Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как практически уважать пожилое поколение, если они хотят в прошлое?

Темы: Египет, Фараон, Уважение, Почитание родителей, Добро и Зло, Исход из Египта, Пустыня

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины. Как практически уважать пожилое или прошлое поколение, если они хотят в прошлое, кто в коммунизм, кто просто стать молодым и снова здоровым? Но в данный момент времени это невозможно без «машины времени», только в мечтах и телевизоре, но не в реальности. Получалось ли у молодежи, рожденной в пустыне после выхода из Египта, почитать отца и мать, которые стремились снова вернуться в Египет, вернуть молодость?.. Сергей

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Сергей!

Вы задаете очень хороший вопрос.

Действительно, если обобщить: как уважать родителей, если их взгляды и устремления представляются нам неправильными? Ведь уважать кого-то — значит, считать его достойным восхищения и подражания, ставить в пример, не так ли?

Заботиться

Давайте посмотрим, что говорят об этом мудрецы (Кидушин 31 б): «Что значит уважать родителей? — Кормить, поить, одевать, прикрывать, выводить, приводить».

То есть, оказывать всяческую физическую помощь, когда она нужна. Заботиться.

Ибо суть этой заповеди, как объясняет Сефер а-Хинух (33), — благодарность. Родители дали тебе жизнь в этом мире и всё, что для неё необходимо. Когда ты был маленьким и не мог о себе позаботиться, они о тебе заботились: кормили тебя, поили, одевали и водили, куда надо. Вот и ты, когда родителям надо будет, позаботься о них, воздай добром за добро.

Таким образом, речь идет об элементарной благодарности человеку и готовности проявить к нему милосердие. Он тебе как-то помог — помоги и ты ему. И какая при этом разница, что он думает о Сталине или фараоне?

Ведь, если начать разбираться, практически ни с кем из окружающих у человека взгляды полностью не совпадают. Сколько людей, столько и мнений. И одна из типичных человеческих склонностей — думать, что «там лучше, где нас нет». Либо в пространстве, либо во времени.

В другой стране лучше! Например, в Америке или еще где-нибудь на Западе. Там цивилизация и богатство! Или на Востоке, там духовность! В другом городе лучше, например, в столице. Или в другом районе того же города. Например, в центре: там кипит жизнь, ты в центре событий, широкие возможности. Или, наоборот, в провинции или за городом, на лоне природы, на чистом воздухе, без городской суеты. В другую эпоху лучше! Например, раньше: тогда были великие люди, богатыри — не вы, великая мудрость или культура, сейчас такого уже нет. Или, наоборот, в светлом будущем: тогда будет прогресс и новые технологии, которых сейчас еще нет. Тогда сможем полететь на Марс!

Корень всего этого один: в реальной жизни здесь и сейчас у человека существуют конкретные проблемы, которые его тяготят и от которых он хотел бы избавиться. А там, где его нет, он проблем не ощущает (даже если раньше там был и ощущал, теперь уже не ощущает, и память о них выветрилась), а фасад издалека может по разным причинам смотреться хорошо. Вот ему и кажется, что там лучше, вот бы туда! Хотя на самом деле это мираж, в другом месте либо те же проблемы и недостатки, либо другие, идеала нет.

Но все мы такие: кто ностальгирует конкретно по СССР или Египту, а кто мечтает рвануть в Америку или куда-то на Восток, или в будущее.

В любом случае, это не единственный тип существующих заблуждений, а также не единственный предмет возможных разногласий между людьми. Полностью, как сказано, наши взгляды ни с чьими не совпадают. А «отцы и дети» — особая известная тема. И что же, из-за этого невозможно испытывать благодарность и помогать? Конечно, можно и нужно.

А вот Вам такой интересный пример: по словам мудрецов (Мидраш Берешит Рабба 65:16, 76:2), особенно отличился в почитании отца… Эйсав! Брат Яакова, который в целом был нечестивым и своим поведением немало огорчал родителей, Ицхака и Ривку (Берешит 26:35). И, тем не менее, мудрецы говорят, что заповедь уважения к родителям он выполнял чуть ли не лучше всех в мире! Потому что годами обслуживал отца, подавал ему еду. Относясь к этому серьезно, облачаясь в особые одежды. Это и есть «уважать отца», и это можно делать, даже когда стремления и взгляды на жизнь расходятся.

Однако остается вопрос: помогать и ухаживать — дело, конечно, хорошее, но почему же именно так определяется Торой уважение? Ведь не таково простое значение этого слова в нашем понимании.

Есть, кстати, и другая заповедь: бояться родителей (Ваикра 19:3). Что это значит? Бояться в прямом смысле? Почему? Родители же меня любят, что они мне сделают? А если они уже немощные?

Отвечает тот же Сефер а-Хинух (212): на практике эта заповедь тоже означает обращаться с родителями уважительно. Только «уважать» — это совершать определенные действия: заботиться, кормить, одевать. А «бояться» — это воздерживаться от определенных действий: не сидеть на месте отца, не противоречить ему, вставать, когда он входит.

Не противоречить? Это уже кажется другой крайностью. А если у меня иное мнение, нельзя его высказывать?

Что же такое уважение?

Придавать вес

Похоже, что мы слишком привыкли к общепринятому пониманию «уважения», но теперь придется вспомнить его строгое значение.

На еврейском языке «уважать» — лэхабэд (לכבד) — одного корня со словом кавед (כבד) — «тяжелый». То есть уважать — значит, придавать вес.

Ведь и на русском языке «уважать» — от слова «важный». А это что значит? Всегда правый во всем? С ним необходимо соглашаться и нельзя ему возражать?

Нет, необязательно. Важный — означает весомый. Тяжеловес. Его трудно сдвинуть с места, с его позиции. С ним надо считаться — нельзя просто пройти мимо него или прямо там, где он стоит, столкнув его с пути.

Например, Б-г говорит Моше (Шмот 7:14): кавед лев паро — «Тяжело сердце фараона». Здесь «сердце» означает его настрой, настроение. Фараон настроен на то, чтобы не отпускать евреев, и его трудно сдвинуть с этой позиции.

В противоположность этому неважный и незначительный человек — легковесный, его легко сдвинуть с места. Его можно отставить в сторону и проигнорировать, пройти мимо своей дорогой.

Уважать кого-то — значит, придавать ему вес и значение, признавать, что его просто так не отставишь, что его мнение — или его нужды — важны. Я не могу просто продолжать идти своей дорогой — он «сидит у меня на пути», и я должен остановиться и позаботиться о нем.

Поэтому уважать родителей — придавать вес их нуждам и заботиться о них. А не отмахиваться, мол, мне некогда, я тороплюсь по своим важным делам. Ведь и у родителей были важные дела, а они о тебе заботились. Хотя тогда, будучи младенцем и ребенком, ты не был важным человеком, для них ты был важен, ради заботы о тебе они оставляли или прерывали свои важные дела. И ты изволь придавать важность заботе о них.

(Есть, кстати, еще одно выражение: лэхабэд эт а-байт — буквально «уважать дом», то есть подметать. Потому что это нужно дому. Позаботиться о том, что нужно другому).

Ну, и с места тоже не следует сталкивать уважаемого человека, и не следует сидеть на его месте. Во всех смыслах.

Важный, значимый человек сидит на своем месте и, занимая свою позицию по разным вопросам, говорит то, что считает нужным, и его слушают. Не обязательно соглашаются, но дают ему высказаться и обозначить позицию. А человека незначительного могут согнать с его места или не пустить на него, заткнуть рот и не дать высказать свою позицию.

Поэтому, если уважаешь человека, не сиди на его месте и не противоречь ему таким образом, что у него возникнет чувство, что ему и сказать не дают, не слушают его, не придают значения его словам, не считаются с его позицией. Соглашаться с ним и разделять все его взгляды ты не обязан, но изволь не затыкать ему рот и не перебивать, выслушай.

Оберегать от дискомфорта

Кого еще Б-г велел уважать?

Того же фараона! Посылая к нему Моше с миссией убедить его отпустить евреев, Б-г сказал, что, несмотря на все, к фараону надо проявлять уважение, потому что он царь (Мидраш Шмот Рабба 7:3, приводится в комментарии Раши к Шмот 7:13).

Но фараона-то как можно уважать? С его взглядами и действиями уж точно никак нельзя согласиться, тем более — восхищаться ими и ставить в пример. Кормить и одевать его в данной ситуации тоже было не нужно. Более того, ему надо было противодействовать! В чем же заключалось уважение?

Мудрецы объясняют: например, угрожая ему от имени Б-га, следует говорить не напрямую: «А то Б-г тебя поразит», а «обтекаемо»: «А то Б-г нас поразит», хотя имеется в виду сам фараон (Раши к Шмот 5:3). Аналогично, не предсказывать напрямую: «И спустишься ты ко мне, и падешь ниц передо мной», а «и спустятся все твои слуги, и падут ниц» (там же 11:8).

Похоже, фараон обладает определенной «неприкосновенностью», если не на практике, то, по крайней мере, на словах; его нельзя «трогать».

Потому, что он важный. Нет, он не прав. Но он весом, значим. Его нельзя просто так сдвинуть с места — или стереть с лица земли, ликвидировав на месте. Поэтому даже приближаться к его месту и задевать его нельзя, хотя бы на словах. С ним надо обращаться обходительно. Это тоже часть значимости и основательности его места и позиции — вокруг нее как бы «защитная оболочка», «крепостные стены». Нельзя просто так вторгаться в его пространство, нарушать покой, создавать дискомфорт, мешать жить. Даже если в какой-то мере приходится, то мягко, «в перчатках», не совсем напрямую, сохраняя некоторую оболочку. С незначительными людьми можно «не церемониться», а с ним так нельзя.

А если важный и весомый человек сдвинется сам, его трудно остановить — сила его инерции велика. Поэтому, если хочешь дать человеку ощутить себя значимым и не создавать ему дискомфорта, не преграждай ему бесцеремонно путь, по возможности где-то сдвинься с места сам — уступи. Дай ему ощущение свободы действия и простора; чувство, что его «оболочка» перемещается вместе с ним и другие перед ней «расступаются». Опять же, не обязательно поступаться своей позицией — принципом и мнением — но можно, по крайней мере, сдвинуться физически: вошел важный человек — встань. Да и мнение свое во многих случаях можно держать при себе или не высказывать, пока не спросят, а если и высказать, то вежливо — «обтекаемо», не напрямую.

Когда еврейский народ странствовал по пустыне, его со всех сторон окружали «облака Славы/Уважения» (ананэй а-кавод). Их функция — защищать от непогоды и врагов, а также устранять препятствия и опасности на пути: разглаживать горы и овраги, убивать змей и скорпионов. То есть эти облака были в буквальном смысле защитной оболочкой, перемещавшейся вместе с евреями, перед которой «расступалось» всё, что создает дискомфорт. И дополнительный комфорт они создавали: сохраняли в чистоте одежды людей в пустыне. Это и есть уважение. По словам Торы (Шмот 13:21), Сам Б-г тогда как бы шел перед евреями, чтобы показать, насколько они Ему дороги, чтобы другие народы их уважали (Мехильта, там же).

Таким образом, в целом «уважать родителей» означает «придавать вес их нуждам и позициям» во всех смыслах. Обеспечивать им комфортную жизнь и оберегать от дискомфорта, как физического, так и морального. Ведь всё это они делали для тебя, своего ребенка. Вне зависимости от того, как ты себя вел или какой дорогой собирался идти в будущем.

Не обязательно соглашаясь, стараться сохранять их защитную оболочку, не уязвлять и не ранить их, не нарушать покой, не мешать жить. Разумеется, если видишь, что их действия могут привести к пагубным последствиям, то не следует сидеть, сложа руки, но и если необходимо их как-то переубедить, остановить, надо постараться делать это мягко, «не снимая перчатки».

Другими словами, заповедь уважать родителей касается не столько того, что думать о них, сколько того, что делать. Надо обращаться с ними уважительно. Ибо главная цель Торы — воспитать из нас хороших людей, которые на практике творят добро. Всякие есть на свете люди, и думать о них можно, что угодно, но, при всем при том, добро делать надо — да, тем самым несовершенным людям, каким же еще? Совершенных-то нет.

А особенно — родителям, которые, вне зависимости от того, какие у них могут быть заблуждения, сделали нам много добра и обеспечили нам комфортную жизнь, когда мы тоже были, мягко говоря, не идеальными. Поэтому элементарная логика диктует, что им надо делать добро и с трепетом относиться к их комфорту.

Это, конечно, не всегда так просто на практике, как в теории, но постараться можно.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше