Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя эгоизм — пассивное, а не активное зло, он может привести к ужасным последствиям. Поэтому Талмуд называет эгоизм одним из самых тяжелых грехов»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”

Почему мы начинаем субботу раньше, а заканчиваем позже?

Темы: Суббота, Время, Еврейский календарь

Отложить Отложено

Шалом, простите мой глупый вопрос, но почему исход субботы несколько позже начала? С чем это связано?

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Вы задаете совершенно справедливый вопрос. Дело в том, что между собственно днем и собственно ночью существует короткий промежуток времени, который наши мудрецы называют «бейн а-шмашот», что можно условно перевести как «сумерки». Об этом «буферном» времени между днем и ночью сказано в вечерней молитве: «…уводит день и приводит ночь, и отделяет день от ночи, Господь воинств — имя Его…».

Откуда берется этот промежуток? После того, как Солнце скрывается за горизонтом, его лучи, отражаясь от верхних слоев атмосферы, продолжают освещать Землю. Чем ниже опускается Солнце за горизонт, тем меньше его лучей достигает Земли, пока не наступит полная темнота. Мы не можем однозначно определить, к какому времени суток отнести этот период сумерек — ко дню или к ночи.

И поскольку, согласно закону Торы, новый день начинается с вечера (как сказано: «и был вечер, и было утро — день один» — Берешит 1:5), возникает сомнение, в какой именно момент заканчивается один день и начинается другой. Обязанность соблюдать субботу является заповедью из Торы (к тому же, одной из самых важных). Поэтому естественно, что во всем, что касается соблюдения субботы, следует «устрожать» соблюдение закона, то есть начать субботу чуть раньше, пока еще заведомо день, и закончить чуть позже, когда уже точно ночь, — чтобы избежать сомнений.

Остается выяснить, когда именно начинается это «неопределенное» с точки зрения еврейского закона время, сколько длится и когда заканчивается. Для этого в Талмуде приводятся различные, порой противоречивые признаки. Существует также спор между комментаторами Талмуда, как эти признаки понимать.

Мы с Вами не будем вдаваться в детали этого спора. Приведу лишь принятое в современном еврейском мире мнение, которого придерживались многие выдающиеся ришоним и геоним, а также выдающиеся мудрецы последних поколений, такие, как Виленский Гаон, раби Шнеур-Залман из Ляд, Хафец Хаим, раби Й.-М. Эпштейн и многие другие.

Согласно этому мнению, период «бейн а-шмашот» начинается сразу после того, как солнце садится за горизонт, и продолжается в течение времени, необходимого для того, чтобы пройти три четверти мили (1500 локтей). А завершается с появлением трех первых звезд. Или, говоря понятным нам языком, 13,5-18 минут после захода солнца. В календарях это время называется временем выхода звезд по «версии» Виленского Гаона (а-Гро) — 18,6 минут после захода солнца. (Следует отметить, что в это время небо еще совсем светлое, но первые звезды уже видны, и человек с острым зрением, разбирающийся в карте звездного неба, сможет их разглядеть).

Важно понимать, что это время (18,6 минут после захода солнца) актуально только для широты Земли Израиля и Вавилона, мест, где проживали мудрецы Талмуда, и только в периоды весеннего и осеннего равноденствия. Летом и зимой ось вращения Земли находится под наклоном относительно Солнца, вследствие чего Солнце проходит полосу сумерек «наискосок», что несколько увеличивает их продолжительность.

Кроме того, с удалением от экватора замедляется скорость вращения Земли, поэтому в северных странах продолжительность сумерек заметно возрастает. К тому же, на севере (например, в Петербурге) Солнце летом «скользит» над горизонтом, долго не опускаясь достаточно низко, что увеличивает продолжительность «бейн а-шмашот» до часа и более.

Так, например, 22 июня в Иерусалиме «бейн а-шмашот» продолжается 22 минуты, в Париже — 33 минуты, в Лондоне — 36 минут, в Москве — 56 минут, а в Петербурге — 1 час 10 минут! (По данным компьютерной программы kaluach). Поэтому момент наступления нового дня, то есть выхода трех первых звезд стал предметом компьютерных расчетов. Это зависит от угла, на который Солнце опускается за горизонт через 18,6 минут после захода — в Земле Израиля в дни весеннего и осеннего равноденствия (то есть 4,8 градуса).

Существует еще одна причина, по которой мы начинаем субботу раньше, а заканчиваем позже. Эта причина — заповедь «добавлять от будничного к святому» (см. Шульхан Арух, ОрахХаим 261:2 и 293:1), то есть начинать соблюдать законы субботы еще в пятницу, а заканчивать уже в воскресенье, чтобы освятить будни святостью субботы.

Поэтому кроме времени «захода солнца» и «выхода звезд» в еврейском календаре появилось также время «зажигания свечей» и «исхода субботы». Во многих странах существует обычай зажигать субботние свечи за 18-20 минут до захода солнца. На исходе субботы принято ждать времени выхода «мелких» звезд, то есть времени, за которое солнце опускается ниже горизонта на 8,5 градуса (35-40 минут на широте Иерусалима).

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Берешит — творение времени

Рав Моше Шапиро

Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности

Сотворение мира и наука. Времена года, сутки и годы

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Новые открытия дают библейскому тексту объяснение, которое вполне отвечает требованиям современной науки.

Когда было создано время?

Рав Реувен Куклин

Как время связано с материей?


Еврею — и мужчине, и женщине — необходимо выглядеть и приятно, и скромно. Быть достойным, но при этом не вызывать и не привлекать внимание — непростая задача, возложенная на каждого из нас Читать дальше