Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Щедрый человек должен весьма остерегаться разбрасывать деньги впустую, гоняясь за страстями, приводящими ко злу. Но пусть будет уступчив по отношению к достойным беднякам, пусть одевает и кормит их самым лучшим, как написано: «Все лучшее — Всевышнему» (Ваикра 3; 16).»Орхот цадиким. Щедрость

Если трагедия Чернобыля — это возмездие, то кому и за что?

Темы: Смысл творения, Цель творения, Страдания, Награда и наказание, Смысл жизни, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Шалом. Недавно я посмотрел художественный фильм «Чернобыль» и был очень взволнован. Факты, которые я узнал, меня очень потрясли, мир был на грани катастрофы, и то, что она не произошла, настоящее чудо. Но всё это как будто прошло незамеченным для большинства людей.

Во время просмотра у меня возник вопрос. Всё, что происходит в мире, связано с тем, как евреи служат Всевышнему. Но, по-моему, последние десятилетия прошлого века в еврейском мире происходили изменения в лучшую сторону. И вот, когда я смотрел заключительную серию, в ней вскользь упомянули, что на земле, где сейчас находится Чернобыль, раньше были поселения поляков и евреев и что поляки устроили погромы евреям. Можно предположить, что это возмездие, но ведь больше пострадали украинцы, чем поляки. И все это произошло в Шаббат!

Простите, я задаю вопрос, на который знает ответ только Б-г. Всё же, возможно, вам больше известно о причинах случившейся трагедии. Даниэль

P. S.: Спасибо за предыдущие ответы.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Даниэль!

Вы правы: точный ответ на Ваш вопрос знает только Б-г.

Что касается еврейских погромов в прошлом: насчет поляков не знаю хотя польским евреям в течение истории определенно было на что жаловаться. Но судьба евреев Чернобыля, насколько мне известно, была аналогична судьбе других многочисленных еврейских общин Украины. В 17-ом веке их громили казаки, в 1905 г. они же вместе с черносотенцами, в Гражданскую войну тогдашние бандитские группировки. Наконец, в Холокост евреи были полностью истреблены нацистами, которым обычно активно помогали местные. Так что авария на реакторе определенно была не первым печальным событием, произошедшим в этом месте, и, если снимать фильмы о предыдущих, они тоже получатся душераздирающими.

Но то, что Вы пишете, верно по существу: в аварии, уже в 1986 г., скорее всего, пострадали в основном не те люди, что изначально громили евреев. Да и если бы так Б-г решал поступать с каждым населенным пунктом, где когда-то били евреев, то пришлось бы устраивать очень много Чернобылей по всей Украине, а также в других европейских странах. Достаточно почитать еврейскую историю вообще и историю Холокоста в частности.

С другой стороны, в японском эквиваленте Чернобыля Фукусиме, ну и, наконец, в Хиросиме трудно предположить, что кто-то когда-то громил евреев.

Так что вряд ли в этом дело.

Я понимаю, что Вы под впечатлением недавнего фильма о конкретной трагедии. Но, по правде говоря, много на свете происходит катастроф и стихийных бедствий, и каждый раз невозможно постичь, почему Б-г поразил тех или иных людей. Почему было цунами не только в Фукусиме, но и еще более разрушительное в регионе Индийского океана в конце 2004 г., жертвами которого стало около 250000 людей из разных стран? Почему столько людей гибнет в автокатастрофах во всем мире? А еще больше от болезней? Ведь именно они на самом деле являются главными убийцами, если поинтересоваться статистикой. Просто это не «новости», поэтому об этом не делают репортажи и фильмы. Иначе картина мира перед нами раскрылась бы совсем другая. (О войнах и терактах более «громких», но на самом деле сравнительно не столь частых не говорю, хотя, если посмотреть документальный фильм, скажем, об 11 сентября, то вполне могут возникнуть аналогичные чувства и вопросы).

Поэтому на самом деле вопрос тут общий и известный: почему Б-г допускает все эти беды и страдания?

На эту тему написано много, и исчерпывающий ответ мы узнать и постичь не в состоянии. Но один из аспектов ответа: страдание существует в мире потому, что любая человеческая деятельность направлена на то, чтобы кому-то помочь и что-то исправить. То есть на совершенствование мира. Который поэтому должен быть несовершенным. Если бы не было на свете бед и всё было бы идеально, людям просто нечего было бы делать. И их жизнь потеряла бы смысл.

Если бы не было болезней, не нужны были бы врачи, а если бы не было катастроф, не нужны были бы спасатели. И не только подобные профессии, но и практически каждая существует только потому, что в мире надо устранить какой-то недостаток. Потому что цель существования мира не чтобы жизнь была хорошей, а чтобы люди были хорошими и так зарабатывали награду в Будущем мире. Все существующие проблемы и беды дают людям возможность их решать, помогать другим и так становиться достойными и зарабатывать свою награду.

Поэтому и упомянутый Вами принцип всё происходящее в мире связано с тем, как евреи служат Всевышнему, следует понимать в этом духе. Он не означает, что соблюдение евреями заповедей спасает мир от всех бед и обеспечивает полное счастье. Этого, как видим, не происходит но и не должно происходить, ведь, как сказано, жизнь в таком мире на самом деле была бы не счастливой, а бессмысленной. Скорее, выполнение евреями заповедей следует сравнить с трудом тех же врачей и спасателей: живя в мире, в котором ЕСТЬ болезни и беды, они в каждом случае помогают конкретным людям, спасают их от беды, облегчают им участь. Болезни и беды случаются, но приходят спасатели и врачи, и помогают и евреи тоже могут помочь своим служением.

И в этом действительно состоит урок, который следует извлекать из подобных событий нам, религиозным евреям: в мире столько трагедий и страданий, а мы своим служением можем облегчить участь тех, кто страдает. Как именно и кому именно не знаем, но можем. Чем лучше служим Б-гу, тем меньше трагедий, тем меньше пострадавших в каждой трагедии, которая все-таки произошла, и тем легче участь тех, кто все-таки пострадал. Поэтому, увидев подобный фильм и ужаснувшись, постараемся стать лучше, чтобы меньше было в мире страданий.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Зачем Б-г сотворил этот мир?

Рав Моше Пантелят

Kакова цель всего этого?


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский