Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Йосефа не казнили по обвинению жены Потифара?

Темы: Йосеф, Египет, Фараон, Суд, Агада, Шхина, Ангелы, Комментарии

Отложить Отложено

Шалом! Так почему же Иосифа, нищего и бесправного раба, не убили в Египте? Смертная казнь ему была обеспечена, но вынесена не была! Раб-инородец, обвиненный в попытке изнасилования жены министра фараона, — и не казнён! Почему же его осудили на пожизненное тюремное заключение? Владимир

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Владимир!

Вы задаете хороший вопрос, который задают и многие великие комментаторы Торы.

Их ответы идут по двум основным линиям.

Первая: как Вы и говорите, если бы Йосефа судили обыкновенным образом, то казнь ему была бы обеспечена, его господин добился бы этого, судом или даже без. Но все дело в том, что его господин, Потифар, очень любил Йосефа и ценил его как работника. Как сказано в Торе, Йосеф так хорошо и успешно работал, что быстро завоевал полное доверие Потифара и тот отдал в его руки все хозяйство. По факту Йосеф сделался не рабом, а управляющим.

А вот жена Потифара, как очевидно из самой истории, большой верностью и любовью к мужу не отличалась. Поэтому, когда она обвинила Йосефа в изнасиловании, Потифар хорошо понимал: не факт, что ей следует верить больше, чем Йосефу. Поэтому, как пишет Рамбан (к Берешит 39:20), Потифар не дал ему предстать перед обычным судом, а посадил в особую тюрьму, «где содержатся заключенные царя» (там же). То есть, это была «привилегированная» тюрьма, куда сажали не тех, кого осудили по закону, а тех, кто впал в немилость у царя или его сановников типа Потифара — и кто впоследствии мог вновь оказаться в милости, как один из царедворцев, о которых Тора пишет после этого.

Альших (там же) идет дальше: Потифар не просто полюбил Йосефа, но, как сказано в мидраше (Берешит Рабба 86), «увидел над его головой Б-жественное Присутствие». Не то что Потифар был таким пророком, просто, как пишет Тора (там же 39:3), «увидел его господин, что Б-г с ним».

Даже Потифару было очевидно, что Йосеф — особый человек, что ему покровительствует и помогает Сам Б-г. Поэтому он не просто сомневался, заслуживает ли Йосеф наказания, — он БОЯЛСЯ причинить ему боль и тем самым, вероятно, вызвать гнев покровительствующего ему Б-га. Так Альших описывает дилемму Потифара: что мне делать? Если встану на сторону жены, то пойду против Б-га Йосефа и навлеку на себя Его гнев. А если встану на сторону Йосефа, обреку на позор жену, а значит, и себя!

Поэтому, объясняет Альших, в Торе сказано (там же): «И взял господин Йосефа, и отдал его в темницу». Когда слово «взял» используется в отношении человека, оно часто толкуется как «взял словами». Т.к. человека обычно не «берут» физически, как предмет, чтобы куда-то понести, а убеждают куда-то пойти. (См. комментарии Раши к Берешит 2:15, Шмот 14:6, Ваикра 8:2). Вот и Йосефа господин «взял» не силой, а максимально мягко попросил проследовать в темницу и понять, что по-другому он, Потифар, не может, что обязан сохранить достоинство жены и собственное.

И даже в тюрьме Йосеф не стал заключенным в полном смысле слова. Мальбим спрашивает, о чем говорит «избыточность», как может показаться, слов Торы «и был он там, в темнице». Ведь достаточно сказать: «и был он в темнице», в Торе ни одно слово не употреблено «просто так». «Лишние» слова намекают на то, что в темнице только формально было теперь его место, но на практике он продолжать служить Потифару.

Ведь сама тюрьма принадлежала Потифару, и там тоже была работа, было поле деятельности для Йосефа. И, в принципе, Потифар мог дать такую работу Йосефу, даже если бы тот ни в чем не провинился. Так что любить и ценить Йосефа Потифар не перестал, просто под давлением обстоятельств был вынужден «перевести его на другую должность».

Вторая линия ответов: все-таки даже по египетским законам казнь Йосефу не была обеспечена. Почему? Как пишет Йосеф Бэхор Шор (один из тосафистов, ученик Рабейну Тама), а также Хизкуни (раби Хизкия бар-Маноах, ок. 1250-1310, Франция), свидетелей у жены Потифара не было, было лишь ее бездоказательное заявление, которое уравновешивалось отрицанием Йосефа. То есть, хотя Йосеф был рабом, полного произвола в суде не было.

Впрочем, Хизкуни идет дальше и приводит слова агады, добавляющей подробностей и логичности этой истории. Йосефа привели на суд фараона, но туда явился ангел Гавриэль в образе человека и предложил: давайте проверим одежды Йосефа и жены Потифара. Если порвана ее одежда, значит, он домогался ее, а если порвана его одежда, значит, она домогалась его! Проверили, оказалось — второе. То есть, на самом деле в суде выяснилась вся правда и невиновность Йосефа была доказана. Поэтому его и не казнили. Но, поскольку всё равно надо было сохранить репутацию жены Потифара, его посадили.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский