Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний сделал праматерей народа Израиля бесплодными, чтобы услышать их молитвы?

Темы: Испытания, Страдания, Награда и наказание, Молитва, Праотцы, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Шалом! Говорит мидраш: «Почему праматери народа Израиля были бесплодны? Потому, что хотел Всевышний услышать их молитвы к Нему». Объясните подробнее этот ответ. Спасибо!

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Эти слова приводятся в Гмаре (Йевамот 64а): «Почему наши праотцы (т. е. не только праматери, но и праотцы, см. там) были бесплодны? Потому, что Всевышний желает молитвы праведников». Прежде чем перейти к объяснению, давайте определим, что конкретно здесь неясно. Мне представляется, тут возникают четыре основных вопроса:

1. Молитва действительно нужна и для того, чтобы человек получил то, что ему необходимо, но просьбы об этом необходимом — не самоцель. Как Всевышний может желать, чтобы к нему обращались с постоянными просьбами?

2. Как можно сказать, что Всевышний вообще чего-либо «желает» или «жаждет», если Он самодостаточен и абсолютен? Ведь желание указывает на некую «нехватку», отсутствие желаемого?

3. В чем провинились праведники, что им были посланы страдания? Как это вписывается в систему награды и наказания — награды за правильные действия и наказания за неправильные?

4. Почему Творец желает только молитвы праведников, но не молитвы простых людей?

Рав Элияу Деслер в книге «Михтав мэ-Элиягу», в коротком письме своему ученику, дает ответ на все эти вопросы:

В этом высказывании подразумевается, что Творец по Своей безграничной милости желает дать праведникам возможность приблизиться к Нему с помощью молитвы.

Объясню, что имеется в виду. Молитва, в которой человек обращается к Б-гу со своими просьбами, — одно из самых сильных «средств» приближения к Творцу. Поскольку с помощью молитвы человек проникается сознанием того, что Творец управляет всем происходящим. Особенно молитва, которая исходит из глубины души в час беды или горечи, поднимает человека на очень высокий духовный уровень, которого он не мог бы достичь в «нормальном» состоянии.

Хотя наши праотцы достигли высочайшего духовного уровня, они не могли «взять» некую «высоту» в духовном росте — ту, которая достигается только посредством молитвы в час беды и горя. Поэтому Творец отнял у праотцев самое дорогое для человека — возможность иметь детей. Для того чтобы они обратились к Нему всем сердцем, «взяли» эту «высоту» в духовном развитии и стали совершенны в своем служении.

Иными словами, долгий период бездетности праотцев был плодотворен для них же самих, он позволил им достичь более высокого духовного уровня.

Отсюда мы можем сделать вывод, что иногда Творец посылает человеку трудности не в качестве наказания, а для того, чтобы укрепить его и поднять духовно. Наша задача в этот период — постараться не впадать в отчаяние, а прибегнуть к молитве. И не исключено, что через много лет, оглядываясь назад, человек скажет, что именно эти трудности сделали его сильнее и дали ему бесценный духовный опыт, который он не мог бы получить иначе.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Наступило ли время Нового Завета?

Рав Бенцион Зильбер

Так вечен Завет или нет?

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?

Разъяснение смысла союза, который Б-г заключил с Ноахом, что не нашлет больше разрушения на весь мир

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ