Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если люди поколения пустыни по развитию были как подростки, почему они понесли страшное наказание?

Темы: Награда и наказание, Идолопоклонство, Праздники, Время, Праведники, Казни Египетские

Отложить Отложено

Правильно ли, если, читая Тору, человек осознаёт, что он тоже присутствовал там (ведь там были праотцы народа, в широком понимании)? Бывает, когда читаешь эти места — про тельца или разведчиков, или еще что-то, — мурашки по коже, как будто и я сам виноват (например, эпизод с мидьянитянкой). По крайней мере, это помогает прочувствовать похожую ситуацию в своей жизни, чтобы как-то поступить, по возможности, правильно. Не уверен, что ясно объяснил.

И еще. Раши назвал то поколение нечестивыми, увы. См. комментарий к Бемидбар, Шлах, 13:2 «ПОШЛИ ОТ СЕБЯ МУЖЕЙ…» — «Почему раздел о соглядатаях расположен непосредственно после раздела о (происшедшем) с Мирьям? Потому что она была покарана за злословие, изреченное ею против брата своего, а эти нечестивые видели (были свидетелями), но ничему не научились (на ее примере) [Танхума]».

Тора описывает, как одна кара за другой их преследовала. А ведь в развитии они были еще как бы подростки, которые на родителей часто обижаются. А спрашивали с них по полной программе. Еще раз благодарю за ответ. Сожалею, если расстроил Вас. С уважением, N.

Отвечает рав Нахум Шатхин

И я там был...

Что означает «почувствовать себя так, словно ты был там»?

У йеменских евреев есть один интересный обычай. Во время Пасхального Седера дети надевают халаты, на спину рюкзаки, а на голову тюрбаны. Так начинается представление под названием «Выход из Египта». Это призвано пробудить воображение присутствующих, чтобы каждый почувствовал себя так, словно он сам только что вышел из Египта. Обычай, безусловно, интересный (как и стучать во время чтения Мегилат Эстер об стол брусками, чтобы стерлась надпись «Аман» и «стерлось упоминание о его имени из-под небес»), однако он слишком «игровой» и подходит больше для детей.

А как же по-настоящему прочувствовать и проникнуться духом праздников? Думаю, что ответ на этот вопрос можно найти в книгах рава Цадока Коэна из Люблина. Он часто повторяет важный принцип мира духовного: «Каждый раз, когда наступают судьбоносные периоды в истории народа Израиля (то есть, время праздников), в мире вновь пробуждаются духовные силы, которые действовали в те далекие времена. И наша задача — прилепиться к тем духовным пробуждениям путем их осмысления и постижения».

Может быть, Вы будете удивлены, когда услышите, что Авраам-авину в ночь четырнадцатого нисана тоже ел мацот (по мнению некоторых комментаторов). Но ведь обязанность есть мацу и запрет квасного связаны с выходом из Египта? Который состоялся четыреста лет спустя? О какой маце может идти речь? Вопрос правомерный, но лишь частично. Мы уже знаем из объяснения рава Цадока, что силы, пробудившиеся и действовавшие при исходе из Египта, пробуждались в это время всегда, с сотворения мира. Это знали наши праотцы, тяжело работавшие над собой. А позже их потомки по-настоящему смогли реализовать тот потенциал, который был лишь внешне облачен в события Исхода. Этого же можем удостоиться и мы, если сумеем правильно сфокусировать взгляд и отношение к праздникам, или точнее — моадим (временам).

Духовный уровень наших праотцев в пустыне

1. Альших а-Кадош задает вопрос: Авраам-авину так просит Всевышнего за Сдом, а когда ему становится известно («Союз меж рассеченными частями» Берешит 15:9-21) о том, что его потомки будут в рабстве у египтян четыреста лет, он не просит за них. Может, сто лет скинуть? Может, пятьдесят? Нет, четыреста — так четыреста!?

Альших объясняет: Авраам знал — этот срок необходим, чтобы через страдания его потомки очистились от нечистоты, которой змей «заразил» Адама и Хаву. И это сработало. Правда, египтяне перестарались и выполнили план за двести десять лет, но евреи вышли оттуда очищенными. Или, по крайне мере, подготовленными к дарованию Торы. И во время дарования Торы вся нечистота змея покинула их души и тела. Они избавились от физических недугов, стали даже бессмертными и т. д

Разумеется, многие проблемы вернулись после греха золотого тельца. Но, несмотря на это, сложно называть дилетантами тех, кто прошел столь сложные процессы очищения и трансформации.

2. Еще один взгляд на состояние поколения пустыни.

Известно, что на посохе Моше были начертаны имена праотцев и праматерей, а также аббревиатура названий египетских казней: ДаЦаХ; АДаШ и БаАХаБ (см. ниже). Вопрос — почему?

Казни не случайно были разделены на три группы. Каждая имела целью донести не только до египтян, но и, главным образом, до евреев, определенные идеи, связанные с верой в Творца. Ведь евреи служили в Египте идолам. Чтобы постепенно адаптировать их к забытым понятиям, и были посланы десять казней — в три этапа.

Мальбим делит идолопоклонников на три группы, различающиеся по глубине отступничества:

Первые не верили вообще в существование Силы, Создавшей этот мир и Стоящей за всем, что в нем происходит. Преподать им иной взгляд на мир должна первая «серия» казней — ДаЦаХ (дэвер — падеж скота, цфардэим — лягушки, киним — вши). Превращение воды в кровь, земли во вшей и заполнение всей страны лягушками ясно свидетельствовало о существовании Силы, Стоящей над всем в этом мире. Силы, способной менять законы природы.

Вторая группа считала, что мир был создан Творцом, но, завершив творение, Он удалился высоко на небеса и больше не вмешивается в то, что происходит на земле. Для изменения воззрения этой группы была предназначена следующая серия казней, АДаШ. Аров — нашествие диких зверей — не коснулось земли Гошен, в которой проживали евреи. И дэвер — падеж скота — не затронул скот, принадлежавший евреям. Шхин — гнойные язвы — также возникали только на телах египтян. Так Всевышний продемонстрировав, что Он наблюдает за созданным Им миром и выделяет разные группы людей и земли.

Была и третья группа: эти люди верили в Творца и в то, что Он участвует в жизни созданного Им мира, однако участвует не лично, а распределил полномочия между разными силами и стихиям. Опровергнуть эти взгляды должна третья группа казней БаАХаБ. Барад — сочетание двух стихий: воды (огромные градины) и огня (внутри каждой градины пылал огонь), этой казнью Всевышний продемонстрировал, что Он может совместить несовместимое. Арбэ — саранча. Кто принес ее? Ветер. Если бы Всевышний не властвовал над этой стихией, саранча не смогла бы заполнить Египет. Хошех — тьма — настала не для всех. Часть евреев во время казни тьмой «взимала плату» с египтян за почти сто лет рабского труда. И для этих евреев солнце светило.

А как теперь объяснить, что на реализацию десяти казней понадобился почти целый год? Ведь если их целью было наказание угнетателей, то эффективней было бы обрушить казни на головы египтян и Паро в максимально короткий срок. Но, если мы скажем, что казни, главным образом, были предназначены для евреев, что так Всевышний создавал евреям условия для осмысления происходящего, то все станет на свои места. Неделя на казнь — три недели на осмысление. Неделя на казнь — три недели на осмысление. И все для того, чтобы укрепить их веру. Цикл повторяется десять раз, пока евреи не будут готовы выйти за Всевышним из Египта и получить Тору на горе Синай.

Так какое предназначение было у посоха, что оказался в руках Моше? Автор «Сфат Эмет» отвечает на вопрос, проясняя смысл самого этого слова. Почему для обозначения посоха Моше использовано слово מטה — «матэ» (ведь есть много подходящих синонимов: «макель», «шевет», «мишенет»)? «Сфат Эмет» указывает, что слово «матэ» — одного корня со словом להטות («наклонять», «склонять»): большая часть египетских казней, совершенных при участии посоха-«матэ», предназначалась для того, чтобы склонить сердца евреев к их Отцу на Небесах.

Согласитесь, череда казней выглядит как достаточно серьезный духовный семинар! Да еще с практическими примерами!

Почему разведчики и поколение пустыни были наказаны так строго?

1. Суровые наказания не только разведчикам, но и всему народу можно объяснить как раз высоким духовным уровнем этих людей. Говорят, наши мудрецы (Сангедрин 99 б), что Всевышний взыскивает с праведников за самые незначительные, «не толще волоса», грехи. И, даже когда нам полностью ясно, что в тех или иных действиях не замешаны личные интересы, от великих людей требуется абсолютная (иного уровня) ясность поступков и выражения мыслей.

2. И еще. Резкий контраст в наказаниях поколению пустыни и последующим поколениям, жившим уже в Святой Земле, можно также объяснить различием в путях управления миром. О чем речь? Когда евреи вошли в Святую Землю, наказание за грехи стало приходить не сразу. Всевышний готов терпеть долгие годы. Посылать предупреждения в форме неприятностей, ущерба имуществу и болезней. И лишь тогда, когда грехи переполняют чашу, может настать роковой час. Эта перемена произошла, когда народ Израиля находился в степях Моава, перед вступлением в Святую Землю. Тогда был заключен новый союз, после которого появилось понятие арвут (коллективной ответственности или даже, если хотите, — круговой поруки). И теперь грехи, как и заслуги, распределяются между всеми членами общества.

Прежде же, в пустыне, система наказания за преступления была иной, наказание следовало мгновенно. Как только человек совершит то или иное нарушение, тут же, поутру, ман уже не на пороге шатра, а далеко в поле. Поэтому и выглядело все так жестко.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?

Берешит — творение времени

Рав Моше Шапиро

Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности


Прежде, чем обратиться к духовному развитию человека, следует понять в общем: что есть духовная жизнь? Читать дальше