Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О каких шести вещах мы должны помнить всегда?

Темы: Золотой телец, 613 заповедей, Суббота, Дарование Торы, Амалек, Разрушение Храма, Исход из Египта

Отложить Отложено

Шалом! Когда-то читал, что есть семь вещей, о которых нужно вспоминать каждый день. Одна из них: «...сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь!» (Дварим 25:19). Какие остальные шесть, которые мы должны помнить? Спасибо!

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

В Сидуре после Шахарит (утренней молитвы) перечислены шесть вещей, о которых мы должны помнить всегда — «шеш зхирот». Вот они:

  1. Помнить исход из Египта, как сказано: «Помни этот день, когда вышли вы из Египта, из дома рабства…» (Шмот 13:3).
  2. Помнить день субботний, как сказано: «Помни день субботний, чтобы освящать его…» (Шмот 20:8).
  3. Помнить дарование Торы, как сказано: «Только береги себя и береги душу твою очень, чтобы не забыл ты того, что видели глаза твои… В день, когда ты стоял пред Господом, Б-гом твоим, при Хореве» (Дварим 4:9).
  4. Помнить злодеяния Амалека, как сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек…» (Дварим 25:17).
  5. Помнить грехи, совершенные в пустыне и, в частности, грех золотого тельца: «Помни, не забывай, как гневил ты Господа, Б-га твоего, в пустыне» (Дварим 6:7).
  6. Помнить наказание, постигшее Мирьям: «Помни, что сделал Господь, Б-г Твой, Мирьям, по пути, когда выходили вы из Египта» (Дварим 24:9).

В некоторых ашкеназских сидурах и сидурах выходцев из восточных общин приводятся еще четыре «зхиры», которые добавили более поздние мудрецы — Сефер Харейдим, а-Хида и рав Яаков Эмден:

  1. Помнить, что все наши достижения в жизни дает нам Творец, как сказано: «И вспомнишь, что Он дает тебе силу составить богатство…» (Дварим 8:18).
  2. Помнить чудеса в пустыне и, в частности, чудо мана: «И помни весь путь, каким вел тебя Господь, Б-г твой…» (Дварим 8:2).
  3. Помнить, что хотели сделать нам Билам и Балак (см. Миха 6:5).
  4. Помнить о разрушенном Иерусалиме и ждать его скорейшего восстановления (см. Тэилим 137).

Этот список составили знатоки тайного учения на основе записей раби Хаима Виталя — он записывал слова своего учителя Аризаля (см. «Каванот Аризаль», Каванат Крият Шма, друш 1)[1].

В каббалистических книгах сказано: тот, кто произносит эти шесть «зхирот» (стихов, содержащих повеление «помнить») каждый день, гарантированно удостоится Будущего мира.

На сегодняшний день большинство людей не произносят «зхирот», поскольку эти стихи не по всем мнениям являются полноценными предписывающими заповедями. Из шести «зхирот» только три входят в список 613 заповедей согласно Рамбаму и Сефер а-Хинух:

  • помнить выход из Египта,
  • помнить день субботний,
  • помнить злодеяния Амалека.

Три эти заповеди мы выполняем регулярно:

  • заповедь помнить о выходе из Египта — когда произносим третий отрывок «чтения Шма», утром и вечером («Я, Господь, — Б-г ваш, Который вывел вас из земли Египетской…»),
  • заповедь помнить день субботний — когда произносим Кидуш в вечер субботы,
  • заповедь помнить злодеяния Амалека — когда раз в году перед Пуримом читаем «Парашат Захор».

Остальные три «зхирот» — помнить дарование Торы, грех золотого тельца и наказание Мирьям — входят в число заповедей по мнению Рамбана и Сефер Харейдим, но не по мнению Рамбама.

Но, даже по мнению Рамбана и Сефер Харейдим, наличие этих предписаний в списке 613 заповедей еще не означает, что мы должны выполнять их каждый день. О том, как часто Тора обязывает нас вспоминать об этих событиях, существует несколько мнений:

  1. Маген Авраам 60:2, Махацит а-шекель (рав Шмуэль Келин, комментарий к «Маген Авраам», там же), Игрот Моше (Орах Хаим 5:4) считают, что мы должны напоминать себе об этом раз в год, как о злодеянии Амалека. И делаем мы это, когда слышим или читаем об этих событиях в соответствующей недельной главе, раз в году.
  2. Сефер а-Хинух (заповедь 603) считает, что достаточно напоминать себе об этих событиях раз в несколько лет (см. комментарий «Минхат Хинух» там). А в книге «Диврэй Йоэль» (рав Йоэль Тейтельбойм; 7, Бэаалотха) выдвигается предположение, что суть этих заповедей — знать об этих событиях и передавать знание о них следующим поколениям, но нет обязанности регулярно себе о них напоминать.
  3. Минхат Хинух (7-ая заповедь по списку Рамбана) считает, что вспомнить о наказании Мирьям мы должны каждый раз, когда хотим произнести лашон а-ра — «позорящие слова».
  4. Согласно Сефер Харейдим (так же считают и каббалисты), мы должны напоминать себе об этих вещах каждый день.

Как мы уже сказали, большинство людей, которые не читают каждый день шесть «зхирот», полагаются на «облегчающие» мнения. Но, возможно, даже те галахисты, которые считают, что мы не обязаны напоминать себе об этих событиях каждый день, согласны: каждый раз, когда человек вспоминает о них, он получает за это награду.

С уважением, Моше Сытин


[1] См. Маген Авраам 60:2, где приводится от имени Аризаля, что в благословении «Аhава раба» («Любовью великой…») перед Шма есть места для четырёх из шести указанных «зхирот». См. там, почему четыре, а не шесть.

Материалы по теме

Бесконечная цепь 9. 613 заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Помни, что сделал тебе Амалек

Рав Бенцион Меламед

Как выполнить заповеди "Помни, что сделал тебе Амалек" и "Сотри память об Амалеке под небесами"

Месяц Тамуз

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тамуз • Пост 17-го Тамуза • Пять бедствий в один день • 17-е Тамуза в пустыне • Сделай нам идола • Восстановление порядка • Как были разбиты скрижали • Путь раскаяния • Прекращение постоянных жертвоприношений • Разрушение стен Иерусалима • Как Апустумус сжег Тору • Идол, внесенный в Храм • Законы, связанные с 17-м Тамуза • Между двумя постами

Что именно было даровано Моисею на горе Синай?

Рав Натан Агрес

А что дописано мудрецами?


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше