Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В чем цель заповеди о Седьмом годе?

Темы: Конец времен, Запреты, Мудрецы, Шмита, Сотворение мира, Суббота, Рамбам, Заповеди, Абарбанель

Отложить Отложено

Шалом! Рамбам пишет, что отдохновение земли в Седьмой год хорошо для сельского хозяйства. Земля в год покоя укрепится. Абарбанель возражает: это не так. Иначе почему нам обещан трехкратный урожай в шестой год, если земля истощена?

Так в чём же цель Седьмого года? Элимелех

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте, Элимелех!

Сам Абарбанель приводит три объяснения заповеди о Седьмом годе:

1) Это память о сотворении мира (по аналогии с седьмым днем недели).

2) Это заставляет задуматься о том, что человек не вечен. Как седьмой день субботний, а седьмой год — шмита, так лет через семьдесят (Тэилим 90:10; см. также статью «Жизнь человек ограничена 120 годами?») человеку придется проститься с этим миром. Важно это осознать и не тратить время попусту.

3) Укрепление понимания того, что этот мир не вечен. (Известны слова мудрецов, что мир будет существовать шесть тысяч лет, а на седьмое тысчелетие будет разрушен). Этот мир возник «из ничего» и рано или поздно вернется в небытие. Понимание этого очень важно, поскольку тот, кто считает мир вечным, отрицает его сотворение и не верит в наступление Мира Будущего.

А «Сефер а-Хинух» добавляет к этому: исполнение законов Седьмого года вырабатывает у человека ощущение того, что у земли есть Хозяин, а также такие важные качества, как щедрость (бескорыстие) и упование на Всевышнего.

Таковы, согласно Абарбанелю, причины, по которым нам была дана эта заповедь.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский