Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда мы что-то делаем и, сами того не зная, выполняем какую-то заповедь, она нам засчитывается?

Темы: Цдака, Заповеди, Кавана

Отложить Отложено

Доброго времени суток! У меня такой вопрос. Когда мы что-то делаем и, не зная того, исполняем какую-либо заповедь, она нам засчитывается или нет? Спасибо за внимание! Н., Украина

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте, Н.!

Вопрос, который Вы задаете, широко обсуждается в Талмуде и в галахической (законодательной) литературе. На талмудическом языке этот вопрос звучит так: «Мицвот црихот кавана о эйн црихот кавана?», что означает: нужно намереваться исполнить заповедь (во время исполнения заповеди) или нет?

По этому вопросу мнения мудрецов разделились (Рош а-Шана 28а). Рова считает: чтобы заповедь была засчитана, необязательно иметь намерение («кавана») исполнить заповедь. А по мнению раби Зейры «кавана» является обязательным условием, чтобы совершение какого-либо действия могло считаться выполнением заповеди.

Нет единого мнения по этому вопросу и среди ришоним (ранних комментаторов): Риф, Рош и Райвед считают, что «кавана» необходима, а Тосфот, Рабейну Йона и Бааль а-Маор считают, что «кавана» не обязательна. В конечном счете, Шульхан Арух (Законы чтения «Шма» 60:4) устанавливает закон согласно более строгому мнению, а именно: «Мицвот црихот кавана» — чтобы исполнить заповедь, мы должны намереваться исполнить эту заповедь.

Тем не менее, Мишна Брура (60:4) и другие законодатели перечисляют ряд исключений:

  1. В тех заповедях, где главным является результат, а не само действие, «кавана» не обязательна. К такому виду заповедей можно отнести:

a. «Прия у-рвия» («плодиться и размножаться»), поскольку целью этой заповеди является рождение детей, а не процесс, ведущий к зачатию.

b. «Пидьйон швуим» (выкуп пленных), поскольку цель этой заповеди — вызволить человека из плена, а не произвести акт выкупа (Ковец а-Шиурим 2:23-26, А-Микнэ 53:3, Минхат Хинух 1-3, 29).

В отличие от таких заповедей, как «плодиться и размножаться» или выкупать пленных, суть заповедей, подобных «возношению» лулава в Суккот или трублению в шофар в Рош а-Шана, — именно в самом «возношении» или трублении, а не в результате, достигаемом посредством этих действий. Для выполнения этих заповедей намерение — «кавана» — является обязательным условием.

  1. Согласно некоторым мнениям, заповеди, которые регулируют сферу межличностных отношений («бейн адам лэ-хаверо»), могут считаться исполненными, даже если не было явного намерения исполнить заповедь. Ведь в этих заповедях главное — результат: помощь ближнему. Согласно этим мнениям, если мы даем цдаку, навещаем больных или оказываем любую другую помощь ближнему, не думая при этом об исполнении заповедей, заповеди нам все равно засчитываются — если только у нас не было явного намерения НЕ исполнить заповедь (А-Микнэ 53:9)[1].
  2. Автор «Хаей Адам» (рав Авраам Данциг, 1748-1821) считал: если обстоятельства указывают на то, что действие было совершено ради исполнения заповеди, а не ради какой-либо другой цели, — заповедь засчитывается, даже если человек не подумал об этом перед самим действием. Т. е., согласно «Хаей Адам», если ясно, что ни по какой другой причине человек не стал бы совершать такое действие, — этого достаточно, чтобы действие было засчитано как мицва. Так, если человек молится или произносит «Шма» в рамках ежедневной молитвы, но при этом не подумал заранее, что тем самым он выполняет заповедь, — это засчитывается как заповедь, поскольку сама ситуация доказывает, что действие было совершено исключительно ради выполнения заповеди. Но если человек произнес «Шма» вне молитвы — без «каваны» это не засчитывается, т.к. это может быть истолковано как изучение Торы[2].
  3. Согласно ряду авторитетных мнений, заповеди, которые связаны с пищей, например, повеление есть мацу в первый день Песаха, могут быть засчитаны и без «каваны». Но это — при условии: человек знает, что есть такая заповедь, и помнит, что сегодня первый день Песаха[3].
  4. Что касается заповедей, установленных мудрецами, мнения законодателей о том, необходима ли для их исполнения «кавана», разошлись: Маген Авраам считает, что «кавана» для таких заповедей не обязательна, но Мишна Брура полагает, подтверждая свою позицию аргументами из Шульхан Аруха и а-Гро, что и для исполнения заповедей мудрецов необходима «кавана».

Важно отметить: приведенные выше мнения касаются только ситуаций «постфактум» — когда человек уже совершил действие, но забыл перед этим подумать об исполнении заповеди. Но изначально, согласно всем мнениям, нужно намереваться исполнить заповедь перед каждым действием, которое может считаться заповеданным.

С уважением, Моше Сытин


[1] Но автор «При Мегадим» считал, что и при исполнении этих заповедей нужна «кавана».

[2] Текст «Шма» представляет собой стихи из Торы.

[3] См. Шульхан Арух 475:4, на основании мнения Рамбама. Но Мишна Брура (34) приводит мнение автора «При Хадаш», который спорит с этим.

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)