Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц

О какой воде исцеления и жизни говорит пророк Йехезкель?

Темы: Йехезкель, Мудрость, Пророчество, Милосердие, Пророки, Суд, Жизнь

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые равы! У пророка Йехезкеля сказано следующее:

«(1) И повел он меня к воротам, которые обращены к востоку. (2) И вот слава Б-га Йисраэйля пришла с пути восточного, и голос Его — как голос многих вод, и земля озарилась славой Его. (3) И (был) образ видения, которое видел я, подобен видению, что видел я, когда приходил, чтобы разрушить город, и видения подобны (были) видению, которое видел я на реке Кевар; и пал я на лицо свое. (4) И слава Г-сподня пришла в дом через ворота, что обращены на восток» (Йехезкель 43:1-4)

«(1) И возвратил он меня ко входу дома, и вот вода вытекает из-под порога дома, к востоку, потому что дом обращен на восток, и вода стекает из-под правой стороны дома к южной стороне жертвенника. (2) И вывел он меня через северные ворота и провел меня наружной дорогой к внешним воротам, дорогой, ведущей к востоку, и вот вода вытекает с правой стороны» (Йехезкель 47:1-2).

Почему Третий Храм, его вход (если я правильно понял, что это о нём, да свершится это в наши дни) обращён именно на восток? Что именно это означает? Почему столько внимания уделено востоку? И что означает вода исцеления и жизни, вытекающая с с правой стороны?

«(9) И будет: все живые существа, которые кишат там, куда приходят потоки эти, живы будут, и будет рыбы весьма много, потому что придут туда воды эти и исцелятся, и все живо будет там, куда придет поток этот» (Йехезкель 47:9).

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте!

Абарбанель пишет, что слова пророка Йехезкеля  о водах, выходящих из Храмовой горы, непросты для понимания. И следует разобраться: речь идет о настоящих водах или же здесь иной, более глубокий смысл?

Многие пророки говорили о водах, которые выйдут из Святилища во время Избавления.

Пророк Йешаяу: «И с радостью будете вы черпать воду из источников спасения…» (Йешая 12:3), а также: «О, все жаждущие, идите к водам…» (там же 55:1).

Пророк Йоэль: «И будет в тот день, горы источат вино, а холмы истекут молоком, и по всем руслам Иудеи заструится вода, я забьет источник из дома Г-сподня, и напоит долину Шитим» (Йоэль 4:18).

Пророк Зехария: «В день тот открыт будет источник дому Давида и жителям Йерушалаима для окропления (водой с пеплом красной коровы) и для очищения» (Зехария 13:1).

Вода выйдет из Храмовой горы, чтобы стало ясно всему человечеству: мир стал другим, произошло изменение в природе вещей. Что теперь объединяются воды нижние (материальные) с водами верхними (духовными), и поэтому местом, где произойдет чудо, будет именно гора Всевышнего. И воды эти олицетворяют собой Б-жественное изобилие, изливающееся на весь мир. Вначале его воды будут протекать через ворота, которые обычно были заперты, чтобы показать: эти ворота — источник святости. Потом — через южную сторону жертвенника, чтобы показать: благодаря жертвоприношениям к народу Израиля приходило материальное и духовное изобилие. И нигде в пророчествах об этих водах мы не встретим упоминания о том, что они текут с северной стороны. И это понятно: ведь оттуда пришло бедствие на Израиль, когда был разрушен Иерусалимский Храм.

Мудрецы говорят также, что воды эти будут течь в разных направлениях. Они дойдут до Кинерета (Галилейского моря), до Сдомского (Мертвого) моря и до самого океана, чтобы излечить их от соли и сделать пригодными для питья.

Эти изменения — исправление в материальном мире. Но речь идет и о духовных преобразованиях. Воды символизируют изобилие Б-жественной мудрости, поток которой выйдет из Иерусалима и «растечется» уже не только в среде Израиля, но и для всех народов мира. И «воды» этой мудрости дойдут до ручья Шитим и излечат его. Здесь — намек на то, что до этого момента мир будет подобен слабоумному, который верит в ложных богов (слово Шитим одного корня со словом шотэ — «глупец», «слабоумный»).

Рамхаль в книге «Мишкенэй Эльйон» пишет: чистая, «питьевая» вода выходит из Святая святых, а образуется там, где усилится и возобладает мера милосердия Всевышнего. Т. к. в этих «водах» сконцентрировано милосердие Творца ко всем Его созданиям, «воды» движутся на юг, чтобы достичь соленых вод мира и исправить, «исцелить» их. И это новое явление, которое приходит в мир не для того, чтобы поддержать существование этого мира. Это новый свет, исходящий из Источника святости, который приходит, чтобы смягчить меру суда Творца мерой Его милосердия. Но эти воды милосердия не полностью «смоют» суд (соль). Какая-то доля соли останется, та, что необходима при жертвоприношениях.

Тогда весь мир будет наполнен милосердием, а всё в мире достигнет целостности и полного исправления. Ничто больше не будет ограничивать распространения первозданного света, который наполнит все миры без границ. И когда границы будут разрушены, радость распространится повсюду. И именно об этом дне сказал царь Давид: «Это день, сотворенный Господом, будем ликовать и радоваться ему» (Тэилим 118:24).

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)