Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мне кажется, Израиль должен быть чем-то типа Ватикана, а другие народы помогли бы материально...

Темы: Предназначение, Народы мира, Евреи, Духовность, Помощь, Изучение Торы, Материальность

Отложить Отложено

Добрый день. Изучая авраамические религии и, в том числе, Ваш сайт, убедился, что еврейский народ как избранный народ действительно имеет особую связь с Творцом и можно утверждать, что духовное состояние еврейского народа в определенной мере влияет и на духовное состояние всего человечества.

А на духовное состояние евреев влияет и непосредственно земля, т.е. Эрец Исраэль: внутренний потенциал евреев на Земле обетованной раскрывается сильнее, что в конечном результате духовно поднимает всех, в т.ч. неевреев.

Из этого пришла такая мысль. Израиль не может быть обычным государством, как Бельгия или Дания. Он должен быть чем-то типа Ватикана, Домом молитвы. И, если в этом заинтересованы все народы, то возможно, стоит, чтобы Израиль действительно стал Домом молитвы. Другие страны вполне могли бы скидываться Израилю, чтобы его граждане не утруждали себя земными вещами (бизнесом, политикой и т.д.), а изучали Тору, Танах, занимались бы возобновлением духовной связи с Творцом, читали лекции другим народам и т.п.

Мне кажется, если бы все народы мира реально понимали роль еврейского народа в духовной сфере, все бы на это с удовольствием пошли. И давали бы денег евреям, которые уже в Израиле, и другим, чтобы те переехали в Израиль и там занимались духовной работой, не отвлекаясь на другие дела.

Конечно, учитывая наличие соседей-недоброжелателей, армия и все прочее, необходимое для безопасности страны, должно у Израиля быть, пока есть опасность извне. Но то, что Израиль не может быть просто рядовой успешной страной, это мне кажется очевидным. Что-то в этом есть недолжное. Секуляризированный Израиль — это уже не Израиль.

Поэтому пришла такая идея. Понимаю, что звучит как утопия (сейчас), но как Вам такая идея в принципе: международная поддержка Израиля как духовного центра и еврейского народа как народа-священника? Спасибо. С уважением, Роман

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Роман!

Ваша идея, конечно, привлекательна (особенно для меня, жителя Израиля). На данный момент, она, конечно, относится к разряду утопий — другие народы воспринимать евреев как «Ватикан» не торопятся. Тем более что активная военная деятельность Израиля, пусть и вынужденная, дает недоброжелателям удобный повод считать его силой не духовности (в их воображении связанной с пацифизмом), а милитаризма.

В будущем, когда придет Машиах, возможно, ситуация изменится, хотя точно предсказать, как все будет, трудно. Главным делом Машиаха будет именно преодоление царящего в мире взаимного недопонимания, в том числе непонимания евреев и их роли другими народами. Все придут к осознанию, что миром правит единый Б-г, Который избрал евреев именно в качестве, как Вы говорите, «народа-священника».

Не знаю, приведет ли это к финансовой поддержке служащих Б-гу евреев на постоянной основе, но какой-то сдвиг в этом плане будет. Так толкуют мудрецы (Тана дэ-Вэй Элияу Рабба 20) стих в книге пророка Малахи (3:12): «И скажут все народы, что счастливы вы». Использованное в стихе слово вэ-ишру может также означать «и осчастливят вас [все народы]»: это намек, что неевреи после прихода Машиаха будут приносить из своих домов в дома евреев хлеб и другую пищу и обогатят их.

Но это в будущем. В настоящем же дело явно обстоит иначе.

Вы, конечно, правы, что секуляризированный Израиль, построенный по подобию современного Запада и являющийся его ближневосточным «филиалом», — это не то, что должно быть в идеале. У Запада много достоинств, и перенимать положительные моменты его цивилизации не возбраняется, но при этом надо оставаться евреями, исполняющими свое предназначение.

Вот только каково истинное предназначение евреев?

С одной стороны, Тора (Шмот 19:5-6) действительно говорит о «народе-священнике»: «И будете Мне сокровищем из всех народов… И будете Мне царством священников и народом святым». Но, с другой, Мальбим (в комментарии к этому стиху) замечает, что здесь два утверждения о евреях. Во-первых, они будут «сокровищем» из всех народов. А во-вторых, они будут «царством священников и народом святым». И это не одно и то же.

Мальбим объясняет это так: «царство священников и народ святой» — это те евреи, которые действительно посвящают всю свою жизнь служению Б-гу и духовной работе, не отвлекаясь ни на что другое.

Но, по выражению Мальбима, не может тело состоять лишь из мозга и сердца — нужны и кости, и другие органы. Как дерево не может состоять лишь из плодов — нужны и корни, и ветви, и листья. Поэтому в народе Израиля нужны и те, кто занят материальной составляющей жизни. Земледельцы, бизнесмены, строители, врачи и люди всех остальных профессий, обеспечивающие материальное благосостояние народа. Только тогда будет возможно существование среди евреев «царства священников и народа святого». И «сокровищем из всех народов» при этом называются все евреи, включая тех, кто занимается материальным обустройством жизни.

Таким образом, даже в идеале, который предлагался евреям при даровании Торы, на пике их духовности, было предусмотрено, что не все евреи будут «народом-священником», что будут и те, кто занимается материальной стороной жизни — и они тоже будут для Б-га частью «народа-сокровища».

И, когда Тора говорит о коленах Израиля и их ролях, определенных в благословениях нашего праотца Яакова (Берешит 49) и Моше Рабейну (Дварим 33), за исключением колена Леви и входящих в него коаним (священников), речь идет именно о материальном процветании, которого удостоится каждое колено в своем уделе. Удел в Земле Израиля дается евреям именно для возделывания земли и выращивания урожая, только они должны отделить десятину левитам и коаним. Как раз последние надел не получат, т. к. их дело — духовность, но остальные получат.

О двух коленах — Иссахаре и Звулуне — мудрецы сообщают, что они заключили между собой сделку: потомки Звулуна занимаются торговлей и оказывают потомкам Иссахара материальную помощь, позволяющую им постоянно заниматься Торой, а награду за ее изучение они поделят с потомками Звулуна, без которых этой учебы на практике не было бы.

Правда, изначально все потомки Яакова должны были, как он сам, «обитать в шатрах» и изучать Тору. Но это потому, что изначально о материальной сфере должен был заботиться брат Яакова Эйсав — «человек поля», «умеющий охотиться». Он должен был стать частью еврейского народа и выполнять в нем эту функцию. Но он, в конечном счете, слишком далеко отклонился от еврейского пути, и его потомки создали отдельную, западную цивилизацию. Тогда его роль в еврейском народе перешла к части потомков самого Яакова.

Так или иначе, кто-то должен был сыграть эту роль. И при этом тоже называться «сокровищем из всех народов». Получается, что даже материальная сторона жизни может обеспечиваться теми, кто входит в состав избранного народа. Т. к. она служит фундаментом для духовной составляющей жизни. Поэтому тот, кто занимается материальным во имя Б-га — ради обеспечения духовного — превращает и материальное в составную часть духовного, освящает его. Пища или жилье — блага материальные, но пища и жилье духовного человека — сами духовные, и тот, кто их ему обеспечивает, освящает себя и свою жизнь и, в конечном счете, удостаивается такой же награды и блага в будущем мире.

Так что, если в будущем обеспечивать служителей Б-га будут другие народы, тем лучше для этих народов. Но пока что материальная жизнь евреев обеспечивается их собратьями-евреями, и все они при этом являются «сокровищем» Б-га.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский