Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Еврейский закон был гибким, пока его не записали в Талмуде?

Темы: Мудрецы, Моше, Дарование Торы, Еврейский закон, Талмуд, Устная Тора, Споры

Отложить Отложено

Здравствуйте. Читал, что есть мнение, что до того, как был составлен Талмуд, бОльшая часть Галахи (еврейского Закона) была гибкой за счёт её устной передачи. В то время как кодификация в Талмуде сделала Галаху негибкой, что пошло вразрез с традицией передачи Устной Торы. Так ли это? Спасибо. Артем

Отвечает рав Даниель Маршальский

Уважаемый Артем,

Я не знаком с таким мнением, и мне не очень понятно, как Талмуд мог быть записан «вразрез с традицией передачи Устной Торы».

Давайте обратимся к «истории вопроса». Моше получил на горе Синай Десять Заповедей, записанных на Скрижалях. Мудрецы сообщают, что, кроме Десяти Заповедей, Моше получил и передал нам тринадцать методов толкования Торы. Это дало возможность мудрецам её изучать и выводить из нее законы, заложило основы толкования.

Сам свиток Торы писался все сорок лет, что евреи скитались по пустыне, только умирая, Моше закончил его писать и передал каждому колену по свитку. Как только Моше постигал новую заповедь, он передавал её народу со всеми подробностями практического исполнения. В саму Тору записывались лишь «заголовки» законов, а подробные инструкции по соблюдению передавались устно из поколения в поколение.

Почему же нельзя было записать в одну книгу как сами законы, так и инструкции по их соблюдению? Почему детали законов передавались устно, а не записывались в Свиток? Ответ заключается в том, что, как Вы верно замечаете, любая записанная идея теряет свою «гибкость» и живучесть, перестаёт развиваться.

Дело в том, что Тора — не книга, написанная для какого-то определенного поколения. Она актуальна во все периоды существования еврейского народа. Однако мы можем наблюдать, как постоянно возникают новые ситуации и меняется обстановка, рождаются новые проблемы, с которыми прошлые поколения не встречались. Поэтому Всевышний передал полномочия толкования Торы мудрецам (Дварим 17; стихи 8 и 9), которые, в свою очередь, выводят новые законы в соответствии с изменением ситуации.

О тех законах и устных пояснениях, которые мы получили напрямую от Моше, споров нет. Они не подлежат оспариванию и изменению. Все более поздние законы, которые выводят мудрецы, строятся и формулируются на основе того, что получено от Моше. Все споры мудрецов, которые мы знаем, относятся именно к тем законам, которые формировались на основе законов, полученных от Моше. Поэтому Устная Тора, постоянно развивающаяся, не могла быть записана.

Но когда настали тяжёлые для еврейского народа времена, начались преследования и угнетение, мудрецы всё меньше и меньше могли свободно заниматься изучением Торы, и это поставило под угрозу всю цепочку передачи Торы. Тогда глава поколения, раби Йеуда а-Наси, пришел к выводу, что пришло время записать основы Устной Торы. Иначе она просто пропадет...

Он обратился к архивным записям разных ешив и к толкованиям мудрецов этих ешив. Те высказывания мудрецов, у которых можно было проследить «родословную», чтобы убедиться в их достоверности, он свел в кодекс, разделив на шесть частей по темам, — в Мишну.

Однако форма изложения законов не была простой, как, например, в конституции или любом другом кодексе законов. Раби Йеуда записал мишнаёт с приведением мнений разных раввинов, которые не были приняты другими раввинами. (Те высказывания мудрецов, которые раби Йеуда не внес в свой кодекс из-за того, что их достоверность невозможно было подтвердить, были записаны в кодексе «наружных мишнаёт» или, как их называют, барайтот).

Мишнаёт составлены в форме обсуждений. Мы, читатели мишнаёт, подобны свидетелям, на глазах которых происходит диспут между мудрецами. Благодаря такой форме записи даже после того, как мишнает были записаны, они не «окаменели». Они не превратились в сухой и неподвижный закон, а остались законом живым и активно обсуждаемым.

И мы видим, что поколение после раби Йеуды продолжило обсуждать мнения, приведенные в мишнаёт, и выводить новые законы. Диспуты среди мудрецов не прекратились, а, наоборот, умножились: открылись новые темы обсуждения, а значит, были открыты новые аспекты понимания Торы. Следующие поколения продолжили уточнять. Углубляясь в споры, изучая их, они выводили новые законы.

Все эти обсуждения были со временем записаны в Талмуде. Талмуд, как и Мишна, составлялся не как обычный кодекс законов. Он также был записан в виде дискуссий и споров. Талмуд можно сравнить с таким современным понятием, как форум. Как на форуме мы следим за обсуждением разных идей, так и при изучении Талмуда. Талмуд открывает нам окно в историю, и мы можем наблюдать за процессом рождения разных идей и за тем, как из них рождаются законы.

Талмуд не нарушил традицию Устной Торы, а, наоборот, дал возможность продолжить её. Мы видим, как следующие поколения, уже после того, как Талмуд был записан, продолжили его обсуждать и изучать. Его изучение и в наши дни проходит в очень активной форме. И в ешивах прилагают огромные усилия для постижения его глубин.

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше