Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц

Существует ли обязанность почитать дедушку?

Темы: Кадиш, Заповеди, Уважение, Почитание родителей, Комментарии

Отложить Отложено

У Вас на сайте много говорится о заповеди уважать и почитать отца и мать. А есть ли такая же заповедь по отношению к дедушке и бабушке?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос.

Известно, что в иудаизме большое значение придается преемственности поколений. Уважение к старшим общепринято. Кроме того, в иудаизме каждое поколение рассматривается как своего рода звено в длинной цепочке передачи еврейской Традиции. Поэтому существуют отдельные заповеди: уважать отца и мать, старшего брата, родителей жены и т.д.

В этом плане Ваш вопрос очень актуален: существует ли также отдельная заповедь уважать дедушек и бабушек, подобная заповеди уважать отца и мать, или же это часть более общего повеления уважительно относится к пожилым людям?

Вполне легитимно задать вопрос: какая разница, является это отдельной заповедью или нет? Это различие как-то отражается на практическом выполнении? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к другому галахическому вопросу, обсуждавшемуся нашими законодателями. Известно, что существует заповедь произносить Кадиш по умершему, что очень важно для его души. Чтение Кадиша — это проявление уважения к умершему, поэтому в первую очередь эта заповедь возлагается на сына покойного, ведь у того есть обязанность уважать отца. И, хотя посторонний человек может также произносить Кадиш по умершему, он не обладает такими полномочиями, как сын.

Сегодня во многих общинах принято читать Кадиш всем вместе. Однако существуют общины, где Кадиш читает только один человек, и так было принято раньше. Если в такой общине один человек должен прочитать Кадиш по отцу, а другой — по человеку, который не является его отцом, то предпочтение отдается сыну и он читает Кадиш.

И здесь возникает вопрос: какое решение будет принято в ситуации, когда внук должен прочесть Кадиш по дедушке, а другой человек — по тому, кто не является его отцом или дедом. Если существует отдельная обязанность уважать дедушку, то внуку отдается предпочтение перед другим человеком, если же такой обязанности нет, то и у внука, и у другого человека будут одинаковые права и им придется поделиться.

В Торе напрямую не упоминается отдельная заповедь уважать дедушку. Поэтому некоторые галахические авторитеты считают, что такой заповеди нет (Маарик 44, см. Рамо, Йорэ Дэа 240:24). А то, что сказано в Талмуде («Внуки — как сыновья», Йевамот 62 б), не является доказательством, поскольку там речь идет об исполнении заповеди плодиться и размножаться. Т.е., например, если у человека умер сын, который оставил после себя детей, то считается, что этот человек (дедушка) выполнил заповедь плодиться и размножаться «через внуков». Но там не обсуждается заповедь уважения к деду. Понятно, что даже по этому мнению внук не освобождается от обязанности уважительного отношения к дедушке, но, тем не менее, это не является отдельной заповедью.

Однако большинство галахических авторитетов считает, что есть отдельная заповедь уважать и почитать дедушку (Рамо, Йорэ Дэа 240:24, Арух а-Шулхан 240:44). В качестве источника часто цитируют Мидраш Рабба (94:5, упоминается также у Раши, см. его комментарий к Ваигаш 46:1), где сказано: когда праотец Яаков со своими сыновьями переселялся в Египет, он сделал остановку в Беэр-Шеве и принес там жертвы. Тора (Ваигаш 46:1) говорит, что Яаков принес жертвы Б-гу отца своего Ицхака. Возникает вопрос: почему не упоминается, что это также Б-г его деда Авраама, который первым обратился к Творцу. Мидраш отвечает: отсюда следует, что обязанность сына уважать и почитать отца выше, чем обязанность внука уважать деда. Тем не менее, мы видим, что существует и обязанность уважать деда, просто заповедь уважать отца «сильнее».

Поэтому в первую очередь человек обязан оказать уважение отцу, а уже потом — деду. Но — обязан оказать уважение деду прежде, чем другому человеку (раби Акива Эйгер, Йорэ Дэа 240:24). Кроме того, если у человека нет возможности заботиться об отце, но у его сына есть такая возможность, то внук обязан позаботиться о дедушке (Бах, Шах, Йорэ Дэа 240:23).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше