Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

А есть ли на самом деле этот «иной мир», ради которого мы стараемся? Ведь оттуда — никаких известий...

Темы: Богатство, Запреты, Награда и наказание, Деньги, Заповеди, Будущий мир, Вера, Добро и Зло

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины. Наверное, мой вопрос и рассуждения Вам покажутся глупыми и недостойными внимания. Хотелось просто поделиться с Вами своими сомнениями вот по какому аспекту.

Скажу сразу, что я считаю себя человеком верующим и стараюсь вести себя так, чтобы не стыдно было перед Б-гом. Из-за страха наказания перед Б-гом я, в меру своих скромных человеческих возможностей, плохие поступки стараюсь не совершать. Иногда это удается, чем себя и радую.

Но вот что в последнее время тревожит, когда смотрю на то, что происходит вокруг. А есть ли на самом деле этот «сказочный иной мир», ради которого мы стараемся? Ведь никто оттуда не приходил и не рассказывал, что он есть. Почему мы безоговорочно верим в это? Ведь, по-сути, мы верим словам простых (хоть и очень мудрых и достойных) людей из далекого прошлого.

А, может, всё это была гигантская фальсификация, чтобы удерживать народ в повиновении? Ведь не бывает, наверное, простых честных работяг богатых, а посмотришь на наших нуворишей, олигархов, правителей, лопающихся от награбленного — и ничего... живы и здоровы. Живут долго и счастливо и потомкам своим оставляют награбленное, и не парятся они по поводу, что их ждет, якобы, ТАМ.

А порядочный человек зачастую не может своему ребенку достойное образование дать из-за нехватки средств. Но он живет честно и не хочет после смерти попасть в ад. А есть ли всё это: ад, рай?

Или мы, как в том анекдоте про еврейского мальчика-первоклашку, который отказался показывать «фигу» в небо по указанию учителя, потому что на небе никого нет, а на вопрос, почему он не хочет это делать, как все другие дети, ответил: «Если ТАМ никого нет, то это не имеет смысла, а если есть, то зачем сразу портить отношения?!»

Несмотря на свои сомнения, я, конечно же, все равно буду стараться жить честно и по заповедям, но как же хочется хоть чуточку быть уверенным, что нас ТАМ ждут и верят в нас. А на мои вопросы мне отвечают, что, мол, на то она и ВЕРА, что мы верим и не подвергаем сомнению догмы, которые до нас еще были написаны нашими праотцами. Александр

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Александр!

Ваш вопрос ни в коем случае не глупый, а совершенно правомерный. Ведь на слово верят только дураки: «ему с три короба наврешь — и делай с ним, что хошь». А евреев даже из недоброжелателей в глупости еще никто не заподозрил.

С другой стороны, Вы верно замечаете: еще никто не приходил из Будущего мира со свидетельством, что он есть. Почему же мы верим?

Вера или убеждение?

В принципе Ваш вопрос относится не просто к вере в другой мир после смерти, но и ко всей нашей религии. Ведь, если принять за истину, что Б-г существует, что Он избрал еврейский народ и дал ему Тору, то истина и всё, о чем нам сообщает Тора и сопровождающая ее Традиция, включая и сведения о Будущем мире. Если же «не верить на слово» информации о Будущем мире, то и вообще ничему: ведь вся эта религия передана нам «людьми из далекого прошлого». Как же мы верим?

Ответ на последний вопрос таков: «верить» — все-таки не значит верить на слово и не подвергать сомнениям перенятые у предков догмы. Скорее, «верить» — это иметь твердое убеждение, быть уверенным в существовании Б-га и довериться Ему. Именно это на самом деле означает слово «эмуна» — «вера».

Да и в сегодняшнем мире человек может сказать, что «верит», например, в либеральные ценности, в демократию, в свободный рынок, а раньше мог «верить» в коммунизм, будучи при этом атеистом. То есть вера означает убеждение и идеологию. Твердое мнение, к которому человек пришел путем опыта и размышлений: наблюдая жизнь, испытав многое, думая и осмысливая, — и в результате придерживается такого-то мировоззрения. Вот и к убеждению в существовании Б-га и истинности Торы можно так прийти.

А если мы по веским причинам кому-то доверяем, то можем принять на веру то, что он скажет, и без доказательств. Поэтому, обретя уверенность в существовании Б-га в результате наблюдений за явлениями этого мира, мы можем принять и ту часть Традиции, которая говорит о мире Будущем, хотя наблюдать его мы не можем.

Это — во-первых.

Не корысти ради

А, во-вторых, думается, что все-таки неслучайно у нас нет твердых доказательств существования Будущего мира с ожидающей нас там наградой или наказанием. Ведь стоит обратить внимание на то, что Тора не только не приводит доказательств, но и вообще едва о том мире говорит. Только мудрецы о нем говорят и толкуют определенные слова Торы как намеки, не более того.

Похоже, подход Торы такой, что, выполняя ее заповеди и воздерживаясь от нарушения запретов, нам лучше о Будущем мире особенно не думать. И действительно не быть в полной уверенности, что нас ждет и награда за соблюдение, и наказание за грехи. Почему?

Возможно, потому, что иначе наша искренность в служении Б-гу оказалась бы под большим вопросом. Ведь и «на жадину не нужен нож: ему покажешь медный грош — и делай с ним, что хошь». Награда в Будущем мире — это весьма большой «медный грош». А наказание — все-таки тот самый нож. И, если бы человеку всё это четко показали, то он и «заповеди» лисы Алисы и кота Базилио лихо бы побежал исполнять. Да и без всякого разбоя много на свете дел, которые люди делают за деньги или из страха оказаться без них, хотя и не испытывают особого энтузиазма по поводу своей работы. Поэтому, если бы мы четко знали, что за заповеди будет награда, а за грехи — наказание, то стали бы служить Б-гу гораздо в большей степени из жадности и страха, чем от чистого сердца.

А Он хочет, чтобы мы не просто выполняли какие-то служебные поручения, а чтобы искренне любили и Его, и созданный Им мир. Чтобы становились хорошими людьми. Поэтому у людей должна быть свобода выбора — то есть чувство, что, если поступлю неправильно, ничего мне за это не будет, а если правильно, то тоже ничего не будет! Только тогда можно будет с уверенностью сказать, что мы и Б-гу служим, и людям делаем добро потому, что так чувствуем и считаем нужным.

Ведь и многие атеисты, будучи уверены, что после смерти ничего нет, тем не менее, считают, что надо быть хорошими людьми: Б-г заложил в человеке естественное чувство добра и справедливости и неприятие зла — вне зависимости от его веры. Согласно некоторым комментариям, это и означает, что Он создал человека «по Своему образу и подобию»: Б-г — само добро и милосердие, истина и справедливость, вот и в человеке это заложено. Поэтому о мишпатим — заповедях, понятных человеческому разуму, — мудрецы говорят: даже если бы они не были записаны в Торе, человеческий разум всё равно диктовал бы так поступать.

Таким образом, чтобы быть хорошим человеком, делать добро и не делать зла, вовсе не надо быть уверенным в награде и наказании: надо просто следовать своим инстинктам. Разве каждый из нас тотчас ринется грабить и убивать, если узнает, что ничего за это не будет? Разве не кипит кровь, когда видим зло и несправедливость, и разве не испытываем радость за людей, когда им становится хорошо? Все это можно и без обещанной награды и наказания.

Не всегда радость, но и не большая гадость

Другое дело, что, судя по Вашему вопросу, Вас волнует следующее: зачем стараться всё соблюдать и играть по правилам, когда другие эти правила нарушают, толкаются и загребают всё себе — и живы-здоровы? Получается, что здесь и сейчас хороший и честный человек точно проигрывает, а в качестве компенсации получает лишь призывы потерпеть и надеяться на какое-то туманное будущее. Так?

Хороший вопрос. Позвольте предложить такой ответ:

Прежде всего, то, что другие жируют, — во многом иллюзия. То есть, у них может быть больше денег и возможностей, но это не значит, что в целом их жизнь лучше и они чувствуют себя более счастливыми. Как известно, богатые тоже плачут. Богатство (или успех другого рода) обычно приходит не просто так, а как результат деятельности в зоне повышенного риска. Бизнесмен может хорошо заработать, но может и крупно погореть, там и ставки выше. Жестокая конкуренция, выживает сильнейший или просто везучий.

Тем более, если бизнес связан с властью и/или с криминалом: там, как известно, свои разборки, схватки кланов, часто не на жизнь, а насмерть. Живы и здоровы они вовсе не всегда, а когда и удается, угроза и беспокойство остается. «Успешные» политики, актеры, звезды шоу-бизнеса, спортсмены тоже дорого платят за свой успех: и у них постоянная конкуренция, безумный график, надоедание журналистов, потеря приватности.

Оплатить детям образование, может быть, они в состоянии, но уделить время — не обязательно. Дети могут вырасти избалованными, «золотой молодежью», или стать жертвами всех тех опасностей, которые в том мире подстерегают. Некоторые даже охрану для них нанимают, с чего бы? И никто этим людям не сочувствует, только смотрят на них косо, как мы сейчас, и ворчат, что, мол, жируют. Реально познать их проблемы можно, только оказавшись на их месте.

Так что завидовать другим не стоит. Сами эти «успешные» люди, вполне возможно, задаются тем же вопросом, что и мы: зачем стараться быть хорошими, если жизнь все равно тяжелая и игра по правилам только больше ее затрудняет? Зачем заниматься благотворительностью, если все равно завидуют и обвиняют в жадности? Зачем заниматься политикой и пытаться что-то сделать для страны или всего мира, если в ответ не благодарят, а только винят во всех бедах?

То есть, возможно, на самом деле большинство людей в этом мире по своему ощущению являются скорее жертвами, чем обидчиками. А если кто и чинит несправедливость или насилие, то чаще — по-разному оправдывая себя. «С ним по-хорошему нельзя»; «если не ты, то тебя»; «можно хоть когда-то воспользоваться своим преимуществом или просто отстоять свои права». Мы ведь и сами такие; кто может ручаться, что никогда никого не обидел? Случайно задел в борьбе за выживание, а иногда и не очень случайно, кто-то просто «достал». «Что вы от меня хотите, у меня тут такая жизнь…» И не думаю я, что мне «все можно» — нет, но хоть что-то, хоть как-то! Ну, или многое — потому, что много заплатил, потом и кровью выстрадал!

Что тут скажешь, Б-г им — и нам всем — судья… Только Он знает, кто действительно является тем злодеем, который «процветает» в этой жизни, а наказание получит в будущем. Для остальных же людей, типа нас с Вами, скорее актуален вопрос о вере в будущую награду при том, что здесь и сейчас жизнь пока не сахар.

И на это ответ, похоже, такой: а почему, собственно, эта жизнь не может быть с сахаром? Никто не запрещает его добавлять. Тора вовсе не говорит, что хорошо будет ТОЛЬКО в Будущем, а сейчас надо жить плохо и терпеть.

Во-первых, сами благие и полезные дела часто приносят человеку удовлетворение. Если благодаря тебе кому-то стало лучше, разве не становится приятно? Если кого-то спас, вылечил, что-то построил, написал и дал людям, принес пользу — само это отрадно. Кто-то может обругать или подвергнуть критике, но кто-то поблагодарит. И в любом случае ты знаешь, что постарался, поработал, преодолел себя и уж Б-г видит. Ведь самое глубокое удовлетворение — чувство собственного достижения и полноценности — и, похоже, награда в Будущем мире будет по типу, скорее, таким чувством, чем каким-то «богатством» или «угощением»; она ведь будет не для тела, а для души. Так что вне зависимости от внешних обстоятельств можно быть хорошим человеком, выполнять заповеди и этим и наслаждаться.

А, во-вторых, все-таки Б-г создал в этом мире и очень много материальных благ, которыми мы можем насладиться. Просто мы их не всегда ценим. Есть в буквальном смысле сладкая и вкусная еда, есть красивая природа или архитектура, музыка и литература и т. д. Есть общение с родными и близкими. Можно и добавить перца — юмора и сатиры, уж непростая жизнь дает поводы. Много чем тут можно насладиться, и вовсе не обязательно за большие деньги.

Так что не надо жить и творить благо в надежде ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на будущую награду: можно получать удовлетворение и наслаждение в самой этой жизни, невзирая на все бесспорные трудности и проблемы.

Обслуживание власти или обличение?

Вы также упоминаете известный вопрос: может быть, религия говорит нам о Будущем мире, чтобы с готовностью терпели несправедливость в этой жизни и были послушны властям?

Ну, за другие религии мы не в ответе, но что касается Торы — надо просто немного ее почитать. Как мы упоминали, о Будущем мире в ней самой почти ничего не сказано, как и о том, что надо терпеть тяжелую жизнь. Зато очень много в ней сказано о том, что надо сочувствовать бедным и ущемленным в правах. Прямые предостережения тем, кто не помогает бедным и слабым, а притесняет их. Например: «И пришельца (чужеземца) не обижай и не притесняй его, ибо пришельцами были вы в земле египетской. Никакой вдове и сироте муки не причините. Если будешь причинять ему муки, и если воззовет ко Мне, Я услышу его крик. И воспылает Мой гнев, и поражу вас мечом, и будут ваши жены вдовами, а ваши дети сиротами» (Шмот 22:20-23). Или из Пророков: «И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу: руки ваши полны крови. Омойтесь, очиститесь, удалите зло поступков ваших от очей Моих, перестаньте творить зло. Учитесь творить добро, требуйте справедливого суда, поддержите угнетенного, [верно] судите сироту, вступайтесь за вдову» (Йешаяу 1:13-17). И таких примеров море.

В современном мире религия часто воспринимается как правоконсервативная сила, которая обслуживает власть. Но, если почитать Пророков, становится очевидным, что они выступали скорее в роли либеральной интеллигенции и критиковали богатых и власть имущих за притеснение бедных. Царям от них часто доставалось — а им от царей, когда «доставали»…

Так что Тора вовсе не призывает нас терпеть несправедливость тех, кто толкается и играет не по правилам, — она требует от последних прекратить свои злодеяния. Но, поскольку мир все-таки неидеален, мудрецы также говорят, что награду и наказание в любом случае все получат в Будущем мире, каждый по заслугам, об этом можем не беспокоиться.

Чуть помедленнее, кони!

Однако полная уверенность и точное знание об этом чудесном Будущем мире, как сказано, пойдут нам, скорее, во вред. В этой связи, кстати, еще одно соображение:

Если бы была полная уверенность в существовании чудесного Будущего мира, то некоторым людям, возможно, захотелось бы… попасть туда поскорее. Здесь жизнь трудная, а там будет рай — так зачем же здесь задерживаться, если можно сразу? Ведь и в пределах этого света, если человек уверен, что есть где-то «райское» место, без тех проблем и бед, с которыми ему приходится жить у себя, и туда можно попасть, он готов на это пойти, даже ценой больших жертв и лишений. Так люди стремятся в Америку: раньше ехали из Европы (когда это означало не несколько часов полета на удобном и обычно безопасном самолете, а много дней плавания на корабле, часто в трудных условиях и с риском пойти ко дну), теперь идут из Латинской Америки: долгий путь с рисками по части легальности. Или, тоже сегодня, из стран типа Сирии или Ливии — в Европу, с большими рисками и лишениями, на допотопных плавучих средствах.

А тут можно прямо в самый настоящий рай! Болезненно? Ну, можно найти относительно безболезненный способ. Страшно? Только потому, что знаем: здесь все-таки жизнь, а там, после смерти, не уверены, есть ли вообще что-нибудь. Но, если бы точно знали, что там блаженство, то было бы уже не страшнее операции: может быть, будет немного больно, зато потом точно будет хорошо.

Некоторые, кстати, даже в реальной сегодняшней жизни поддаются такой логике, например, шахиды. Здесь жизнь плохая, зато там — блаженство, надо лишь взорвать себя, прихватив с собой как можно больше «сионистов» или «неверных».

Но Б-г хочет, чтобы мы то блаженство заработали — для нашего блага, так будет приятнее его получить — в качестве заслуженной награды, а не подачки. И чтобы заработали его как можно больше — опять же, для нашего блага.

Поэтому Он создал в человеке мощный инстинкт самосохранения и стремление максимально продлить жизнь. Чувство, что смерть — это ужасный конец, после которого, насколько видит человеческий взор, «ничего нет». Чтобы не рвались туда раньше времени, а как можно дольше оставались здесь и так заработали максимально возможную награду.

Чего нам всем и желаю.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше