаш 46:1) говорит, что Яаков принес жертвы Б-гу отца своего Ицхака. Возникает вопрос: почему не упоминается, что это также Б-г его деда Авраама, который первым обратился к Творцу. Мидраш отвечает: отсюда следует, что обязанность сына уважать и почитать отца выше, чем обязанность внука уважать деда. Тем не менее, мы видим, что существует и обязанность уважать деда, просто заповедь уважать отца «сильнее».

Поэтому в первую очередь человек обязан оказать уважение отцу, а уже потом — деду. Но — обязан оказать уважение деду прежде, чем другому человеку (раби Акива Эйгер, Йорэ Дэа 240:24). Кроме того, если у человека нет возможности заботиться об отце, но у его сына есть такая возможность, то внук обязан позаботиться о дедушке (Бах, Шах, Йорэ Дэа 240:23).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Повеления, Уставы, Законы…

Рав Овадья Климовский

Какие виды Законов соблюдал Авраам?

В какой раковине можно делать омовение рук?

Рав Бенцион Зильбер

Можно ли делать омовение в раковине, если в ней моют ребёнка?

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Опять перед выборами будут обливать религиозных грязью и обвинять во всем?

Рав Бенцион Зильбер

Почему религиозных обливают грязью и обвиняют во всем? Как отношения Яакова с Лаваном предвосхищают жизнь евреев в изгнании? Кто забрал все деньги из госбюджета? Если Миша Рабинович украл, то все евреи воры? А если Иван Петрович украл? Как стать сильным и


Биография духовного лидера и ведущего законоучителя своего поколения Читать дальше

Вера и упование I, 1—3

Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»

Душа жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, — но заперты ворота…

В кругу великих. Хазон Иш. «Мир в доме вернется на место свое...»

Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»

Несмотря на максимальную погруженность в изучение Торы, Хазон-Иш знал о нуждах окружавших его людей. История о том, как великий раввин проведывал заболевшего жестянщика.

В кругу великих. Хазон Иш. Наш учитель оберегает честь своей жены

Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»

Муж должен считаться с чувствами жены. Рабби Йешаягу Карелиц — пример человека, который постоянно делал всё необходимое для того, чтобы его супруга чувствовала себя комфортно.

Тора — источник реальности

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Тора — это духовное ядро, а мир — ее физическое воплощение.