Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мне кажется, Израиль должен быть чем-то типа Ватикана, а другие народы помогли бы материально...

Темы: Предназначение, Народы мира, Евреи, Духовность, Помощь, Изучение Торы, Материальность

Отложить Отложено

Добрый день. Изучая авраамические религии и, в том числе, Ваш сайт, убедился, что еврейский народ как избранный народ действительно имеет особую связь с Творцом и можно утверждать, что духовное состояние еврейского народа в определенной мере влияет и на духовное состояние всего человечества.

А на духовное состояние евреев влияет и непосредственно земля, т.е. Эрец Исраэль: внутренний потенциал евреев на Земле обетованной раскрывается сильнее, что в конечном результате духовно поднимает всех, в т.ч. неевреев.

Из этого пришла такая мысль. Израиль не может быть обычным государством, как Бельгия или Дания. Он должен быть чем-то типа Ватикана, Домом молитвы. И, если в этом заинтересованы все народы, то возможно, стоит, чтобы Израиль действительно стал Домом молитвы. Другие страны вполне могли бы скидываться Израилю, чтобы его граждане не утруждали себя земными вещами (бизнесом, политикой и т.д.), а изучали Тору, Танах, занимались бы возобновлением духовной связи с Творцом, читали лекции другим народам и т.п.

Мне кажется, если бы все народы мира реально понимали роль еврейского народа в духовной сфере, все бы на это с удовольствием пошли. И давали бы денег евреям, которые уже в Израиле, и другим, чтобы те переехали в Израиль и там занимались духовной работой, не отвлекаясь на другие дела.

Конечно, учитывая наличие соседей-недоброжелателей, армия и все прочее, необходимое для безопасности страны, должно у Израиля быть, пока есть опасность извне. Но то, что Израиль не может быть просто рядовой успешной страной, это мне кажется очевидным. Что-то в этом есть недолжное. Секуляризированный Израиль — это уже не Израиль.

Поэтому пришла такая идея. Понимаю, что звучит как утопия (сейчас), но как Вам такая идея в принципе: международная поддержка Израиля как духовного центра и еврейского народа как народа-священника? Спасибо. С уважением, Роман

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Роман!

Ваша идея, конечно, привлекательна (особенно для меня, жителя Израиля). На данный момент, она, конечно, относится к разряду утопий — другие народы воспринимать евреев как «Ватикан» не торопятся. Тем более что активная военная деятельность Израиля, пусть и вынужденная, дает недоброжелателям удобный повод считать его силой не духовности (в их воображении связанной с пацифизмом), а милитаризма.

В будущем, когда придет Машиах, возможно, ситуация изменится, хотя точно предсказать, как все будет, трудно. Главным делом Машиаха будет именно преодоление царящего в мире взаимного недопонимания, в том числе непонимания евреев и их роли другими народами. Все придут к осознанию, что миром правит единый Б-г, Который избрал евреев именно в качестве, как Вы говорите, «народа-священника».

Не знаю, приведет ли это к финансовой поддержке служащих Б-гу евреев на постоянной основе, но какой-то сдвиг в этом плане будет. Так толкуют мудрецы (Тана дэ-Вэй Элияу Рабба 20) стих в книге пророка Малахи (3:12): «И скажут все народы, что счастливы вы». Использованное в стихе слово вэ-ишру может также означать «и осчастливят вас [все народы]»: это намек, что неевреи после прихода Машиаха будут приносить из своих домов в дома евреев хлеб и другую пищу и обогатят их.

Но это в будущем. В настоящем же дело явно обстоит иначе.

Вы, конечно, правы, что секуляризированный Израиль, построенный по подобию современного Запада и являющийся его ближневосточным «филиалом», — это не то, что должно быть в идеале. У Запада много достоинств, и перенимать положительные моменты его цивилизации не возбраняется, но при этом надо оставаться евреями, исполняющими свое предназначение.

Вот только каково истинное предназначение евреев?

С одной стороны, Тора (Шмот 19:5-6) действительно говорит о «народе-священнике»: «И будете Мне сокровищем из всех народов… И будете Мне царством священников и народом святым». Но, с другой, Мальбим (в комментарии к этому стиху) замечает, что здесь два утверждения о евреях. Во-первых, они будут «сокровищем» из всех народов. А во-вторых, они будут «царством священников и народом святым». И это не одно и то же.

Мальбим объясняет это так: «царство священников и народ святой» — это те евреи, которые действительно посвящают всю свою жизнь служению Б-гу и духовной работе, не отвлекаясь ни на что другое.

Но, по выражению Мальбима, не может тело состоять лишь из мозга и сердца — нужны и кости, и другие органы. Как дерево не может состоять лишь из плодов — нужны и корни, и ветви, и листья. Поэтому в народе Израиля нужны и те, кто занят материальной составляющей жизни. Земледельцы, бизнесмены, строители, врачи и люди всех остальных профессий, обеспечивающие материальное благосостояние народа. Только тогда будет возможно существование среди евреев «царства священников и народа святого». И «сокровищем из всех народов» при этом называются все евреи, включая тех, кто занимается материальным обустройством жизни.

Таким образом, даже в идеале, который предлагался евреям при даровании Торы, на пике их духовности, было предусмотрено, что не все евреи будут «народом-священником», что будут и те, кто занимается материальной стороной жизни — и они тоже будут для Б-га частью «народа-сокровища».

И, когда Тора говорит о коленах Израиля и их ролях, определенных в благословениях нашего праотца Яакова (Берешит 49) и Моше Рабейну (Дварим 33), за исключением колена Леви и входящих в него коаним (священников), речь идет именно о материальном процветании, которого удостоится каждое колено в своем уделе. Удел в Земле Израиля дается евреям именно для возделывания земли и выращивания урожая, только они должны отделить десятину левитам и коаним. Как раз последние надел не получат, т. к. их дело — духовность, но остальные получат.

О двух коленах — Иссахаре и Звулуне — мудрецы сообщают, что они заключили между собой сделку: потомки Звулуна занимаются торговлей и оказывают потомкам Иссахара материальную помощь, позволяющую им постоянно заниматься Торой, а награду за ее изучение они поделят с потомками Звулуна, без которых этой учебы на практике не было бы.

Правда, изначально все потомки Яакова должны были, как он сам, «обитать в шатрах» и изучать Тору. Но это потому, что изначально о материальной сфере должен был заботиться брат Яакова Эйсав — «человек поля», «умеющий охотиться». Он должен был стать частью еврейского народа и выполнять в нем эту функцию. Но он, в конечном счете, слишком далеко отклонился от еврейского пути, и его потомки создали отдельную, западную цивилизацию. Тогда его роль в еврейском народе перешла к части потомков самого Яакова.

Так или иначе, кто-то должен был сыграть эту роль. И при этом тоже называться «сокровищем из всех народов». Получается, что даже материальная сторона жизни может обеспечиваться теми, кто входит в состав избранного народа. Т. к. она служит фундаментом для духовной составляющей жизни. Поэтому тот, кто занимается материальным во имя Б-га — ради обеспечения духовного — превращает и материальное в составную часть духовного, освящает его. Пища или жилье — блага материальные, но пища и жилье духовного человека — сами духовные, и тот, кто их ему обеспечивает, освящает себя и свою жизнь и, в конечном счете, удостаивается такой же награды и блага в будущем мире.

Так что, если в будущем обеспечивать служителей Б-га будут другие народы, тем лучше для этих народов. Но пока что материальная жизнь евреев обеспечивается их собратьями-евреями, и все они при этом являются «сокровищем» Б-га.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В Торе сказано об обязанности жениться. Но что говорит Тора о многоженстве? Чтобы получить правильное представление об этой области, необходимо учесть, что на протяжении истории еврейского народа взгляд подход к этому вопросу не оставался статичным. Читать дальше