Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что делать? Не успеваю молиться вместе с общиной...

Темы: Молитва Амида, Синагога, Молитва, Шма Исраэль, Община

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав! Этим летом поступила в ВУЗ в крупном городе, где есть ортодоксальная еврейская община, синагога, раввины, миква, все как положено. Спустя шесть лет поисков нашлись документы, подтверждающие мое еврейство по материнской линии. Все идет отлично, но возникла одна проблема.

Во время молитв с общиной я теряюсь и отстаю от ведущего молитву. Так как сидур на русском языке, мало того, что потеря текста сбивает с толку и приходится «вылавливать» и присоединяться к молящимся, пока ищу и нагоняю, порой выпадают куски из молитвы, что прерывает индивидуальную связь с Всевышним и мешает сосредоточиться. Часто голова занята не осмыслением молитвы, а мыслями о том, на каких мы сейчас словах, на какой странице.

Какой есть выход из сложившейся ситуации? Заранее спасибо! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Прежде всего, отрадно слышать, что при всей интенсивности Вашей жизни в большом городе и учебы в ВУЗе Вы находите время для соблюдения еврейских законов, для молитв. Что относитесь к этому серьезно, как к налаживанию индивидуальной связи с Б-гом. Именно этого Он от нас хочет, и Вы доставляете Ему большую радость.

Что касается описанной Вами проблемы, это очень понятно, подобная была и у меня.

Что же делать?

Начнем с того, что можно в свободное время практиковать чтение молитв, лучше сразу в оригинале, перевод которого Вы попутно можете прояснить раз и навсегда. Чем больше раз Вы прочитаете молитвы, тем быстрее у Вас будет получаться. Ведь так оно со многими занятиями, их выполнение можно улучшить с помощью практики и тренировок. Если для Вас это важно, то можно найти время. Я, например, начинал в свое время сближение с религией в еврейской школе в Москве, куда ездил на метро — в метро открывал молитвенник и практиковал чтение. Может, и Вы сумеете выкроить время тем или иным способом.

Молитв ведь в общей сложности не так уж и много, каждый день повторяются более-менее одни и те же, в субботу есть определенные дополнения, но освоить все это не слишком сложно.

(Только при практике заменяйте Имя Б-га на «а-Шем», чтобы не повторять благословения лишний раз — не нарушать закон. Хотя в разделе Псукей дэ-Зимра — «Отрывки восхваления» — можно читать все как есть, с упоминанием Имени Б-га, поскольку этот раздел представляет собой отрывки текстов Священного Писания, которые можно читать, сколько угодно).

Но что, если даже после того, как скорость чтения увеличится, в некоторых молитвах будет сложно поспевать?

Во время главной молитвыШмонэ Эсрэ — никто нас не погоняет. Главное — начать ее вместе с общиной, а там, даже если община уйдет вперед, можно продолжать молиться как следует, со своей скоростью читая и саму молитву Шмоне Эсре, и те молитвы, которые идут за ней. Во многих общинах можно видеть отдельных людей, которые молятся медленно, с той скоростью, при которой они, по собственным ощущениям, устанавливают индивидуальную связь с Б-гом, и никто им не собирается указывать, что надо молиться быстрее. Ведь главное — действительно связь с Б-гом, и каждый человек сам ощущает, как это у него лучше получается. Выйдет дольше, чем у других, — ничего плохого, скорее, даже хорошо: ведь Б-гу дорога каждая минута контакта с Вами.

Разделы, предшествующие Шмонэ Эсре, — другое дело: поскольку Шмонэ Эсре надо начать вместе с общиной, то надо вместе с ней подойти к началу этой молитвы — то есть к концу благословений Шма. А если отстаете?

Можно начинать свою молитву раньше общины. Ведь это тоже никто не запрещает. Рассчитайте (можете как-нибудь засечь время), сколько времени у Вас занимает раздел благословений, сколько занимает раздел Псукей де-Зимра, сколько занимает Шма с благословениями, сколько выходит в общей сложности, — и заметьте, когда примерно община начинает молитву Шмонэ Эсрэ. Тогда можно отсчитать от этого момента назад столько, сколько лично у Вас занимают все предшествующие молитвы, и начать уже тогда, заранее.

Скажем, у общины благословения и Псукей де-Зимра занимают 15 минут, а Шма с благословениями — 10, а у Вас — 20 и 15 соответственно. В таком случае начинайте свою молитву за 35 минут до того, как община начнет Шмонэ Эсрэ, т.е. за 10 минут до начала молитвы общины. (Только при этом полезно выучить правила, когда можно посередине Псукей де-Зимра прерывать молитву, чтобы ответить «Амен» на различные благословения, которые в это время произносит община, а когда можно прерываться с этой целью посреди Шма и его благословений. Эти законы в любом случае важно выучить).

Разумеется, практическое применение этих «патентов» зависит от конкретной ситуации, тут уж Вам решать.

И, конечно, все усилия, направленные на улучшение качества Вашей молитвы и максимальное сосредоточение на связи с Б-гом, будут Им щедро вознаграждены.

Наконец, если, по тем или иным причинам, Вы отстали от общины и Вам не удалось помолиться так, как хотелось бы, не следует отчаиваться, а важно помнить, что главное в служении Б-гу — чистосердечное желание и усилия человека. Сегодня молитвы заменяют нам жертвоприношения, а о них мудрецы говорят (Менахот 110а): «И тот, кто приносит много, и тот, кто приносит мало, угодны Б-гу, лишь бы человек это делал от чистого сердца». Или по-русски: лучше меньше, да лучше.

Вы искренне стремитесь установить индивидуальную связь с Б-гом — и это главное, именно за это Он Вас любит.

Успехов Вам в этом и во всех Ваших начинаниях!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.