Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек может ревновать ко всем, кроме своего ребёнка и ученика»Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 105 б

Все эти символы — это ведь не серьезно? Ведь, сжигая квасное, мы не по правде сжигаем «наше эго»…

Темы: Дурное начало, Йецер а-ра, Песах, Заповеди, Исход из Египта

Отложить Отложено

Шалом. В иудаизме столько символизма, особенно в празднике Песах. Ну, уборка — это ментальная уборка, очистка от хамеца, гордыни. Ну, вы разве серьезно? Почему уборка — это осознанность? Неужели вот этот символ «биур хамец» по правде сжигает «наше эго»? Может, все это остаётся на уровне символизма???

На протяжении жизни это все становится привычным и осознанности (кавана) все меньше. Неужели схема неверна?

Но интересует ответ больше всего по поводу символизма. Роза

 

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Роза!

Вы верно пишете, что в иудаизме много символизма. Который, на первый взгляд, действительно с реальностью не связан.

Но ведь символизм можно найти везде, включая сферы, казалось бы, никак не связанные с евреями или с какой-либо религией.

Например, почему одна из самых известных фотографий времен войны — эта та, где американцы, отвоевав у японцев очередной остров, водружают там палку с тряпкой, на которой вышито несколько звезд и полос? Хорошо, победили, отвоевали, а что теперь дает эта тряпка?

Или другой кусок ткани, уже красный, который советским солдатам очень надо было водрузить над Рейхстагом? Взяли Берлин, добились победы, ну и хорошо, а лоскутом зачем махать? А потом кидать немецкие знамена к подножью Мавзолея на Красной площади? И почему имело такое значение, что на последней Олимпиаде российской сборной запретили выступать под своим флагом? Дали спортсмену соревноваться, победил он, получил золотую медаль, и какая теперь разница, какой лоскут поднимают на шесте — и под какую музыку?

И почему при исполнении этой музыки, своей для каждой страны, люди чувствуют, что надо встать с торжественным выражением лица и/или слезами на глазах, и/или рукой на сердце — а у кого есть какие-то претензии к стране или ее строю, тот иногда решает демонстративно не вставать? А кто и вовсе ненавидит, тот иногда вышеупомянутый лоскут прилюдно топчет и сжигает. Ой, больно! Тряпке.

Эта тряпка — и есть «мы»? «Наша страна»? Или эта музыка?

Или: почему при вступлении в должность человек кладет руку на какую-то книгу и произносит определенный набор слов? Это что, волшебное заклинание, в результате которого он превращается из обычного человека в президента или еще кого? Почему до этого он не президент, а после этого — президент? Ну, хотя бы не обливание головы маслом — пардон, помазание. Которое как раз предусмотрено Торой для еврейских царей и первосвященников, но которое переняли вовсе не симпатизирующие евреям религии и империи. Масло на голову — это и есть воцарение? Или надевание металлического головного убора под названием «корона»? Без этого правитель — недоцарь, как государство без флага и гимна — недострана?

Разумеется, примеры можно было бы еще долго приводить.

Как Вы выразились в письме: «Ну, вы разве серьезно?»

Похоже, да. Именно так устроен человек.

Ибо Б-г создал его так, что внешний символический акт оказывает воздействие на его внутреннее состояние, его психику. Поэтому помазание или коронация, или приведение к присяге дает человеку чувство новой, особой миссии и ответственности, а другим людям дает чувство, что этот человек теперь иной, у него новая миссия и ответственность и к нему надо относиться соответствующим образом.

И флаг, и гимн для людей символизируют их страну, их идентичность. Поднятие флага и исполнение гимна — чествование страны и ее народа. Запрет поднять флаг или его сжигание — неприятие страны и ее народа, отрицание их права на присутствие, а то и вовсе на существование.

А уборка и сжигание хамеца — знак неприятия и уничтожения того, что он символизирует.

И здесь, возможно, стоит точнее определить, что именно он символизирует, чтобы лучше прочувствовать смысл его неприятия в эти дни.

Хамец символизирует не просто «зло» или «гордыню». Он символизирует один определенный аспект «злого начала» (йецер а-ра).

Ведь что такое хамец? Это тесто — мука, которую перемешали с водой и оставили на определенное время, ничего с ней не делая, и тесто заквасилось. То есть это результат отсутствия быстрого и энергичного действия, его откладывания. Слово «хамец» связано со словом «лэахмиц» — «прозевать», «упустить [возможность]». А дурное начало — то человеческое свойство, которое мешает исполнять заповеди: лень, склонность оставлять на завтра то, что можно сделать сегодня. Как известно, после откладывания результат часто будет уже не тот.

Поэтому хамец и символизирует дурное начало: он является результатом подобного промедления и задержки необходимого действия. Тора (Шмот 12:17) повелевает не задерживать выпечку мацы («мацот»), чтобы тесто не превратилось в хамец. Мудрецы говорят: тот же стих можно трактовать и как повеление не задерживать исполнение заповедей («мицвот»): «Если представилась тебе возможность исполнить заповедь, не откладывай ее, а исполни сразу».

Есть и другой вид дурного начала — «активный», этот «йецер» толкает человека на нарушение запретов, то есть на активность в такой ситуации, где требуется «пассивность». Но хамец символизирует именно тот вид дурного начала, который препятствует активности человека, необходимой для выполнения заповедей, склоняет его к пагубной пассивности, делает тяжелым на подъем.

Поэтому мы удаляем и «сжигаем» его именно в Песах. (Ведь во все другие дни хамец разрешен). Поскольку промедление особенно опасно и смерти подобно — и в то же время особенно соблазнительно — на старте трудового цикла. Утром, когда надо встать с постели и выйти из дома на работу. Именно тогда постель кажется раем, а весь окружающий ее мир — сущим адом.

А эквивалент утра в годовом цикле — весна. Очередное пробуждение с новой энергией и начало пути. Именно поэтому в это время произошло то событие, которое мы празднуем в Песах, — Исход. Из Египта надо было рвануть, вырваться. Само слово «Песах» означает «прыжок», «перепрыгивание». Толчок и резкий отрыв от прежнего места.

Для этого нужно обладать энергией — и легкостью. Отделаться от всей тяжести, что тянет вниз, скинуть все оковы. И не только тяжкие оковы и гири, но и приятные мягкие постели, и диваны, в которые хочется погрузиться и не вылезать. Их и символизирует мягкий, раздувшийся, как подушка, хамец. На других этапах вполне можно по мере необходимости отдохнуть и насладиться комфортом, но не в начале цикла, когда надо встать и начать путь, совершить прыжок.

А вставая, стоит также встряхнуться и очиститься от пыли и ненужного хлама. Это придаст легкость и свежесть, и ощущение начала пути.

Все это и символизирует уборка и сжигание хамеца: неприятие и удаление комфорта и соблазнов, мешающих началу труда, да и просто очищение от пыли и хлама. В начале пути мы не только заводим мотор и жмем на газ, но и протираем машину, чтобы сверкала, как новенькая, и выбрасываем лишний груз, чтобы не тормозил нас. Долой старую затхлость, даешь новую свежесть и скорость!

Да, физически этот хлеб имеет не больше отношения к нашей лени и медлительности, чем раскрашенный лоскут к нашей стране и идентичности. Но психологически — а значит, по факту — имеет. А уборка и чистота уже напрямую дают чувство свежести и обновления.

Конечно, на протяжении жизни, в ее суете, любое действие может превратиться в механическое, а осознание снизиться. Ну, тогда надо себе напомнить, что все это значит, заново осознать — или на этот раз еще более глубоко понять, открыть новый смысл. Для того нам и дан разум, который с возрастом тоже развивается.

Желаю нам всем успешно отделаться от хамеца во всех смыслах, чтобы ничто не мешало новому весеннему пробуждению, омоложению, освежению и началу пути к прекрасному далеку.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Исход из Египта и сорокалетние скитания по пустыне

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

О злом начале

Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»


Такая форма учебы существовала давно. Принята она и сейчас — в частности, она занимает важное место в современных ешивах при изучении Талмуда. Слово хеврута — арамейское и означает оно «партнерство» Читать дальше

Для чего мне нужен раввин, если есть компьютер?

Рав Ашер Кушнир

Чтобы сказать мне, что написано в Кицур Шулхан Арухе, раввина не надо...

Хеврута

Йеуда-Лейб Аврех

Рав Бенцион Зильбер учится в хевруте с реб Довидом Бениашвили.

Программа «Талмуд онлайн» — учим Тору, не выходя из дома

Браха Губерман

В апреле этого года в офисе организации Толдот Йешурун прошла встреча преподавателей программы Талмуд он-лайн с руководителями Толдот Йешурун раввином Бенционом Зильбером и директором организации р.Авраамом Коэном, а также с представителями крупнейшего спонсора — фонда Вольфсона р. Менахемом Шульманом и р.Моше Менатом. Короткий очерк о программе и мероприятии предлагаем вашему вниманию:

Шем Олам 21. Учиться вместе с другими — более высокая ступень исполнения заповеди

Хафец Хаим,
из цикла «Шем Олам»

При совместной учебе человек более скрупулезно придерживается установленного времени учебы