Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У меня в этом году не было серьезных прегрешений. Идти ли в Йом-Кипур в синагогу?

Темы: Запреты, Йом Кипур, Кашрут, Грех, Суббота, Судьба, Законы семейной чистоты, Нида, Праведники

Отложить Отложено

Шалом. Я не религиозный еврей, скорее светский. Скоро Йом-Кипур, день суда. Я посмотрел по своему списку и не обнаружил каких-либо серьезных прегрешений. По такому случаю ответьте, пожалуйста, нужно ли мне вообще приходить 18 сентября в синагогу? Какой в этом смысл? Либо я не совсем правильно понял толкование мудрецов. Спасибо заранее за ответ.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

То, что Вы не обнаружили в своём списке никаких серьезных прегрешений, связано с тем, что Вы относите себя к светским людям, а не к религиозным. У светских и религиозных людей очень разные подходы к вопросу о том, что является прегрешением. Возможно, Вы думаете, что прегрешения это — только когда кто-то кого-то убил, ограбил, изнасиловал, ударил, оскорбил, ну, или совершил другие не принятые в обществе действия. Неудивительно, что этих нарушений Вы за собой не обнаружили, поскольку порядочные люди так не поступают.

Но, с точки зрения религиозного человека, список поступков, которые являются прегрешениями, намного длиннее. В первую очередь нужно упомянуть о нарушениях законов отношений «между человеком и Б-гом», например, нарушение законов субботы, кашрута, семейной чистоты и т. д. Если светский человек нарушает такие законы, он не испытывает сожаления: ведь эти нарушения не ущемляют права других людей. А в этих заповедях много нюансов, и сказать, что в течение года мы ни одну из них ни разу не нарушили, даже неумышленно или по незнанию, просто невозможно.

Но есть и действия, запрещенные в отношениях между людьми, причем, с точки зрения нерелигиозного общества, они могут не содержать в себе ничего аморального. Возьмем, к примеру, запрет злословия (лашон а-ра). Мы нарушаем запрет злословия, когда рассказываем другим неприятную правду о ближнем или обсуждаем его дурные поступки или качества характера. Несмотря на то, что мы говорим правду и человек, о котором мы говорим, действительно поступил плохо, — так делать запрещено. Кто бы мог подумать, что это неэтичный поступок? Ведь это же не ложь и не сплетни, это чистая правда!

Или такой пример. Мы пошли к соседу одолжить инструмент и напоролись на беспричинный отказ. На следующий день сосед приходит к нам с аналогичной просьбой: одолжить ему инструмент, которого у него самого нет. Казалось бы, самое время припомнить ему вчерашний отказ и поступить соответственно. Но нет! Тора предписывает одолжить ему инструмент, если единственной причиной для отказа является наше желание отомстить. Более того, запрещено напоминать соседу о вчерашнем инциденте, говоря: «Я даю тебе инструмент, хотя ты мне вчера в аналогичной ситуации отказал…»

Нарушение Закона в таких ситуациях — лишь малая частица того, за что нам следует просить прощения в Йом-Кипур. Как сказано в книге Коэлэт (7:20): «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы (только) благо и (ни разу) не погрешил бы». Поэтому наше присутствие в синагоге в этот день крайне важно.

В Израиле этот день чтят не только ортодоксальные евреи, но и светские. Все понимают, что в этот день решается судьба на предстоящий год — наша, наших близких и всех евреев. Поэтому, кем бы Вы себя ни считали, светским или религиозным, Ваше присутствие в синагоге в этот день пойдет на пользу не только Вам, но и всему еврейскому народу.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше