Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц

Можно ли в субботу проводить тренинги на платной основе — для пользы людям?

Темы: Суббота, Деньги, Заработок, Добрые дела, 39 работ

Отложить Отложено

Если человек проводит тренинги по субботам на платной основе — для пользы людям, опять же — и это является дополнительным заработком или основным, это запрещено?"

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Прежде чем перейти непосредственно к ответу на Ваш вопрос, оговоримся: даже если вывод будет, что, в принципе, сам сеанс тренинга не является нарушением, важно убедиться, что проведение тренинга не связано с другими нарушениями субботы. Например, писанием (если Вы собираетесь что-либо писать на доске или в компьютере), зажиганием электричества, поездкой, переносом предметов там, где нет эрува, и т. д. Если проведение тренинга невозможно без таких действий, то Ваш вопрос отпадает сам собой: в субботу придется брать выходной.

Но, если можно обойтись без нарушений, мы «переходим на следующий уровень» и задаем вопрос: а есть ли вообще проблема зарабатывать деньги в субботу, если ничего запрещенного для этого делать не надо? Или же само по себе зарабатывание денег в субботу, даже с помощью выполнения разрешенных действий, уже запрещено?

Этот вопрос обсуждается в Талмуде и в книгах, посвященных еврейскому Закону (Галахе). Он актуален при таких видах заработка, как: преподавание и чтение лекций, проведение молитв кантором в синагоге, работа официанта, бебиситтера (няни) и т. п. Галахическое решение о тренинге будет актуальным решением и для этих работ.

Для начала обратимся к источникам. В Талмуде (Бава Меция 58а) сказано, что запрещено сидеть с ребенком в субботу за плату, поскольку запрещено получать деньги за работу в субботу. Раши объясняет, что этот запрет является постановлением мудрецов — «дэ-рабанан» — частью общего постановления, запрещающего любую финансовую деятельность в субботу.

Тем не менее, в том же обсуждении указывается возможность «облегчить» этот закон: если плата за работу, выполненную в субботу, является частью общей зарплаты за несколько дней, среди которых есть и будние дни, то выполнять эту работу за плату разрешено. Например, если человек работает на полную ставку официантом (и при этом не должен совершать никаких запрещенных в субботу действий, а только подать, убрать, помыть и т. п.), а в конце месяца получает зарплату за весь месяц, ему работать в субботу разрешено. Поскольку плата за работу в субботу включена в общую сумму, получаемую в конце месяца.

Тот же закон — и в случае, если человек получает общую сумму за неделю работы или за несколько дней работы (например: четверг, пятница, суббота), или даже за несколько часов, проработанных в субботу и в будни. Например, если работник был нанят на час до наступления субботы и на час после, работать ему разрешено. Главное, чтобы плата выдавалась общей суммой за всю работу, проделанную в будни и в субботу. Это разрешение называется «авлаа» — включение платы за работу, сделанную в субботу, в общую сумму.

Этим галахическим разрешением пользуются профессиональные канторы, которые получают плату за проведение праздничной молитвы: они специально договариваются с главой синагоги, чтобы кроме проведения праздничных молитв в их обязанности входило проведение одной или нескольких будничных молитв, это часть соглашения о найме. Тогда плата за работу кантора в праздники будет совмещена с платой за его работу в будни.

Тем не менее, чтобы это разрешение имело силу, должны соблюдаться определенные условия.

  1. Разрешение не «сработает», если взять общую плату по двум не связанным друг с другом трудовым договорам. Например, если человек был нанят одним работодателем два раза, один раз в будни и один раз в субботу, это не считается «авлаа». «Авлаа» имеет место только тогда, когда работа в будни и в субботу совершается по одному трудовому договору и работодатель не может отменить работу в будни без того, чтобы не отменить также работу в субботу. Т. е. работа в субботу и в будни должна совершаться по одному «неделимому» соглашению.
  2. Разрешение не «сработает», если брать за работу в субботу плату выше, чем за работу в будни. Поскольку тогда будет очевидно, что работник получает деньги за работу в субботу.

На основании сказанного можно сделать следующие выводы:

Если Вы проводите тренинг, состоящий из нескольких встреч, и берете плату с участников за серию встреч, а не за каждую встречу в отдельности, можно проводить тренинги в субботу, соблюдая несколько условий:

  1. Не совершаются никакие действия, запрещенные в субботу (такие, например, как писание, включение-выключение компьютера, поездки на транспорте и т. д.).
  2. Один из тренингов проводится в будний день или хотя бы частично в будний день.
  3. Участники тренинга платят за серию тренингов целиком, без возможности оплатить только часть тренинга. Иначе это считается отдельной оплатой каждой встречи.
  4. Если каждая встреча оплачивается отдельно или тренинг состоит из одной встречи, то, если часть тренинга проходит до наступления субботы или же после исхода субботы, это также считается «авлаа» и можно получать плату за тренинг в субботу. Если время начала и окончания устанавливаете Вы, то рациональным выходом будет рассчитать время тренинга так, чтобы его часть проходила до наступления субботы или после исхода субботы.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)