Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем поклонение Баалю отличалось от поклонения золотому тельцу?

Темы: Золотой телец, Идолопоклонство, Цари Израиля

Отложить Отложено

Шалом. В чем отличие поклонения Баалю от поклонения золотому тельцу? Царь Йеу уничтожил служителей Бааля, но не оставил поклонение золотому тельцу в сердце. Являлось ли поклонение золотому тельцу причиной сужения границ государства?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Йеу и поклонение Баалю

Абарбанель поясняет, что служение Баалю было связано с верой в силы солнца. Как правило, в текстах Танаха слово «солнце» — «шемеш» — употребляется в мужском роде. Так сказано в Тэилим (19:6): «И оно (шемеш), как жених, выходит из-под свадебного балдахина, радуется, как храбрец, пробегая путь». В этом стихе солнце сравнивается с женихом, то есть, мужским началом. Солнце является источником света, а Луна отражает свет, который получает от него. Так обычно выглядит и жизнь семьи. Муж выступает в роли дающего или оказывающего влияние, а жена — принимающей или воспринимающей влияние. (И Абарбанель приводит пример из греческой мифологии, где Аполлон и Диана являлись божествами солнца и луны). «Бааль» в переводе со святого языка как раз означает «муж», потому что солнце дает миру энергию, необходимую для жизни и процветания.

А причиной того, что Северное, Израильское, царство прекратило свое существование, нужно искать в преступлении их первого царя, Йаровама, сына Невата. Йаровам, не желая подниматься в Иерусалим (по известным причинам), запретил это делать и всем своим подданным. Были придуманы новые праздники и установлены, в Дане и Бейт-Эле, золотые тельцы для поклонения. И чем дальше — тем хуже. И даже когда пришел к власти праведный царь, разрешивший паломничество в Иерусалимский Храм, евреи уже утратили веру во Всевышнего и мало кто поднялся на праздник в Иудею. И окончательное изгнание не заставило себя долго ждать.

Комментаторы же из стиха «В те дни начал Господь отсекать (части) от Исраэля; и Хазаэль побил их (израильтян) во всем пределе Исраэля» (Млахим II 10:32) делают иной вывод. Наказание изгнанием (или сужением границ) должно был прийти гораздо раньше этих событий. А то, что территория государства стала сокращаться только во времена Йеу, говорит о великом милосердии Всевышнего.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме

Глава Шкалим. Махацит ашекель

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот) , дополнительные жертвы (Мусафим) , хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.

Рав Реувен Пятигорский

Мир как история еврейских букв

Мидраш рассказывает. Недельная глава Экев 1

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.

«Воды распри» — «Мей мерива»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше