Темы: Дурное начало, Йецер а-ра, Песах, Заповеди, Хамец, Исход из Египта, Битуль хамец
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. В иудаизме столько символизма, особенно в празднике Песах. Ну, уборка — это ментальная уборка, очистка от хамеца, гордыни. Ну, вы разве серьезно? Почему уборка — это осознанность? Неужели вот этот символ «биур хамец» по правде сжигает «наше эго»? Может, все это остаётся на уровне символизма???
На протяжении жизни это все становится привычным и осознанности (кавана) все меньше. Неужели схема неверна?
Но интересует ответ больше всего по поводу символизма. Роза
Здравствуйте, Роза!
Вы верно пишете, что в иудаизме много символизма. Который, на первый взгляд, действительно с реальностью не связан.
Но ведь символизм можно найти везде, включая сферы, казалось бы, никак не связанные с евреями или с какой-либо религией.
Например, почему одна из самых известных фотографий времен войны — эта та, где американцы, отвоевав у японцев очередной остров, водружают там палку с тряпкой, на которой вышито несколько звезд и полос? Хорошо, победили, отвоевали, а что теперь дает эта тряпка?
Или другой кусок ткани, уже красный, который советским солдатам очень надо было водрузить над Рейхстагом? Взяли Берлин, добились победы, ну и хорошо, а лоскутом зачем махать? А потом кидать немецкие знамена к подножью Мавзолея на Красной площади? И почему имело такое значение, что на последней Олимпиаде российской сборной запретили выступать под своим флагом? Дали спортсмену соревноваться, победил он, получил золотую медаль, и какая теперь разница, какой лоскут поднимают на шесте — и под какую музыку?
И почему при исполнении этой музыки, своей для каждой страны, люди чувствуют, что надо встать с торжественным выражением лица и/или слезами на глазах, и/или рукой на сердце — а у кого есть какие-то претензии к стране или ее строю, тот иногда решает демонстративно не вставать? А кто и вовсе ненавидит, тот иногда вышеупомянутый лоскут прилюдно топчет и сжигает. Ой, больно! Тряпке.
Эта тряпка — и есть «мы»? «Наша страна»? Или эта музыка?
Или: почему при вступлении в должность человек кладет руку на какую-то книгу и произносит определенный набор слов? Это что, волшебное заклинание, в результате которого он превращается из обычного человека в президента или еще кого? Почему до этого он не президент, а после этого — президент? Ну, хотя бы не обливание головы маслом — пардон, помазание. Которое как раз предусмотрено Торой для еврейских царей и первосвященников, но которое переняли вовсе не симпатизирующие евреям религии и империи. Масло на голову — это и есть воцарение? Или надевание металлического головного убора под названием «корона»? Без этого правитель — недоцарь, как государство без флага и гимна — недострана?
Разумеется, примеры можно было бы еще долго приводить.
Как Вы выразились в письме: «Ну, вы разве серьезно?»
Похоже, да. Именно так устроен человек.
Ибо Б-г создал его так, что внешний символический акт оказывает воздействие на его внутреннее состояние, его психику. Поэтому помазание или коронация, или приведение к присяге дает человеку чувство новой, особой миссии и ответственности, а другим людям дает чувство, что этот человек теперь иной, у него новая миссия и ответственность и к нему надо относиться соответствующим образом.
И флаг, и гимн для людей символизируют их страну, их идентичность. Поднятие флага и исполнение гимна — чествование страны и ее народа. Запрет поднять флаг или его сжигание — неприятие страны и ее народа, отрицание их права на присутствие, а то и вовсе на существование.
А уборка и сжигание хамеца — знак неприятия и уничтожения того, что он символизирует.
И здесь, возможно, стоит точнее определить, что именно он символизирует, чтобы лучше прочувствовать смысл его неприятия в эти дни.
Хамец символизирует не просто «зло» или «гордыню». Он символизирует один определенный аспект «злого начала» (йецер а-ра).
Ведь что такое хамец? Это тесто — мука, которую перемешали с водой и оставили на определенное время, ничего с ней не делая, и тесто заквасилось. То есть это результат отсутствия быстрого и энергичного действия, его откладывания. Слово «хамец» связано со словом «лэахмиц» — «прозевать», «упустить [возможность]». А дурное начало — то человеческое свойство, которое мешает исполнять заповеди: лень, склонность оставлять на завтра то, что можно сделать сегодня. Как известно, после откладывания результат часто будет уже не тот.
Поэтому хамец и символизирует дурное начало: он является результатом подобного промедления и задержки необходимого действия. Тора (Шмот 12:17) повелевает не задерживать выпечку мацы («мацот»), чтобы тесто не превратилось в хамец. Мудрецы говорят: тот же стих можно трактовать и как повеление не задерживать исполнение заповедей («мицвот»): «Если представилась тебе возможность исполнить заповедь, не откладывай ее, а исполни сразу».
Есть и другой вид дурного начала — «активный», этот «йецер» толкает человека на нарушение запретов, то есть на активность в такой ситуации, где требуется «пассивность». Но хамец символизирует именно тот вид дурного начала, который препятствует активности человека, необходимой для выполнения заповедей, склоняет его к пагубной пассивности, делает тяжелым на подъем.
Поэтому мы удаляем и «сжигаем» его именно в Песах. (Ведь во все другие дни хамец разрешен). Поскольку промедление особенно опасно и смерти подобно — и в то же время особенно соблазнительно — на старте трудового цикла. Утром, когда надо встать с постели и выйти из дома на работу. Именно тогда постель кажется раем, а весь окружающий ее мир — сущим адом.
А эквивалент утра в годовом цикле — весна. Очередное пробуждение с новой энергией и начало пути. Именно поэтому в это время произошло то событие, которое мы празднуем в Песах, — Исход. Из Египта надо было рвануть, вырваться. Само слово «Песах» означает «прыжок», «перепрыгивание». Толчок и резкий отрыв от прежнего места.
Для этого нужно обладать энергией — и легкостью. Отделаться от всей тяжести, что тянет вниз, скинуть все оковы. И не только тяжкие оковы и гири, но и приятные мягкие постели, и диваны, в которые хочется погрузиться и не вылезать. Их и символизирует мягкий, раздувшийся, как подушка, хамец. На других этапах вполне можно по мере необходимости отдохнуть и насладиться комфортом, но не в начале цикла, когда надо встать и начать путь, совершить прыжок.
А вставая, стоит также встряхнуться и очиститься от пыли и ненужного хлама. Это придаст легкость и свежесть, и ощущение начала пути.
Все это и символизирует уборка и сжигание хамеца: неприятие и удаление комфорта и соблазнов, мешающих началу труда, да и просто очищение от пыли и хлама. В начале пути мы не только заводим мотор и жмем на газ, но и протираем машину, чтобы сверкала, как новенькая, и выбрасываем лишний груз, чтобы не тормозил нас. Долой старую затхлость, даешь новую свежесть и скорость!
Да, физически этот хлеб имеет не больше отношения к нашей лени и медлительности, чем раскрашенный лоскут к нашей стране и идентичности. Но психологически — а значит, по факту — имеет. А уборка и чистота уже напрямую дают чувство свежести и обновления.
Конечно, на протяжении жизни, в ее суете, любое действие может превратиться в механическое, а осознание снизиться. Ну, тогда надо себе напомнить, что все это значит, заново осознать — или на этот раз еще более глубоко понять, открыть новый смысл. Для того нам и дан разум, который с возрастом тоже развивается.
Желаю нам всем успешно отделаться от хамеца во всех смыслах, чтобы ничто не мешало новому весеннему пробуждению, омоложению, освежению и началу пути к прекрасному далеку.
С уважением, Меир Мучник
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Хаим Суницкий
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Гедалия Спинадель
Рабан Гамлиэль говорил: Кто не сказал (не объяснил) в Песах три слова (вещи): ПЕСАХ, МАЦА И МАРОР, פסח מצה ומרור — не выполнил свою обязанность…
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Уничтожение хамеца • Не быть видимым, не находиться во владении • Поиски и аннулирование хамеца • Время поисков • Свеча для поисков • Благословение на поиски • Порядок поисков • После завершения поисков • Продажа хамеца
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Бенцион Зильбер
Что такое «битуль хамец»?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ