Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Ничто и никто здесь, на земле, не испугает меня: ни ангел, ни даже ангел страха. Но жалобы нищего заставляют меня содрогнуться»Раби Хуне из Колошиц

Человечество не совершенствует и не исправляет себя и мир, значит, оно безнадежно?

Темы: Исправление, Цель творения, Душа, Смерть, Жизнь, Адам

Отложить Отложено

Добрый день, уважаемый раввин. По логике, человечество должно было прийти к исправлению себя и мира. Но это же не работает, от слова совсем. Да, правоверные евреи действительно прилагают массу усилий к этому делу, но их очень небольшое меньшинство.

А все то, с чем мы должны бороться, все еще присутствует. Воровство, убийства и т. д. — не мне вам рассказывать. Так что хочется иногда сказать: Г-сподь, жги! Про духовное обеднение людей я вообще молчу. Современное состояние дел оставляет желать лучшего. Что делать? Спасибо за вашу работу.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете хороший вопрос.

Сколько лет стремимся к исправлению и совершенствованию мира — и где же оно?

Особенно ввиду того, что у нас принято называть «снижением [духовного уровня] поколений» (йеридат а-дорот): каждое следующее поколение по уровню ниже предыдущего. Это ощущение есть и у евреев, и у неевреев: уже нет великих раввинов такого масштаба, какие были раньше, уже нет таких государственных деятелей, как в былые времена, или ученых, или писателей, или музыкантов. Какой политик сегодня сравнится с Черчиллем или де Голлем, какой ученый — с Эйнштейном, какой поэт — с Пушкиным, какой композитор — с Моцартом или Чайковским? И даже те, кто верит в эволюцию, должны признать, что таких ученых, как Дарвин, уже нет!

Или, как говорили все и всегда: «Ну и молодежь нынче пошла!»

Так куда же катимся, и как же насчет исправления и совершенствования мира, которым, вроде бы, занимаемся?

Расширим вопрос: его ведь можно задать не только о человечестве в целом, но и об отдельном человеке. Каждый человек, вроде бы, должен стремиться к самосовершенствованию. Но к какому состоянию он приходит к концу жизни? К старости. У разных людей, конечно, по-разному, но для многих старость означает ослабление физическое и умственное, человек «впадает в детство», становится менее гибким и терпимым, более раздражительным, теряет память, а то и вовсе рассудок, с ним трудно… Не радость, а совсем наоборот. И это — итог жизненного труда по самосовершенствованию?

Возможно, мы не совсем правильно понимаем, как именно работает это исправление и совершенствование.

Тора и биография

Автор книги «Маор лэ-Мелех» замечает: в двух особых случаях мы произносим не просто Кадиш, как в каждой молитве, а Кадиш а-Гадоль — «Большой Кадиш». Первый случай — завершение (сиюм) изучения одного из трактатов Талмуда. Второй — похороны.

Казалось бы, какая между ними связь? Совершенно разные, даже противоположные по характеру события. Первое — возвышенная радость достижения в изучении святой Торы. Второе — смерть человека и траур.

Ответ такой: на самом деле все-таки общий знаменатель есть. Смерть человека — боль и утрата для нас, тех, кто продолжает жить в этом мире, но уже без него. Для него же самого, если достойно прожил, это вовсе не трагедия, а, наоборот, переход туда, где он, наконец-то, получит истинную награду за свои правильные действия — в этом-то мире, с его проблемами и печалями, истинного блаженства все равно быть не могло.

Но какая все-таки связь с завершением изучения трактата? Как говорят мудрецы, при жизни человека «…книга раскрыта, а рука записывает» (Авот 3:16), «…и все твои деяния записываются в книге» (там же, 2:1). Там, на Небесах, человеку «в режиме реального времени» пишут биографию — совершенно объективную и правдивую, всё — как есть. И теперь, по окончании его жизненного пути, эта книга завершена. Таким образом, похороны — тоже завершение книги.

Но возникает вопрос. Ведь книги бывают двух типов. Первый — история, у которой есть начало и конец. На каждом этапе повествования описываемая ситуация меняется, и к концу книги того, что описано в начале, уже нет. Есть только финальное положение дел. Второй тип — справочник, энциклопедия. Все, что описано в ней, существует одновременно, и расположены ее главы не обязательно хронологически, а в том порядке, в каком информацию удобно искать, например, в алфавитном.

Так вот, понятно, что Тора — это Книга именно второго типа. Она — свод законов, которые все действительны одновременно. Тогда как биография человека — вроде бы, книга первого типа: история с началом и концом. Ведь в конце жизни человек уже не тот, каким он был в начале. Когда речь идет о книге первого типа, еще понятно, что завершение ее написания или изучения — своего рода достижение совершенства: теперь написана/изучена вся одновременно существующая истина. Но с книгой второго типа, особенно, биографией человека непонятно: какое совершенство достигается при ее завершении? Ведь, в конечном счете, все этапы жизни уже в прошлом, сейчас их нет.

Ответ, должно быть, такой: на самом деле вся жизнь, со всеми ее этапами, сейчас есть! Нет, не здесь, а там, куда уходит человек после смерти. Его биография — это тоже справочник, в котором содержание всех страниц и глав существует одновременно, и теперь этот справочник завершен. (А поскольку человек — «маленький мир», а Тора — «ДНК» мира, Б-г «смотрел в Тору и творил мир», то завершение — как биографии человека, так и изучения части Торы — это этап в совершенствовании мира. По этому особому торжественному случаю и произносится Большой Кадиш).

Мои года мое богатство

А это значит, что на самом деле каждый этап жизни человека — это цель сама по себе. Просто так устроил Б-г, что один этап вытекает из другого, но на самом деле каждый из них представляет собой отдельное задание и, по сути, отдельную «мини-жизнь».

Оно и логично: ведь в жизни человек меняется и не остается в точности тем же. В молодости он один, в старости — уже другой. Тот, да не тот. (Соответственно меняется и внешний вид: тоже тот, да не тот.) И на каждом этапе быть «хорошим» означает что-то другое. Быть хорошим школьником — это хорошо учиться, выполнять домашнее задание, не драться с другими школьниками. Быть хорошим работником — уже нечто иное: тут обычно нет домашнего задания или соблазна подраться, зато есть другие предписания и соблазны. На другой должности — опять другие. А в личной жизни надо быть хорошим супругом, потом хорошим родителем и так далее.

На каждом этапе человек добивается той или иной степени совершенства в том, чем он должен быть на этом этапе, и это достижение «записывается в книге» на Небесах. Эта страница его биографии — какое-то совершенство его души, какое он ощутит уже потом, когда будет завершена вся биография. Тогда все эти этапы каким-то образом сольются воедино, в одно общее совершенство, всю его душу целиком.

И получается, что истинное его конечное состояние — не то, в котором он был в последний момент жизни, а совмещение всех ее этапов воедино, каждого — с тогдашним состоянием души и степенью достигнутого тогда совершенства.

Опять же, оно и логично: ведь что такое конкретный человек? То, кем он был в молодости или в старости? Чей облик на итоговой «паспортной фотографии»: молодого или старика? И то, и другое вместе взятое, единое целое, разные этапы жизни которого в этом мире — лишь отдельные аспекты.

Сказано в Торе (Берешит 24:1): «А Авраам стар, на склоне дней (ба ба-ямим)», буквально — «пришел в днях». И о Яакове сказано (там же 47:29): «И приблизились дни Исраэля к смерти». Смысл: к завершению жизни каждый из этих праведников пришел вместе со всеми своими днями; они «приблизились», чтобы собраться воедино, в один багаж, результат всей деятельности в жизни. «Мои года — мое богатство», в буквальном смысле.

Частицы души Адама

Но почему именно так устроена жизнь? Потому что душа каждого человека — это частица души первого человека — Адама. Мудрецы говорят (Мидраш Танхума, гл. Пкудей 3), Адам был не просто первым человеком, его душа заключала в себе души всех его будущих потомков всех времен и народов. То есть «человечество» — это был он. В его душе содержались все возможные аспекты души.

Ведь каждый народ обладает своим характером и типом души, у каждого своя жизнь со своими испытаниями, своя роль. И каждое поколение, даже одного и того же народа, тоже живет в свою эпоху и выполняет свою роль, ведь этапы истории очень разнятся между собой. Но изначально все эти разные души были слиты в одну, душу Адама. И, если бы он выдержал испытание, то привел бы этим всю свою всеобъемлющую душу к совершенству уже тогда.

Но он не справился со своим заданием. Поэтому его душа была разбита на составляющие, которые были распределены по разным эпохам и народам: всю душу сразу одним гигантским усилием исправить не удалось, поэтому придется по частям. Каждый человек получил частицу души Адама, которую он должен исправить и усовершенствовать, и свое задание, выполнением которого он это осуществит. На каждом этапе его жизни он выполняет определенную часть своего задания, которую «сдает», и получает следующую часть — переходит на следующий этап своей жизни. Потом эти выполненные части задания сливаются воедино, в общее выполненное задание этого человека; исправленные частицы его души — в одну общую душу.

Но и эта общая душа — только частица еще более общей души данного поколения данного народа, которая достигает своего исправления с помощью выполнения общего задания — слияния выполненных заданий отдельных людей и их исправленных душ. А там сольются воедино и души всех народов и поколений. Так будет исправлена душа Адама-человечества.

Поэтому все, что сказано выше о душе отдельного человека и этапах его жизни, справедливо и в отношении мира и разных этапов его истории. Хотя Б-г так спланировал историю, что эти этапы вытекают один из другого, каждый этап — сам по себе цель. У каждого поколения свое задание и свой тип совершенства его общей души, которого он добивается выполнением этого задания. Например, заданием военного поколения была борьба с нацизмом, тогда как у нынешнего поколения уже другие задачи.

Поэтому меняется характер людей, их достоинства и недостатки: каждое поколение наделено теми, какие ему нужны для его борьбы с собой и работы. Как сказано, в конечном счете, все выполненные задания и усовершенствованные души народов и поколений сольются в одну всеобъемлющую душу.

Но понятно, что уже не совсем на этой шкале времени, внутри которой мы находимся. Здесь — «цех», в котором на конвейерах общая душа Адама собирается-исправляется по деталям, каждый «рабочий» привинчивает свою, а потом эту душу «выкатят» уже в другое, более подходящее место для того, чтобы она «расправила крылья». (И в самом «цехе», как водится, может стоять неприятный шум, запах и пыль. Тут ведь не рай).

До «светлого будущего» доживут все, его создавшие

Теперь понятно, почему идеальным мир не становится, а в некоторых аспектах с течением времени даже «впадает в детство». Об этом можно было бы волноваться, если бы мы придерживались таких идеологий, как коммунизм или либерализм, предполагавших «светлое будущее» уже в этом мире, рай на земле: так движемся мы туда или нет? К такому-то году будем жить при коммунизме или при демократии, или в «пост-расовом» обществе… А, может быть, все-таки еще лет через десять. Или в новом веке. Или уже новое поколение. И не обидно, что все люди, которые умерли до сих пор, получается, так и не дожили до того светлого будущего, до того правильно устроенного мира, а прожили всю свою жизнь в мире неправильном?

Нет, «правильный» мир — это именно тот, в котором они жили, для каждого поколения и для каждого человека свой, где ему дается часть задания Адама и необходимые условия для ее выполнения. Мир, в котором существует нацизм или терроризм, или просто воровство и убийства, с которыми надо бороться и этим совершенствовать свою душу. И конкретные проблемы, которые надо решать каждому человеку.

Будет побеждено одно зло — придет другое, будет решена одна проблема — возникнет другая. Не потому, что мир безнадежен, а потому, что он создан для выполнения таких заданий и человек не должен без них «простаивать». Поэтому после завершения одного этапа будет дана следующая часть общего задания, выполнение которой потребует несколько иных условий, и «правильный» мир станет для этой цели несколько иным. Необязательно более совершенным, т. к. следующая часть задания не обязательно более приятная. Скорее, по крайней мере, в случае человечества, — более «мелкая».

Ибо общая человеческая душа устроена как дерево: его рост и развитие идет от мощных корней к более тонким и мелким ветвям. Более ранние поколения — более мощные корни и стволы, за ними — более тонкие «ветви». Поэтому и есть ощущение, что на каждом этапе очередные «ветви» мельче, чем «ветви» предыдущих этапов.

Но это не значит, что мы сбились с пути к достижению общей цели — исправления человечества. Ибо оно произойдет в результате завершения «выращивания» и исправления всего «дерева», всей пышной кроны души всеобъемлющего Человека. Включая ветки: их тоже необходимо исправить, чем мы на последних этапах и занимаемся. И, если некоторые ветки мелковаты, то на то они и ветки, ничего «неправильного» в этом нет.

Главное — чтобы они правильным образом заняли свое место в общей картине. А это произойдет уже в конце, когда исправленные ветки сольются с уже исправленными на предыдущих этапах более мощными стволами и ветвями. Тогда получится единое красивое и исправленное дерево души Адама-человечества, в котором у каждого человека, достойно прожившего свою жизнь, будет свой удел.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше