Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц

Можно ли брать вещи друга без спроса?

Темы: Запреты, Деньги, Дружба, Долги, Воровство

Отложить Отложено

Я учусь в университете и уже два года живу с товарищем в студенческом общежитии. У нас достаточно хорошие дружеские отношения. Недавно была такая ситуация. Мой друг уехал на выходные домой, я остался один в комнате. На улице был сильный дождь, а мне было нужно срочно поехать в университет. Свой зонтик я оставил в университете, но знал, что у товарища в шкафу висит его дождевик, который очень помог бы мне не промокнуть. Я попытался позвонить ему спросить разрешения, но он не ответил. Полагаю, что, скорее всего, он разрешил бы мне воспользоваться своим дождевиком, потому что мы не раз разрешали друг другу пользоваться вещами и даже одеждой друг друга. Можно ли было мне в такой ситуации взять дождевик друга? Заранее спасибо за ответ. Алекс

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Алекс, большое спасибо, что обратились к нам. Вы спрашиваете о том, можно ли взять чужую вещь без разрешения. Этот вопрос может встречаться в разных вариациях, поэтому давайте вначале разберем общие принципы.

Брать без разрешения

Талмуд (Бава Батра 87 б-88а) приводит различные мнения законоучителей о том, что значит «взять чужую вещь без разрешения». По мнению мудрецов, такое действие имеет статус воровства. А по мнению раби Йеуды, это действие является одалживанием. На практике различие между этими двумя подходами заключается в следующем. Если брать без спроса считается воровством, то человек несет ответственность за предмет, который он взял, всё время, пока не вернет его хозяину лично. Если мы скажем, что это является одалживанием, то достаточно вернуть этот предмет на то место, откуда взяли.

Закон установлен в соответствии с мнением мудрецов (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 359:5), поэтому, получается, нельзя брать чужие вещи без разрешения. А если человек нарушил закон и взял вещь без разрешения, то он обязан вернуть ее лично владельцу. Если же он, например, вернул ее на то место, где она находилась, и после этого с ней что-то случилось, то он обязан возместить ущерб, т. к. несет ответственность за эту вещь, пока она не возвращена владельцу (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 366:3).

Принятая практика

Однако в Вашей ситуации есть облегчающее обстоятельство: поскольку, как Вы пишете, до этого вы уже неоднократно пользовались вещами друг друга и у вас это принятая практика, то следует предположить, что и на этот раз Ваш друг не стал бы возражать, разрешил бы воспользоваться принадлежащей ему вещью (Рашба к Бава Меция 22а; Шулхан Арух, Йорэ Дэа 248:6). Получается, если сложившаяся практика — пользоваться вещами друг друга, то можно брать вещи без разрешения.

Предположение, что товарищ согласится

Сложнее была бы ситуация, если бы у вас не установилась практика пользоваться вещами друг друга, но Вы бы предполагали, что в силу дружеских отношений товарищ не возражал бы, чтобы Вы воспользовались его дождевиком.

Тосафот (к Бава Меция 22а) пишут: предположение о том, что другой согласился бы, чтобы его вещами пользовались, не является достаточным основанием для разрешения пользоваться вещами без спроса.

Тем не менее Шах (Хошен Мишпат 358:1) отклоняет доказательство Тосафот и утверждает: если человек точно уверен, что другой не будет возражать, можно воспользоваться его вещью. Понятно, что для такого предположения должны быть веские основания.

Изначально не полагаются на мнение Шаха и не считают, что предположение о том, что другой согласился бы, является достаточным основанием разрешить пользоваться его вещами без спроса.

В исключительных обстоятельствах следует уточнить у раввина, можно ли будет полагаться на мнение Шаха.

Предметы, предназначенные для выполнения заповедей

Исключением являются вещи, предназначенные для выполнения заповедей, например, тфилин, талит, лулав (не в первый день Суккота). Этими предметами разрешено будет воспользоваться без разрешения, поскольку общепринято: люди заинтересованы в том, чтобы с помощью вещей, принадлежащих им, выполнялись заповеди (Шулхан Арух, Орах Хаим 14:4).

Здесь также есть определенные ограничения:

— если есть возможность, то необходимо попросить разрешения;

— вещью можно пользоваться только в том месте, где ее взяли;

— если, например, талит был сложен, то его надо так же сложить после использования;

— запрещено делать это на постоянной основе

— если вещь была спрятана, то мы предполагаем: хозяин не желает, чтобы ею пользовались, если нам не известно обратное.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Как Б-г распределяет материальные блага?

Рав Реувен Куклин

Кто богат?

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»

Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"

Муж обидится если я уйду к подруге

Рав Ашер Кушнир

Что делать, если муж отказывается посещать мероприятия, на которые приглашена его жена? Раввин Ашер Кушнир: с одной стороны, муж важнее, с другой, следует сделать всё, чтобы приглашающая сторона не была обижена.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше