Почему на каждой боковой ветви Меноры по три чашечки, а на стволе — четыре?16 февраля, отвечает Рав Натан Агрес Если можно, каков смысл, что на каждой боковой ветви Меноры по 3 чашечки, на стволе — 4 чашечки? Читать дальше |
|
Встреча Яакова с Эсавом похожа на встречу Яакова с Йосефом. О чем это говорит?22 декабря 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Во встречах праотца Яакова и его сына Йосефа в главе Вайигаш и, затем, в главе Вайехи есть общее со встречей Яакова с его братом Эйсавом в главе Вайишлах. Эйсав упал на шею Яакова и плакал, и то же сделал Йосеф (согласно комментарию Раши). Всевышний сделал шею Яакова твердой, как мрамор, чтобы сдержать его эмоции, вызванные неожиданной любовью брата, который в действительности люто его ненавидел. И при встрече с Йосефом Яаков реагирует не эмоционально, а чтением «Шма» — выражение единства. Проявилось единство и во встрече с Эйсавом. Эйсав, показывая на детей Яакова, спрашивает: «Кто они?» И то же спрашивает Яаков, показывая на детей Йосефа. Что из всего этого можно выучить? Спасибо. Йеуда Читать дальше |
|
Храм был разрушен так давно… Как на уровне чувств испытывать скорбь об этом?27 июля 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Наверное, я не первый задаю такой вопрос, но, может быть, вы всё-таки поможете мне. 9 Ава, разрушение Храма — всё это так далеко… Хотя я понимаю трагедию этого дня, но на уровне чувств довольно тяжело добиться переживаний. Что можете посоветовать? N. Читать дальше |
|
Что такого ужасного в разврате?7 июля 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом! Насколько мне известно, есть 3 запрета, о которых сказано, что их нельзя нарушить даже под угрозой смерти: убийство, идолопоклонство и разврат (недопустимые связи, см. Ваикра 18). Есть мнение, что в их число входит и злословие. Что касается убийства, идолопоклонства и злословия, мне ясен ущерб, который они наносят мирозданию, и, соответственно, причина столь строгого к ним отношения. Однако неясно, какой ущерб причиняют миру запрещённые связи или чем они противоречат представлению о Б-жественном? Если скажете, что это «оскверняет» (מטמא) душу, то ведь и свинина «оскверняет» душу. Я пытался размышлять, но не могу понять, что такого ужасного в этом грехе. Ясно, что он разрушает семьи и отнимает время, но почему именно за это — умереть, но не нарушить? Должно быть что-то глубокое, чего я не понимаю. Спасибо, с большим уважением… М. Читать дальше |
|
Почему Моше, который вывел евреев из Египта, сам не вошел в Землю Израиля?23 июня 2023 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Моше Рабейну не вошел в Эрец-Исраэль? Н. Читать дальше |
|
Почему евреи не совершают паломничества на гору Синай?28 мая 2023 года, отвечает Рав Менахем Эпель Здравствуйте, рав! Скажите, почему евреи не совершают паломничества на гору Синай? Читать дальше |
|
Почему сегодня нет прокажённых?4 мая 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Прочитал на вашем сайте, что «цараат» (болезнь, похожая на проказу) является следствием злословия. Если я правильно понимаю, то практически каждый нарушает этот запрет, так почему же мы не видим в наше время, чтобы нарушители получали наказание «проказой»? N. Читать дальше |
|
На входе в Храм стояла охрана?27 апреля 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб В Праздники посетил Стену плача. Пришлось стоять в очереди на проверку службами безопасности при входе. Пока стоял, подумал: а была ли охрана на входе в Храм, когда он существовал? N. Читать дальше |
|
Яаков привез в Египет акации, чтобы их потом использовали для строительства Переносного Храма?17 марта 2023 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Почему же Яков привез в Египет именно деревья акации для будущего Переносного Храма и для Ковчега Завета? Читать дальше |
|
Как ортодоксальный иудаизм смотрит на использование социальных сетей для общения?16 марта 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте! Мир вокруг нас активно меняется. Как совмещать современность и еврейский образ жизни? Как, например, ортодоксальный иудаизм смотрит на использование социальных сетей для общения? Что можете посоветовать? Спасибо! N. Читать дальше |
|
Как пророчество Зехарии о таинственном светильнике связано с Ханукой?25 декабря 2022 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, рав! Хотел задать следующий вопрос: наши мудрецы часто усматривают связь между событиями разных эпох. Так, например, есть связь между зажиганием Меноры в Храме и ханукальными свечами. А есть ли что-то, что указывает на связь между светильником из книги пророка Зехарии и праздником Хануки? Заранее благодарен! Алексей Читать дальше |
|
Зачем Всевышний показал Моше Землю Израиля, если Моше всё равно не мог туда войти?26 июля 2022 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом! Скажите, пожалуйста, почему Моше нужно было показывать ту землю, куда он не войдёт? Это похоже на какой-то «садизм»: мало того, что он стремился всю жизнь в землю Израиля, так ему ещё показывают — «вот, посмотри на то, куда ты не пойдёшь». Ему же так тяжелее. Не легче ему было бы не видеть землю, в которую он и так знал, что не войдёт? Владимир Читать дальше |
|
Сегодня тоже существует заповедь подниматься в Иерусалим в праздники?18 апреля 2022 года, отвечает Рав Яков Шуб Прочитал, что в Торе есть заповедь подниматься в Иерусалим в Праздники. В наше время эта заповедь остается в силе? Спасибо, Йосеф Читать дальше |
|
Как еврейские мудрецы объясняют духовный смысл подножий под балки Мишкана (Скинии)?4 февраля 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Как еврейские мудрецы объясняют духовный смысл подножий под балки Мишкана, под его столбы и под столбы его двора? Читать дальше |
|
Почему второй поход на Ай Йеошуа осуществил при участии всей своей армии?18 января 2022 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, ув. равы! Вопрос по книге Йеошуа, глава 8, стих 1: «И сказал Господь Йеошуа: “Не бойся и не страшись, возьми с собой весь народ войны и встань, поднимись к Аю; смотри: отдал Я в твои руки царя Ая, и народ его, и город его, и страну его”». Комментаторы дают два объяснения тому, почему второй свой поход на Ай Йеошуа осуществил при участии всей своей армии, хотя, судя по донесениям разведки, для этого было достаточно 3,000 человек (глава 7, стих 3). По мнению «Мецудат Давид»[i], Б-г приказал Йеошуа собирать в поход всю свою армию для того, чтобы жители Ая решили, что евреи выигрывают войны не с Б-жьей помощью, а численным превосходством. Поэтому для того, чтобы противостоять Йеошуа, они должны были собрать в Ае все свои силы, которые Йеошуа разобьет одним ударом. И после этого ему не надо будет ходить от города к городу, чтобы добивать остатки вражеской армии. Ральбаг[ii] считает, что Б-г не совершает чудеса, если можно достигнуть желаемого, оставаясь в рамках законов природы (см. комментарий к главе 3, стих 17). Он говорит, что в силах Йеошуа было подавить армию Ая, если бы он использовал всю мощь своей армии и воинское искусство, так как воины Ая наверняка совершат еще одну вылазку за пределы городских укреплений, раз первая вылазка оказалась победоносной. (Взято с сайта «Танах на русском языке с комментариями»). Я не понимаю, зачем такие сложности? Ответ на вопрос, почему Йеошуа взял всех, находится в главе 7, стих 5: «И убили люди Ая из них около тридцати шести человек, и преследовали их перед воротами до Шварим, и разбили их на склоне, и растаяло сердце народа, и стало водой». Сердце народа растаяло. Всего народа. И поэтому надо было взять с собой весь народ, чтобы он увидел, как Б-г поразит жителей города Ай, чтобы у всего народа сердце снова укрепилось, вот и всё. Скажите, пожалуйста, что вы думаете о моем комментарии? Есть ли у кого-то из хахамим (мудрецов, комментаторов) такое же объяснение, как у меня? Большое спасибо! С ув., Юра [i] Раби Давид бар Арье-Лейб Альтшуллер (Мецудат Давид) — один из самых популярных комментаторов Танаха. Прага, 18 век. [ii] Раби Леви бар Гершом (5048-5130 /1288-1370/ гг.) — выдающийся философ и комментатор Писания. |
|
Прошу Вас пояснить высказывание «Дела отцов — знак для детей»14 октября 2021 года, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте, меня зовут Артём, прошу Вас пояснить высказывание «Дела отцов — знак для детей». Читать дальше |
|
Не могу понять назначение козла отпущения…10 сентября 2021 года, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте! Никак не могу понять назначение козла отпущения. Ведь если кровью первого козла, который по жребию был для Господа, очищалась Скиния собрания, а также очищался народ Израиля от грехов их, то для чего нужен был козел отпущения, который нес на себе грехи Израиля? Ведь первый козел своею кровью уже освобождал Израиля от грехов и преступлений. То есть, по сути, для очищения народа Израиля было достаточно крови одного козла. Тогда какие грехи нес на себе козел отпущения? Юрий Читать дальше |
|
Почему Моше должен был взглянуть «на запад и на север, и на юг, и на восток» — именно в этом порядке?21 июля 2021 года, отвечает Рав Давид Рахлис Шалом алейхэм, глубокоуважаемые Раббаним! В Книге Дварим — глава Ваэтханан — Всевышний, да будет благословенно Его Имя, сказал Моше Рабэйну (Дварим 3:27): «Взойди на вершину Писги и взгляни глазами своими на запад и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо ты не перейдешь этого Ярдэйна». У нас (моей семьи) возник такой вопрос: какая тайна заключена в этом стихе Торы? Почему Всевышний, да будет благословенно Его Имя, сказал Моше Рабэйну, чтобы он взглянул на Эрэц Исраэль — именно в таком порядке, который указан в стихе (запад, север, юг, восток), а не в другом порядке, скажем — восток, запад, север, юг или как-то в другом направлении? Чему данный порядок нас учит?! Тода раба (большое спасибо)! Шалом! Читать дальше |
|
Есть ли в Торе пророчества о разрушении Второго Храма?16 июля 2021 года, отвечает Рав Овадья Климовский Есть ли в Торе пророчества о разрушении Второго Храма и последующем изгнании? Сергей, Москва. Читать дальше |
|
Есть ли в Торе упоминания о «гиблых» или «проклятых» местах?12 апреля 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Здравствуйте, дорогой Рав! Вопрос таков. Есть ли в Торе упоминания о «гиблых» или «проклятых» местах, таких, где люди чувствуют упадок сил, как будто бы это место просто забирает всю энергию? А впоследствии ни на что нет ни желания, ни энергии. (Я говорю про длительное пребывание. Если длительно нахожусь в любом другом месте, такого я и близко не чувствую). Есть ли такие места? Зависит ли это от других людей? Или проблема исключительно во мне? Может ли это быть особым испытанием? Только сейчас я осознал великую вещь: «Меняя место жительства — меняешь судьбу». Заранее огромное вам спасибо! Константин Читать дальше |
|
Почему братьям не была прощена продажа Йосефа?23 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин «В этот момент Реувен впервые узнал о том, что Йосеф не был пленен купцами, а братья сами продали его в рабство (Зоар 1, 185 б). Но, хотя Реувен и не был вместе с братьями при продаже Йосефа, всё же, поскольку он согласился скрыть от отца правду, вина легла также и на него. И в искупление этой вины много веков спустя, в период жестоких гонений после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, были казнены десять великих праведников Израиля — по числу десяти сыновей Яакова, включая и Реувена (Берешит рабати 178, Оцар ишей аТанах; пиют “Элэ эзкера”)» Шалом, уважаемый рав! Почему, несмотря на то, что все братья Йосефа осознали свой грех и раскаялись в нем, то есть совершили тешуву, гнев никуда не исчез, не «нейтрализовался», причинно-следственная связь продолжила работу, а атрибут справедливости Творца не был заменен атрибутом милосердия? С уважением, Лариса Читать дальше |
|
За что Б-г наказал еврейский народ изгнанием на такой большой срок?24 июля 2020 года, отвечает Рав Давид-Йеуда Вертлиб За что Б-г наказал еврейский народ изгнанием и потерей государства 2000 лет назад, на такой большой срок? Были ли об этом пророчества? А. Читать дальше |
|
Почему Тора заканчивается на моменте, когда еврейский народ только собирается войти в Землю Кнаан?16 июля 2020 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый день. Спасибо раву Бенциону Зильберу за интересные лекции по недельным главам Торы. Уже много лекций прослушал и не перестаю удивляться, как много мудрости в этой Книге. Хочу задать раву вопрос: Вы неоднократно подчеркиваете, что многие события Торы — это прообразы будущих исторических событий с еврейским народом. Меня давно интересовала мысль: почему Тора заканчивается на моменте, когда еврейский народ только собирается войти в землю Кнаан, а не уже вошел в нее? Ведь это было бы еще несколько дополнительных глав, но повествование выглядело бы более законченным. И еще более странный факт, что сам Моше в землю Кнаан не входит, а передает эту почетную миссию Йеошуа бин-Нуну. При чем здесь вообще Йеошуа бин-Нун? Если бы Тору писал человек, то «логичней» было бы ее завершить именно вхождением еврейского народа в обещанную землю под предводительством Моше (который это заслужил). А так Б-г передает эту миссию какому-то новому человеку, и даже на просьбы Моше не реагирует (т. е. для Б-га это принципиально). У меня возникла мысль: не является ли Йеошуа бин-Нун прообразом Машиаха, а Эрец-Исраэль — прообразом Грядущего мира или тысячелетнего царства Машиаха, куда Машиах и введет еврейский народ и всё человечество в конце истории (начав этим как бы новый этап духовной истории мира)? Тем более, имя Йеошуа бин-Нуна как-то странно выделяется своим «бин» (с йуд), возможно, намекая на то, что он чем-то особенный? Спасибо. Роман Читать дальше |
|
Что всё-таки точно было написано на перстне царя Шломо?10 июня 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом. Хотелось бы узнать немного о перстне царя Шломо бен-Давида. Где-то вычитала информацию, что на перстне была какая-то надпись, бытует много мнений и версий. Одна из них: на перстне значилось всего два слова: «Всё пройдет». Нашлись и такие, кто утверждал, что на перстне было написано какое-то необычайно мудрое слово или изречение, смысл которого состоял примерно в следующем: «Все прелести этой жизни — всего на час, и посвятить ее необходимо поклонению Ашему». А также есть несколько мнений насчёт драгоценности этого перстня. Одни говорили, что этот перстень сделан из чистого золота. Другие утверждали, что, напротив, перстень выполнен из благородного серебра. Некоторые очевидцы утверждали, что его украшал изумительный по своей красоте и великолепию драгоценный камень, а были и такие, кто настаивал, мол, перстень искусно сработан из обычной глины. И что перстень берёт своё начало от самого Адама и передавался из поколения в поколение вплоть до царя Шломо бен-Давида. Читать дальше |
|
Что такое «жертва назира (назорея)»?8 июня 2020 года, отвечает Рав Арье Гальчук Шаббат Шалом! Какие виды жертв в иудаизме? И по недельной главе: «жертва благодарности» и «жертва назира» — что такое «жертва назира»? Читать дальше |
|
Кто вошел в рай при жизни?20 мая 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Кто были те, кто по традиции (традиция насчитывает девять таких) вошли в рай при жизни? Как я помню, среди них — дочь фараона, которая спасла Моше. А кто были остальные? Читать дальше |
|
10 блиц-ответов на популярные вопросы о «Песах шени»7 мая 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые читатели, предлагаем Вашему вниманию 10 блиц-ответов на самые популярные вопросы о «Песах шени». 1. Что такое «Песах шени»? 2. Когда мог принести пасхальную жертву тот, кто не успел сделать это в установленное время? 3. Кто должен был приносить Песах шени? 4. Должны ли приносить Песах шени те, кто не был обязан приносить первую пасхальную жертву? 5. Есть ли различие между законами первого и второго пасхального жертвоприношения? 6. Нужно ли рассказывать пасхальную Агаду, когда едят Песах шени? 7. Как отмечается Песах шени в наше время, когда нет Храма? 8. Произносят ли в этот день молитву «Таханун»? 9. Произносят ли Таханун в молитве Минха 13 Ияра за день до Песаха? 10. Годовщина смерти раби Меира Бааль а-Нес приходится на Песах шени? Читать дальше |
|
Если собака просто заденет человека, то человек — нечистый и его молитва не принимается?24 апреля 2020 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом. Я слышал, что, если собака (или любое животное, в данном случае это была собака) просто заденет человека, то человек нечистый или его тфила (молитва) не принимается. Должен человек пойти в микву? Спасибо за внимание. Читать дальше |
|
Всесожжение голубей символизирует приземление фантазий?27 марта 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Вопрос по разделу Ваикра. Правильно ли считать, что всесожжение голубей символизирует приземление фантазий, подчинение их творчеству достижения Цели Творения? Владимир Читать дальше |
|
Как еврейский народ, только что ощущавший присутствие Всевышнего, мог так быстро создать тельца?15 марта 2020 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый вечер. Мне хочется понять ответ на один вопрос, в двух его ситуациях. 1. Как еврейский народ, который буквально только что ощущал присутствие Господа, мог так быстро начать поклоняться золотому тельцу? 2. Греческая культура насчитывает больше 5 тысяч лет, и уже тогда они были язычниками. То есть это относительно не так далеко от сотворения… Как эти народы в такие короткие сроки могли так отойти от Бога? Ведь оба народа описываются как великие мыслители. Про еврейский народ пишется в Торе, но я не вижу именно этого ответа… А о греках вообще невозможно найти. Прошу вас пролить мне больше света на этот вопрос. С уважением, Дима Читать дальше |
|
Почему в Торе так подробно описывается создание ковчега, жертвенника и т.д.?27 февраля 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Почему в Торе столь подробно технически и математически описывается создание ковчега, шатра, подсвечника, жертвенника, облачение первосвященников и т.д.? Это, практически, руководство по инженерии. И почему это приводится несколько раз: первый раз — в виде указания Господа Моше, а второй раз — когда все это непосредственно делается? И потом в счислениях опять. Во-первых, зачем так подробно, и, во-вторых, зачем несколько раз? В Торе нет ни одного лишнего или незначительного слова. И вот такое многократное повторение огромных по величине текстов… Не являются ли все эти цифры неким кодом, которые Господь, Благословен Он, таким образом зашифровал, и есть ли расшифровка или попытки расшифровки мудрецами этих цифр? Спасибо. Рувен Читать дальше |
|
Почему царь Шломо обратился к царю демонов, а не к Всевышнему?13 февраля 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Почему царь Шломо не побоялся обратиться к царю демонов? Почему царь Шломо при всей своей мудрости не побоялся обратиться к Ашмедаю (царю демонов) за помощью найти Шамира? Попросил ли царь Шломо коэнов, чтоб они молили Самого Творца найти Шамира? Царь Шломо считал себя неуязвимым? Если Ашем сделал для евреев столько великих чудес, неужели Ашему трудно было бы научить своих служителей, как найти Шамир для обработки камней Храма? И, вообще, Шамир — это ангел или демон? Или нечто нейтральное? Читать дальше |
|
Что за свиток Торы нашел царь Йошияу?4 февраля 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Прочитал, как царь Йошиягу нашёл Тору и отпраздновал Песах. Какой именно свиток он обнаружил? До того времени Песах не отмечался вообще в течение ряда лет? Если в то время так сильно старались уничтожить Письменную Тору цари-идолопоклонники, то что было с Устной? Кто ее передал? Получается ли, что евреи на время забыли Устный Закон? Читать дальше |
|
Кому покровительствует Овен — Египту или Риму?16 июля 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, всех благ и баланса этих благ. Такой вопрос: созвездие Овна согласно Торе соответствует Египту, согласно Манилию — Риму. В чем причина разногласия: меняются со временем сочетания созвездий и определенных стран, разногласие римской и еврейской традиции, что-то иное? С уважением, Александр Читать дальше |
|
Материалов для строительства Мишкана было достаточно или более чем достаточно?1 марта 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день, возник вопрос. Написано в Торе Веякхель гл. 36 ст. 7: «И работы (приносивших) было довольно для них (изготовлявших скинию), для всякой работы, чтобы делать ее и (еще) оставить». Что может быть «осталось», ведь после был пересчет и там все сходилось, или тут имеется в виду шерсть и прочие расходные материалы? Читать дальше |
|
Кто охраняет путь к Дереву Жизни?13 февраля 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом. В Берешит (3:24) сказано, что Ашем поставил керувим охранять путь к Дереву Жизни. Есть ли информация, сколько было этих керувим, и фигурируют ли именно эти где-то далее в Торе? Пинхас Читать дальше |
|
Как делали масло для меноры?5 декабря 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему когда во времена Храма для меноры делали оливковое масло, то первые две или три капли считались кошерными, а остальные нет? С чем это связано? Читать дальше |
|
Так о чем все-таки речь в 28-ой главе книги пророка Йехезкеля?1 августа 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Уважаемый Рав, шалом. В пророчестве Йехезкеля говорится о разрушении Цора (Тир). Разъясните, пожалуйста, о чем речь в главе 28: «11) И было слово Г-сподне ко мне сказано: (12) Сын человеческий! Вознеси плач о царе Цора и скажешь ему: так сказал Г-сподь Б-г: ты печать завершенности, полнота мудрости и совершенство красоты. (13) В Эйдэне, саду Божьем, пребывал ты; всякий камень драгоценный в облачении твоем: рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс и яшфэй (яшма), сапфир, карбункул, и изумруд, и золото; искусство (игры на) тимпанах и свирелях (процветало) у тебя; в день сотворения твоего были они приуготовлены. (14) Ты — керув, простирающий покров, и Я поместил тебя на горе святой Божьей, (там) был ты, средь камней огненных расхаживал. (15) Беспорочным (был) ты на путях своих со дня сотворения твоего до тех пор, как обнаружилось беззаконие твое. (16) При обширной торговле твоей наполнилось нутро твое злодейством, и согрешил ты; и Я низверг тебя с горы Божьей и погубил тебя, керув покрывающий, из среды камней огненных. (17) Возгордилось сердце твое от красоты твоей; великолепием твоим загубил ты мудрость твою (по тщеславию) — Я на землю поверг тебя, пред царями предал тебя позору. (18) Множеством беззаконий твоих, бесчестностью торговли твоей осквернил ты святыни твои; и Я извлек огонь изнутри тебя — он пожрал тебя, и Я обратил тебя в пепел на земле пред глазами всех видящих тебя. (19) Все знающие тебя среди народов ужаснулись тебе, ужасом стал ты, и не будет тебя вовеки». Читать дальше |
|
Храм упадет с неба? Или его должны построить евреи?4 апреля 2018 года, отвечает Рав Мендель Агранович Уважаемые раввины, как известно, есть два сценария геулы (избавления): если станем праведными, то удостоимся геулы раньше назначенного срока, а если не станем праведными, то в любом случае к концу шестого тысячелетия Творец даст нам геулу. У меня вопрос: если есть два основных сценария развития событий, то почему, говоря о Храме, обычно говорят только об одном варианте? Во всяком случае, так я слышала от множества рабаним (в том числе и на вашем сайте), которые, ссылаясь на хахамим (мудрецов), говорят от их имени только об одном сценарии, к примеру: «Рав такой-то утверждал, что Храм упадет с неба» или «Рав такой-то писал, что Храм должны построить евреи» и т.д. Почему практически не слышно от имени хахамим двух (или больше) вариантов развития событий — на случай если удостоимся и на случай если не удостоимся? К примеру: «Возможно, что, если мы удостоимся, Творец подарит нам Храм в готовом виде, но если мы будем недостойны, то какую-то часть придется нам построить самим»? Это был общий вопрос, а теперь более детально: Читать дальше |
|
Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар?12 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. В первой главе книги Дварим Моше рассказывает об истории с разведчиками. «Но вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем”» (Дварим 1:22). Но в Бемидбар 13:1—2 говорится: «1. И говорил Господь Моше так:2. Пошли от себя мужей, чтобы высмотрели землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля. По одному мужу от колена его отцов пошлите, каждый знатен среди них». Там же Моше говорил, что из-за случая с разведчиками он получил в качестве наказания запрет войти в Эрец Исраэль («37.Также и на меня прогневался Господь из-за вас, говоря: И ты не придешь туда»). Но в Бемидбар 20:12 сказано, что это наказание Моше получил в результате событий в Кадеше («И сказал Господь Моше и Аарону: за то, что вы не дали Мне веры, чтобы явить Мою Святость на глазах у сынов Исраэля, Потому не приведете вы это общество на землю, которую Я дал»). Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар? Спасибо. Ицхак Читать дальше |
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Увидеть в чудесах — чудеса?
Рав Яков Шуб
Какие чувства правильно испытывать, узнав о ликвидации группы террористов, готовивших теракты на территории Израиля? Что об этом говорит царь Шломо? А Шмуэль а-Катан? Можно ли благодарить Всевышнего за падение наших врагов?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Большинство осталось там?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Рав Реувен Куклин
Хочу знать и ваш вариант ответа...
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Яков Гельфман
Почему народ попросил, чтобы Б-г передал заповеди через Моше?