Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тора запрещает добавлять новые заповеди к тем, что уже даны. Почему же мудрецы добавляют?

Темы: Запреты, Мудрецы, Рамбам, Заповеди, Опасность

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый раввин. В Торе написано, что запрещено прибавлять новые заповеди к заповедям, которые дал Всевышний в Торе, и отменять заповеди из Торы. Но ведь существуют заповеди, которые дали мудрецы, и этих заповедей нет в Торе. Например, заповедь зажигать в Хануку ханукию или пить много вина в Пурим и читать свиток Эстер. Также заповедь о нетилат ядаим и другие. Как это объясняется?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Спасибо за интересный вопрос!

Ритва (комментарий к Вавилонскому Талмуду, Рош а-Шана 16 б) приводит два мнения о том, чем руководствовались наши мудрецы, устанавливая дополнительные заповеди.

По одному мнению, введение дополнительных заповедей мудрецами является желанием Самого Всевышнего. И наши мудрецы знали, где в Торе скрыты намеки на то или иное установление. Такой намек или потенциальная возможность для введения нового установления называется на языке мудрецов асмахтой. Намек заложен изначально, но нет обязанности вводить соответствующее постановление. Все зависит от решения мудрецов. И этого мнение придерживается сам Ритва.

По другому мнению, Тора изначально наделила мудрецов правом на введение дополнительных заповедей. Для каждого конкретного случая не требуется намека в стихах Торы потому, что существует одно общее правило: «Если непостижимо будет для тебя дело для разбора… по делам спорным во вратах твоих, то встань и взойди на место, которое изберет Господь, Б-г твой; И приди… к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение. И поступи по слову, какое они скажут тебе с того места, которое изберет Господь, и бережно исполняй всё, как они укажут тебе. По закону, которому научат они тебя, и по суждению, которое они изрекут тебе, поступи; не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево» (Дварим 8-11:17). А когда и какое постановление принять зависит от обстоятельств.

Условия, необходимые для введения новой заповеди (запреты, которые не должны быть нарушены):

1. Дополнительный элемент

Как Вы указываете, существует запрет добавлять что-либо к заповедям Торы и отменять существующие заповеди (см. ниже). Опасность нарушить этот запрет возникает, если к тому, что заповедано, добавляют новые элементы, когда в Торе четко указано количество этих элементов.

Примеры таких запрещенных добавлений: пять, вместо четырех разрешенных, видов растений в лулаве; пять, вместо четырех, парашийот (отрывков из Торы) в тфилине; пять, вместо четырех, кистей цицит.

Запрещено добавлять не только физические детали, но и новые действия и слова в исполнении заповеди. Так, коэны, благословляя народ, произносят три благословения. Добавлять четвертое запрещено, это выводят из стиха: «Не прибавляйте к тому (давар), что я заповедую вам, и не убавляйте от того; дабы соблюдать заповеди Господа, Б-га вашего, которые я заповедую вам» (Дварим 4:2).

לֹא תֹסִפוּ עַל הַדָּבָר אֲשֶׁר אָנֹכִי מְצַוֶּה אֶתְכֶם וְלֹא תִגְרְעוּ מִמֶּנּוּ לִשְׁמֹר אֶת מִצְוֹת יְדֹוָד אֱלֹהֵיכֶם אֲשֶׁר אָנֹכִי מְצַוֶּה אֶתְכֶם. Толкование мудрецов: слово давар нужно понимать не только как «вещи», но и как дибур «слова». То есть, нельзя добавлять и слова.

Во времена Второго Храма Эзра с Мужами Великого Собрания ввели основную массу заповедей дэ-рабанан мудрецов. Установленный текст молитвы; соблюдение шмиты и йовеля несмотря на отсутствие условий, указанных в Торе; отделение халы, приношение бикурим и др.

2. Увеличение срока выполнения заповеди

Запрещается увеличивать предписанный срок соблюдения заповеди. Например, в праздник Суккот запрещено спать в сукке на восьмой день если это делается с намерением добавить еще один день к празднику.

3. Изобретение совершенно новой заповеди

Так Йаровам, сын Невата, установил совершенно новый праздник в месяце Хешване, чтобы отучить евреев своего царства приходить на паломнические праздники в Иерусалимский Храм.

Пурим и Ханука были установлены нашими мудрецами не вместо других праздников, а в дополнение к ним. Поэтому и называются Моэд дэ-рабанан (праздничные) даты, введенные мудрецами. При этом мудрецы находят многочисленные намеки на эти праздники в Торе.

4. Постановление, предотвращающее нарушение заповеди Торы

Рамбам в «Ильхот мамрим» («Законах о строптивых») пишет: у мудрецов есть право устанавливать дополнительные запреты. Это следует из стиха: «Соблюдайте же закон Мой (у-шмартэм эт мишмарти буквально: и храните Мною охраняемое), чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, дабы вы не осквернялись ими. Я Господь, Б-г ваш» (Ваикра 18:30).

וּשְׁמַרְתֶּם אֶת מִשְׁמַרְתִּי לְבִלְתִּי עֲשׂוֹת מֵחֻקּוֹת הַתּוֹעֵבֹת אֲשֶׁר נַעֲשׂוּ לִפְנֵיכֶם וְלֹא תִטַּמְּאוּ בָּהֶם אֲנִי יְדֹוָד אֱלֹהֵיכֶם

Наши мудрецы так толковали этот стих «сделайте дополнительную охрану для Моих законов».

Пример: запрет есть квасное в Песах настолько строг, что мудрецы сочли нужным «оградить» его от нарушения дополнительными запретами: баль йираэ чтобы квасного в Песах даже не было видно в доме, чтобы оно «не показывалось». А также запрет: баль йимаце чтобы квасное не находилось в доме. Т.е. изначально Тора запрещает только есть хамец, а мудрецы добавили запреты, облегчающие соблюдение запрета Торы: чтобы хамец «не показывался» в доме, не был виден, и чтобы он не находился в доме.

По этому же принципу было запрещено использование многочисленных мукце в субботу.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше