Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли в иудейской вере — Небеса?

Темы: Христианство, Ад, Награда и наказание, Ислам, Душа, Наслаждения, Рай, Загробная жизнь, Смерть

Отложить Отложено

Добрый день, Уважаемый Рабби! Я читал много религиозных книг (Тору, Коран, Библию, Веды и множество апокрифов)… И в каждой есть упоминание небес, вечного блаженства (ну, в той или иной степени… мне лично не улыбается напиваться каждый день с одином, или зачем мне 72 девственницы?:-)) И в каждой из книг говорится, что за праведную жизнь мы что-то получаем после смерти. Но в Пятикнижии я ничего подобного не нашел…

Собственно вопрос: есть ли в иудейской вере — небеса? А если есть, то есть ли ад? Может, я невнимательно читал? Или просто не было наставника? Заранее благодарен за ответ…

P.S.: Возможно, вопрос глупый, но он от человека, который к своему богу еще не пришел…

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Вы абсолютно правы, напрямую о духовном воздаянии в Торе ничего не сказано. Тем не менее, безусловно, «рай» и «ад» в иудаизме существуют, но представления о них радикально иные, чем в упомянутых Вами религиях.

Согласно классификации Рамбама, вера в духовное воздаяние является одной из основ иудаизма и занимает 11-ое место среди 13 основ веры. Тот, кто не верит в награду или наказание после смерти, не может считаться иудеем. И, хотя основная информация о рае, аде и Будущем мире содержится в Устном Предании и в пророческих откровениях, существует немало намеков и в Пятикнижии, хоть и не столь очевидных:

  • Берешит 4:6-7 «И сказал Господь Каину: Почему досадно тебе и почему поникло лицо твое? Ведь если будешь поступать хорошо — простится (тебе), а если не будешь поступать хорошо, у входа грех лежит». Из этого стиха следует, что человек несет ответственность за грехи и в случае преступления грех «лежит у входа», т. е. ожидает расплаты.
  • Берешит 5:24 «И ходил Ханох перед Б-гом, и не стало его, ибо забрал его Б-г». Из стиха неясно, куда конкретно Б-г забрал Ханоха, но можно сделать вывод, что есть место, куда Б-г забирает людей. Согласно Устной Традиции, Ханох вошел в рай живым.
  • В нескольких местах в Торе употребляется выражение «и приобщился к отцам своим», например, в Берешит 25:8, 25:17, 35:29, 49:29, 49:33 и в Дварим 39:50. Если понять эти слова буквально, то из них следует, что есть «место», где находятся предки человека и куда человек попадает после смерти.
  • Рамбан в комментарии к недельной главе Ахарей Мот пишет, что существование такого наказания как карет (отсечение души) (см., например, Бемидбар 15:30 и Ваикра 22:3) свидетельствует о существовании духовного воздаяния после смерти.

А Пророках и Писаниях рай и ад упоминаются прямо:

  • Тэилим 49:16: «Но Б-г выкупит мою душу от преисподней, ибо Он примет меня навсегда!».
  • Коэлет 13:14 (Экклезиаст): «Ибо все дела Б-г приведет на суд, а также всё сокрытое, будь то хорошее, будь то плохое».
  • Шмуэль I 25:29: «Да будет душа господина моего завязана в узле жизни».
  • Во многих местах в Тэилим рай называется «Дворы Господа» (84:3), «Шатры Господа» (15:1), «Дом Господа», «Врата Господа», «Гора Господа» (24:3), «Место Его святости» (там же), «Святой путь» (77:14) и др. (см. Рамбам, «Законы раскаяния» 8:4).
  • 12-ая глава Книги Даниэля содержит пророчество о будущем воскрешении из мертвых. Если принять во внимание, что цель воскрешения из мертвых — дарование высшего блаженства, то всё пророчество Даниэля говорит о существовании будущей награды.

Следует добавить, что Талмуд (Сангедрин 90а) находит в Торе семь намеков на воскрешение из мертвых с помощью тринадцати способов толкования Торы. Но Рамбам в послании «Воскрешение из мертвых» пишет: всё, сказанное в трактате Сангедрин, само является лишь намеком. Поэтому у мудрецов нет единого мнения, где именно в Торе находятся эти места.

До сих пор мы говорили только о духовном воздаянии. Но воздаяние в физическом мире упоминается в Торе напрямую, например, в главе Бэхукотай, в главе Экев, а также во втором отрывке Шма Исраэль. Возникает вопрос: почему в Торе сказано только о материальной награде, почему ничего не написано о духовной?

На это есть немало ответов, но мнения многих комментаторов (Ибн-Эзра к Дварим 32:39, Рабейну Бахье к Ваикра 23:24, Рамбам в послании о воскрешении из мертвых и др.) сводятся к следующему: поскольку большинство людей идею о загробной награде не смогут правильно воспринять, о ней сказано не напрямую, а косвенно. Чтобы знание об этом передавалось только устно.

Теперь о 72 гуриях:) В иудаизме награда, которая полагается за исполнение заповедей, — чисто духовное наслаждение. Все эпитеты, описывающие будущую награду, а также образы роскошных пиров или физических наслаждений, которые можно встретить в еврейских книгах, призваны лишь дать нам хоть какое-то представление об этой награде с помощью того, что нам знакомо.

Наиболее четко взгляд иудаизма о сущности воздаяния — награды за исполнение заповедей и наказания за нарушение — изложил Рамбам в своем труде «Мишнэ Тора»:

«[Сказали наши мудрецы:] “В Будущем мире нет ни еды, ни питья, ни половой жизни, а только праведники сидят и венцы их — на головах их, и наслаждаются они сиянием Б-жественного присутствия”. То, что сказано, — “праведники сидят” — это образное выражение, призванное показать, что души праведников пребывают там, не утруждаясь и не испытывая усталости… А то, что сказано: “наслаждаются сиянием Б-жественного присутствия”, означает, что они осознают и постигают сущность Святого, благословен Он, так, как не могли бы постичь, будучи в теле, презренном и бренном».

И еще пишет Рамбам («Законы раскаяния» 8:7): «Мудрецы древности уже дали нам понять, что человек (при жизни) неспособен ясно постичь благо Будущего мира, и никто не ведает его величия и великолепия, кроме Святого, благословен Он».

А о сути наказания в каббалистических книгах сказано следующее: после смерти душа человека неудержимо стремится воссоединиться с Создателем. Отлучение от света Создателя причиняет душе сильнейшие муки, что и является наказанием за совершенные грехи. Для очищения душа помещается в духовную субстанцию — Геином (ад), чтобы, очистившись, удостоиться света Создателя в мире духовного наслаждения — Ган-Эдене (рай).

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ