Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Опять перед выборами будут обливать религиозных грязью и обвинять во всем?

Темы: Галут, Антисемитизм, Яаков, Выборы, Политика, История, Государство Израиль

Отложить Отложено

Израиль снова идет на выборы. Это означает, что опять будут обливать религиозных грязью и обвинять во всем. Почему так происходит?

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Здравствуйте!

Наши мудрецы говорят, что «маасэй авот — симан лэ-баним», т. е. то, что было с отцами, показывает, что будет с детьми. Отношения Яакова с Лаваном говорят многое о жизни евреев в Галуте.

С одной стороны, Лаван не выполняет свои обязательства и многократно обманывает Яакова. С другой стороны, он подает себя и свое поведение как пример для подражания, а Яакова изображает человеком, который не знает, как себя достойно вести, унижает его. После семи лет, которые Яаков отработал за Рахель, Лаван нагло обманывает его, давая ему в жены Лею вместо Рахели. Когда Яаков спрашивает: «Я ведь работал у тебя за Рахель, почему ты меня обманул?», Лаван отвечает: «Не делается так в наших краях — выдавать младшую раньше старшей». Иными словами: «Мы знаем, как себя вести, мы ведем себя достойно, мы уважаем старших, мы не выдаем младшую дочь замуж раньше старшей. А вот вы не умеете себя вести достойно. Что ты хотел: чтобы я выдал младшую раньше старшей?! Это же недостойно!»

Так все время было с евреями в разных странах Галута, в том числе в России при царях. С одной стороны, евреев дискриминировали, ущемляли в правах. Были специальные ограничивающие законы против евреев. А с другой, унижали их, говорили, что все беды России — от евреев, они кровопийцы, пиявки, эксплуатируют русских и т. д.

Нечто подобное происходит сейчас в современном Израиле — в отношении СМИ к харедимному обществу. С одной стороны, харедимные детские сады, ясли и школы, как правило, не имеют таких комфортных условий, как нерелигиозные детские учреждения. С другой — обвинения, что харедим забирают все деньги из государственного бюджета. Что их уровень развития ниже, чем у других и т. д. Приводятся тщательно «подобранные» данные. Если происходит что-то недостойное в харедимном обществе, об этом много и эмоционально пишут. Если подобное происходит в других секторах, об этом молчат. Как когда-то говорили: если Миша Рабинович своровал, то все евреи воры, а если Иван Петрович своровал, то Иван Петрович вор. И т. д. А когда какой-то политический деятель не имеет, что рассказать о достижениях в своей работе, у него есть простой выход: начать борьбу против харедим. И тогда он — «спасает Страну!»

Когда есть серьезные проблемы в стране и сложно их решать, то есть простой путь — перевести недовольство народа на харедимное общество. Тут каждый может почувствовать себя «сильным» и «просвещенным». Но в реальности понятно, что настоящие проблемы страны этим не решаются. Грустно это констатировать, но так ведут себя некоторые политики.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский