Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли взаимосвязь между духовным уровнем человека и риском заболеть раком?

Темы: Испытание, Страдания, Награда и наказание, Раби Акива, Смерть, Болезни, Жизнь, Праведник

Отложить Отложено

Здравствуйте! Нередко получаю новости, что кто-то из моих знакомых или знакомый знакомых, да и вообще другие заболевают раком. Вроде бы рак называют чумой нашего века. Чуть ли не каждый третий может получить это практически неизлечимое и очень мучительное по болям заболевание. Это сильно беспокоит меня.

Но из Торы мы знаем, что Творец поражает и Он же исцеляет. По сути это духовная болезнь, как и другие. Поэтому возникает несколько частных вопросов:

— Как часты случаи заболеваний раком у религиозных евреев? У других народов, исходя из новостей, сплошь и рядом.

— Есть ли взаимосвязь между духовным уровнем и состоянием человека и риском поражения этой болезнью?

— Какой духовный корень этой болезни?

— Почему, на Ваш взгляд, Творец дает некоторым такой тяжелый «исход» из этой жизни в грядущий мир, а другим легкий «переход» (скоропостижную или внезапную смерть)?

— Какие есть способы избежать этой страшной болезни?

Буду благодарен за ответы на эти конкретные вопросы. И что думаете в целом? Спасибо. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте N.!

Боюсь, что заболевания раком среди религиозных евреев не менее редки, чем среди остальных людей. Насколько мне известно, статистически процент заболеваемости среди ашкеназских евреев даже слегка выше среднего. Лично я знал несколько людей, которые рано умерли от рака, и это были очень хорошие люди. Как раз сейчас, во время написания этого ответа, я узнал, что рак обнаружили у жены одного знакомого мне раввина, тоже весьма милой женщины. (Строго говоря, никто не может судить о духовном уровне других людей, но все же…) Полное впечатление, что эта болезнь может поразить кого угодно.

Так что здесь трудно говорить о какой-то связи с духовным уровнем человека.

В эпоху Танаха — Письменной Торы — связь между духовностью человека и его положением в этом мире действительно была более прямой и очевидной. Ибо то была в целом эпоха ясности мира, очевидности существования Б-га. Поэтому Тора прямо говорит: если будете соблюдать заповеди и вести праведную жизнь, то и в материальном плане будете процветать, а если перестанете соблюдать Тору и таким образом отвергнете Меня, то и Я вас отвергну и подвергну страданиям (Ваикра 25; Дварим 28 и др.). Тогда эта связь реально действовала. Это отражало сущность Письменной Торы, которая была дана евреям тогда. В ней нет неоднозначности и разночтений: ее текст неизменен, никаких разных версий там быть не может. Вот и жизнь была такая: всё было четко и ясно.

Но потом кончилась эпоха пророков, передававших прямые послания от Б-га, и Сам Б-г перестал совершать открытые чудеса, управляя миром скрытым образом, «маскируясь» под «законы природы», «исторические процессы» и т. п. Его присутствие стало менее очевидным — и всё устройство жизни стало менее ясным. Например, можно быть праведным, но страдать.

Это отражает сущность Устной Торы, которая расцвела на том этапе. В ней появились разногласия между мудрецами. С одной стороны, из-за этого Тора утрачивала свою ясность: один мудрец постановляет так, а другой — наоборот! Где же истина?! Но, с другой стороны, эти разногласия породили целое «дерево» Устной Торы: различные подходы и типы логики, бурные обсуждения, доводы, контрдоводы, анализы, теории.

Трудно увидеть одну всеобъемлющую и определенную систему, много в ней непостижимого, зато в результате каждый еврей может заниматься своим анализом и поиском истины, строить свои теории. Вот и кажущаяся противоречивость самой жизни, неочевидность ее смысла дает каждому человеку возможность задаваться вопросами и искать ответы, самому открывать Б-га в разных областях этой жизни и по-своему видеть проявления Его присутствия и деятельности.

Письменную Тору олицетворял Моше, получивший ее от Б-га. Его жизнь олицетворяла успех праведника: чудесное спасение от всех опасностей, успешное осуществление Исхода и получение Торы и в конечном итоге «смерть-поцелуй». Для Моше всё в мире было очевидно и понятно: существование Б-га, процветание праведника, страдания грешника. А когда Моше становился свидетелем страданий невинных людей, он приходил в ужас.

Устную же Тору олицетворял раби Акива. Как раз вся его жизнь служила иллюстрацией того, что праведность вполне может сочетаться со страданиями: то крайняя бедность, то расставание с любимой женой на много лет, то гибель всех многочисленных учеников и, в конце концов, собственная смерть — страшная, мученическая.

Когда Б-г показал Моше будущее, Моше сначала не мог понять урок Торы, который давал раби Акива, а потом ужаснулся его смерти: ТАКОЕ изучение Торы — и ТАКАЯ за это «награда»?! Но раби Акива воплощал Устную Тору — и отражающую ее жизнь, противоречивую, а то и трагическую, непостижимую, но в которой, тем не менее, можно открыть для себя Б-га, жить с Ним и добиться выдающихся успехов в духовной сфере. Даже когда раби Акива видел что-то трагическое, он не ужасался, а находил способ посмотреть на это под иным углом и вселить в окружающих оптимизм и надежду на лучшее (Макот 24а; см., например, его комментарий к пророчеству Захарии).

Поэтому сегодня уже трудно видеть явную зависимость судьбы человека от его духовного уровня. Можно быть праведным, как раби Акива, и, тем не менее, умереть страшной и мучительной смертью. Разумеется, мучения служат искуплением тех грехов, которые человек совершил, а никто не безгрешен. Но на вопрос, как мучений избежать и за что именно их посылают, четкого ответа может не быть. Единственное, что остается: подобно раби Акиве, несмотря ни на что, находить в жизни позитив.

В целом соблюдение заповедей не следует рассматривать как какое-то волшебное средство для решения всех проблем и избавления от всех несчастий. Слова Б-га, что Он поражает, но Он же исцеляет, означают, что действительно всё зависит от Него, и молиться Ему определенно нужно. Но Он не обещает всегда выполнять наши просьбы и оберегать от всех трудностей и мучений.

На протяжении истории нашего народа многие из его сынов не только умирали от болезней, как все (в прошлом повсеместно была высокая детская смертность), но и подвергались преследованиям, пыткам инквизиции, изгонялись, гибли в погромах и, наконец, в Холокосте. Да и сегодня продолжают гибнуть в терактах. Быть евреем в целом непросто. Да, евреи избраны — но для миссии важной и трудной. Как президент государства избран — но разве ему легко?

Это не значит, что Б-г оставляет нас на произвол судьбы: если бы оставил, нас бы вообще уже давно не было. Малочисленный народ, подверженный тем же напастям, что и другие, да еще и с таким количеством могущественных врагов. Несмотря на все страдания и потери, мы умудрились выжить и не утратить «пассионарность». Так что само существование и активность евреев в мире — сотворенное Б-гом чудо. Одно Он обещает: обеспечивать продолжение нашей миссии. Поэтому, что бы ни случилось, всегда останутся евреи, которые продолжат свой путь по миру.

И даже еврея, который оказался в эпицентре «взрыва» — Холокоста или эпидемии, Б-г может чудесным образом спасти, такие истории были. Почему его, а не других? Только Б-г знает. У каждого своя роль в жизни, своя миссия. Рано или поздно она закончится, но только Он решает, когда и как. У многих людей, выживших в Холокост, было даже некоторое чувство вины — они ощущали, что не заслужили этого больше, чем их погибшие собратья, что их жизнь была продлена «как-то несправедливо». Но ответ в таких случаях следующий: раз Б-г дал человеку выжить, значит, у этого человека есть миссия, которая еще не выполнена, цель, и надо постараться не зря прожить эти годы. Это давало тем людям стимул в ситуации, когда продолжать было сложно — ведь, даже оставшись в живых, они часто теряли всё, им приходилось вновь начинать с нуля, без прежней среды, семьи и друзей.

И болезнь, даже если человек выздоровеет, может как-то изменить его жизнь, вынудить начать что-то другое, новое, дать иной взгляд на мир.

Возвращаясь к вопросу о тех, кто не выжил: почему ушли из жизни рано, за что?

Как мы видим, болезнь может поразить кого угодно, и трудно поверить, что в каждом случае она является заслуженным наказанием. Основной ответ здесь другой: наша жизнь в этом мире — всё равно не (только) блаженство, а тяжкий труд. А настоящей награды за добрые дела в этом мире не бывает, она может быть только после смерти. Поэтому ранняя смерть — не наказание, а, наоборот, знак того, что человек уже достаточно потрудился и пришло время получить заслуженную награду.

Единственное, что можно было спросить: почему ему не было дано продолжить свою деятельность до старости и так заработать еще бОльшую награду?

Ответ на это дает Мидраш Танхума (Ки Тиса 3): праведник, умерший молодым, может сказать Б-гу: если бы Ты не забрал меня, я продолжил бы выполнять заповеди до старости. И Б-г действительно дает ему награду за заповеди, которые он выполнил бы в этом случае. Так что в этом плане такой человек на самом деле ничего не теряет.

Теряем только мы — этого человека. Значит, мы не удостоились быть с ним дольше этого срока. Или изначально его миссия должна была продолжаться до этого срока, ведь рано или поздно все миссии завершаются. Спасибо за то, что было… И, вообще, за все блага жизни, которые у нас есть, но которые мы обычно недостаточно ценим, пока не потеряем. Спрашивая, за что Б-г поражает болезнями и ранней смертью, забываем спросить, за что Он вообще дал нам жизнь и все блага…

Как предотвратить заболевание раком? Тут уж — что медики скажут. Но, как очевидно, стопроцентно гарантировать спасение от заболевания невозможно. Как невозможно гарантированно уберечься от всех возможных проблем и несчастий. Мы созданы в этом мире, чтобы служить Б-гу и совершенствовать себя и мир — вопреки всем трудностям и реальным потерям. У нас — а у евреев особенно — «опасная профессия», но и зарплата в Будущем мире высокая, и ее приходится отрабатывать.

Впрочем, как всем солдатам, полицейским, военным журналистам и прочим людям с опасной профессией, желаю Вам и всем нам, несмотря на все риски, долгие годы оставаться невредимыми и продолжать заниматься благородным трудом!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше