Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Откуда могло за 210 лет рабства расплодиться несколько миллионов евреев?

Темы: Песах, Египет, Чудеса, Первенец, Египетское рабство, Исход из Египта

Отложить Отложено

Здравствуйте... Вопрос очень важен для меня. Как могли за 210 лет рабства 70 евреев размножиться и превратиться в 600 000 евреев, не включая детей и жен? По-моему, это нереально. Откуда могло за 210 лет расплодиться несколько миллионов евреев? Спасибо за ответ заранее...

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте!

«А сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились весьма велико, и наполнилась ими земля та» (Шмот 1:7).

«Каждая женщина рожала шесть детей в каждые роды» (мидраш в «Шмот Рабба»).

Намек на это содержится и в процитированном стихе, в нем сказано: 1) расплодились и 2) размножились, и 3) возросли, и 4) усилились, 5) весьма, 6) велико — всего шесть слов.

В книге «Ознаим ла-Тора» рав Залман Сороцкин пишет: раби Элиэзер Гордон (глава суда и ешивы города Телза) прислал ему интересный ответ. Один еврей утверждал, что сказанное в этом мидраше никак не укладывается в голове. Он, конечно, готов поверить в то, что всё там, в Египте, происходило не естественным путем. Однако ему хотелось бы получить объяснение с точки зрения статистики.

А с этим проблемы. Ведь, согласно статистическим расчетам, от семидесяти человек, спустившихся в Египет, за двести десять лет должно было родиться до тысячи двухсот человек, ну, самое большее, — полторы тысячи. Вышли же шестьсот тысяч человек. И это только мужчины в возрасте от двадцати до шестидесяти лет. А если прибавить число женщин (600 000), детей (600 000 = 300 000 мальчиков и 300 000 девочек) и стариков (600 000 = 300 000 женщин и 300 000 мужчин), то число окажется два миллиона четыреста тысяч. А появление такого потомства у семидесяти человек за срок чуть больше двухсот лет тяжело объяснить естественными причинами.

Действительно, человеку, не выросшему в лоне Торы, не так легко воспринимать подобные мидраши. Поэтому рав Гордон привел пояснение в соответствии с правилами статистики.

В главе Бемидбар сказано, что количество первенцев народа Израиля равнялось двадцати двум тысячам и нескольким сотням. На тот момент проводился и общий подсчет евреев, который показал: их шестьсот тысяч и еще несколько тысяч. Если общий подсчет учитывал тех, кто может выходить на войну (люди от 20-ти и до 60-ти лет), то первенцев считали с возраста одного месяца и выше.

Уже упоминалось, что к этому нужно было добавить еще шестьсот тысяч детей, подростков и стариков (число женщин пока не приводится, потому что первенцы считались лишь мужского пола).

Если во время пребывания евреев в Египте было 22 000 первенцев на 1 200 000 мужчин, то получается, что каждому первенцу «соответствуют» почти 55 мальчиков — не первенцев (1 200 000 ÷ 22 000 = 54,5). В каждой семье может быть лишь один первенец. И, в соответствии с приведенным расчетом, после рождения первенца, каждая женщина рожала еще около 55-ти детей.

Здесь не учитывается количество женщин. В соответствии со статистикой, число женщин и мужчин приблизительно равно. Соответственно, на 22 000 тысячи первенцев приходилось приблизительно такое же число перворожденных дочерей. И, если разделить 1 200 000 (столько было женщин) на 22 000 (столько было перворожденных дочерей), то вновь получится около 55. 1 200 000 мужчин всех возрастов плюс такое же количество женщин всех возрастов. Приходим к цифре 2 400 000.

В тот период продолжительность жизни достигала семидесяти-восьмидесяти лет, как сказано в Тэилим (90:10): «Дни лет наших семьдесят лет, а если сильны восемьдесят лет». На протяжении жизни женщина может родить, в среднем, около десяти раз. Вот и получается, что каждая женщина, рожала по шесть детей в каждые роды.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.