Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли в Торе намек на праздник Ханука?

Темы: Элиша, Шем, Аарон, Ханука, Коэн, Храм, Ноах, Мишкан, Чудеса, Пророки, Праотцы, Цари Израиля, Элиягу

Отложить Отложено

Здравствуйте! У меня такой вопрос: слышал на уроке, что мудрецы Талмуда задаются вопросами: есть ли в Торе намек на праздник Пурим? Где в Торе есть намек на Мордехая? И где намек на Амана? Скажите, пожалуйста, если есть в Торе намеки на праздник Ханука? Заранее благодарен, Алексей

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте, уважаемый Алексей, и спасибо за интересный вопрос!

Наши мудрецы указывают множество подобных намеков в Торе. Правда, с Ханукой дело обстоит иначе, чем с Пуримом, когда мудрецы прямо спрашивают: где можно найти имя Амана в Торе? Мудрецы Талмуда нигде не спрашивают: где в Торе намек на Антиохуса? Или: где в Торе намек на Макабим? Однако есть много стихов в Танахе, связанных с Ханукой.

В Книге Шмуэля пророчица Хана возносит благодарность Всевышнему за то, что Он послал ей сына, будущего пророка Шмуэля (Шмуэль I 2). Вся эта песнь благодарности является пророчеством, и в ней Хана говорит о чудесах своей жизни, а также о чудесах, которые произойдут с народом Израиля в будущем. И в одном из стихов сказано так: «Луки героев ломаются, а слабые препоясываются силою» (Шмуэль I 2:4). Поясняют комментаторы, что здесь содержится намек на события, предшествовавшие чуду Хануки, когда малочисленные евреи одолеют войска огромной империи.

Однако существует намек не просто более раннего периода, а времен Потопа!

Комментарий «Имрей Ноам» поясняет на основании устной традиции, что из ветви оливкового дерева, принесенного голубем в Ковчег Ноаху, было сделано масло. Кувшин с оливковым маслом Ноах передал своему сыну Шему. Шем, он же Малкицедек, подарил этот кувшин Аврааму как приношение. От Авраама кувшин перешел к Ицхаку, а позже и к Яакову.

Когда Яаков переправлялся через ручей Яббок, то решил вернуться за малыми сосудами. Пишет «Сифтей Коэн» (к Берешит 32:25): «И остался Яаков один (левадо)» — толкуют наши мудрецы (Рабейну Бахье): не читай левадо (один), а читай ле-кадо (ради кувшина своего). Ради какого кувшина? Ради того кувшина, маслом которого помазывали Мишкан, сосуды и жертвенник, Аарона и его сыновей, а после — царей Израиля.

И по сей день он существует, и на него намекает Тора: «… масло это будет предназначено для священного помазания …» (Шмот 30:31). С этим кувшином связаны чудеса пророка Элиягу, совершённые у женщины из города Царфат, как сказано: «Мука в кувшине не иссякала, и масло во фляге не убывало…» (Млахим I 17:14). С ним же связано чудо пророка Элиши, когда маслом были наполнены все сосуды у вдовы Овадьи (Млахим II 2:1-7).

Когда осознал Яаков, как много чудес связано и будет связано с этим кувшином, то решил вернуться за ним, хотя это был риск для жизни. Сказал Яаков: «Кувшин этот — не мой он, а Всевышнего, разве вправе я оставить его?» А в ответ сказал Всевышний: «Ты готов был подвергнуть опасности свою жизнь ради Моего небольшого кувшина!? Я отплачу тебе тем, что Хашмонаим найдут этот кувшин с маслом, когда освободят Храм».

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше