Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если в иудаизме нет идеи жизни после смерти, то как же царь вызывал дух пророка Шмуэля?

Темы: Запреты, Колдовство, Пророки, Будущий мир, Смерть, Жизнь, Цари Израиля

Отложить Отложено

Здравствуйте! Общеизвестно, что иудаизм не поддерживает идею существования жизни после смерти. Тем не менее, в Библии описывается, как царь Давид обратился к гадалке, которые, кстати, тоже запрещены, и она вызвала дух Самуила для беседы. Как такое возможно? И какие причины таких противоречий? Спасибо.

Отвечает рав Нахум Шатхин

Шалом!

Жизнь души в Будущем мире

Вероятно, Вы имели в виду, что иудаизм не признает существования загробной жизни. Но существование жизни после смерти является одной из основополагающих концепций иудаизма. В соответствии с этой концепцией, мы приходим в мир лишь для того, чтобы приобрести заслуги, необходимые для существования души в Будущем мире. После смерти душа отделяется от материального тела и продолжает жить в духовных мирах. И удостоиться той, вечной, жизни — и есть главная цель каждого, кто приходит в этот мир. Приобрести же заслуги, от наличия и уровня которых зависит существование души в Будущем мире, можно лишь в нашем, материальном, мире — выполняя заповеди и совершая правильные действия.

К гадалке ходил не Давид, а его тесть и предшественник на престоле — царь Шауль. Правда, это не отменяет вопроса, потому что и царю Шаулю это было запрещено.

Была ли та женщина колдуньей?

Сам факт того, что в Израиле осталась колдунья, уже вызывает изумление. Почему? Потому, что незадолго до этого по приказу Шауля были уничтожены все чародеи и знахари. Как эта женщина осталась в живых? Да, комментаторы поясняют, что это была мать Авнера, военачальника Шауля. Но разве можем мы подозревать Авнера в том, что он «составил протекцию» своей матери и ей разрешили то, за что других казнили? Ведь Авнер был не только великим воином, он был еще и великим мудрецом Торы, заседавшим в Санхедрине. И, если бы его мать действительно занималась колдовством, то вряд ли ей удалось бы избежать наказания.

Разрешенное прикладное колдовство

Рав Ай Гаон объясняет: при Санхедрине всегда были люди, которым разрешали изучать прикладное колдовство, или чародейство. Зачем это было нужно? Чтобы эти люди могли установить, является ли тот, кого обвиняют в колдовстве, действительно колдуном, провести судебную экспертизу. Мать Авнера и была таким экспертом, она изучала различные неконвенциональные методы установления связи с потусторонними силами. Но не для использования этих знаний в корыстных целях, а ради помощи судьям Санхедрина в установлении истины.

Комментаторы говорят, что начало того сеанса «было в нечистоте», но всё дальнейшее происходило по воле Всевышнего, Который хотел помочь царю Шаулю искупить грехи.

Доказательство участия Самого Всевышнего в том «сеансе»: Баалат Ов (чародейка) смогла призвать душу пророка. Разве чародей способен потревожить покой великих мудрецов, праведников, души которых пребывают у Престола Творца? Вызвать можно только души нечестивцев, и то только первые двенадцать месяцев после смерти.

Во время того разговора пророк произносит такие слова: «…завтра же ты и сыновья твои со мною» (Шмуэль I 28:19). Комментаторы объясняют, что пророк Шмуэль поставил Шауля перед выбором. У Шауля была возможность остаться в живых, позорно бросить свой народ на поле боя, переждать невзгоды в тихом и уютном месте, дожить жизнь в спокойствии и достатке. Но — прийти в будущий мир с неисправленными грехами. Пророк предложил и другой вариант. Он предложил Шаулю выйти на следующий день на поле боя, погибнуть вместе с сыновьями и своей смертью искупить все свои грехи. На это содержится намек в словах «…завтра же ты и сыновья твои со мною». «Со мною» — в Раю, там, где пребывает моя душа и души других праведников.

И царь Шауль делает свой выбор. Во многом — благодаря последнему указанию пророка Шмуэля, которое тот дал уже после своей смерти.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Начиная с раннего возраста, дети приступают к изучению Хумаша с Раши, продолжая на протяжении всей жизни раскрывать все новые и новые глубины в этом комментарии. Комментарии Раши переведены на множество языков, в том числе и на русский. Но почему именно эти комментарии сегодня считаются основными комментариями к Торе? Попробуем разобраться в этом материале. Читать дальше