Мог ли Мордехай поклониться Аману и не подвергать опасности свой народ?19 марта, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте. Хочу задать вопрос по Мегилат Эстер (Свитку Эстер). Вся история началась с того, что Мордехай отказался поклониться Аману, тот обиделся — и понеслось... Заканчивается же история тем, что Эстер таки да поклонилась Ахашверошу и беды евреев на этом прекратились. Так что же с этими поклонами? Можно или нельзя? Если можно — почему Мордехай отказался и тем самым навлёк беды на свой народ и сам чуть не погиб? Если нельзя — почему Эстер поклонилась и беды прекратились? Спасибо. Борис Читать дальше |
|
Как Моше позволил себе в гневе кинуть Скрижали оземь, ведь они обладали святостью!?1 марта, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Как Моше позволил себе в гневе кинуть скрижали оземь, ведь это святая вещь!? Даже если в синагоге падает свиток Торы, вся община постится. Владимир Читать дальше |
|
И все-таки — из-за чего был разрушен Первый Храм?19 июля 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Слышал на уроке, что Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства, кровопролития и прелюбодеяния, а когда-то давно, мне помнится, раввин говорил, что из-за того, что евреи перестали изучать Тору. Можно это как-то прояснить? Читать дальше |
|
Что такого ужасного в разврате?7 июля 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом! Насколько мне известно, есть 3 запрета, о которых сказано, что их нельзя нарушить даже под угрозой смерти: убийство, идолопоклонство и разврат (недопустимые связи, см. Ваикра 18). Есть мнение, что в их число входит и злословие. Что касается убийства, идолопоклонства и злословия, мне ясен ущерб, который они наносят мирозданию, и, соответственно, причина столь строгого к ним отношения. Однако неясно, какой ущерб причиняют миру запрещённые связи или чем они противоречат представлению о Б-жественном? Если скажете, что это «оскверняет» (מטמא) душу, то ведь и свинина «оскверняет» душу. Я пытался размышлять, но не могу понять, что такого ужасного в этом грехе. Ясно, что он разрушает семьи и отнимает время, но почему именно за это — умереть, но не нарушить? Должно быть что-то глубокое, чего я не понимаю. Спасибо, с большим уважением… М. Читать дальше |
|
Почему евреи не совершают паломничества на гору Синай?28 мая 2023 года, отвечает Рав Менахем Эпель Здравствуйте, рав! Скажите, почему евреи не совершают паломничества на гору Синай? Читать дальше |
|
Почему Аарон остался в живых, он же создал Золотого Тельца?10 марта 2023 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом! Почему Аарон остался в живых, он же создал Золотого Тельца? Элимелех Читать дальше |
|
Почему глава Итро, в которой дают 10 заповедей, названа именем человека, который и евреем-то не был?10 февраля 2023 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Раввин, не можете ли Вы посоветовать, где можно почитать, почему глава Шемот 18 называется «Итро»? В этой главе евреям дают 10 Заповедей, а названа она именем человека, который даже евреем не был. С уважением, Марк Хавинсон Читать дальше |
|
Откуда произошло слово «иудей»?11 сентября 2022 года, отвечает Рав Моше Сытин Откуда произошло слово «иудей»? И связано ли это с Иеудой, предавшим Иисуса? Читать дальше |
|
В чем всё-таки была вина Моше, из-за которой Всевышний не позволил ему войти в Землю Израиля?1 июля 2022 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер А чем был виноват Моше? Какая разница — сказал или ударил? В любом случае это чудо! Давид, Иерусалим Читать дальше |
|
Почему второй поход на Ай Йеошуа осуществил при участии всей своей армии?18 января 2022 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, ув. равы! Вопрос по книге Йеошуа, глава 8, стих 1: «И сказал Господь Йеошуа: “Не бойся и не страшись, возьми с собой весь народ войны и встань, поднимись к Аю; смотри: отдал Я в твои руки царя Ая, и народ его, и город его, и страну его”». Комментаторы дают два объяснения тому, почему второй свой поход на Ай Йеошуа осуществил при участии всей своей армии, хотя, судя по донесениям разведки, для этого было достаточно 3,000 человек (глава 7, стих 3). По мнению «Мецудат Давид»[i], Б-г приказал Йеошуа собирать в поход всю свою армию для того, чтобы жители Ая решили, что евреи выигрывают войны не с Б-жьей помощью, а численным превосходством. Поэтому для того, чтобы противостоять Йеошуа, они должны были собрать в Ае все свои силы, которые Йеошуа разобьет одним ударом. И после этого ему не надо будет ходить от города к городу, чтобы добивать остатки вражеской армии. Ральбаг[ii] считает, что Б-г не совершает чудеса, если можно достигнуть желаемого, оставаясь в рамках законов природы (см. комментарий к главе 3, стих 17). Он говорит, что в силах Йеошуа было подавить армию Ая, если бы он использовал всю мощь своей армии и воинское искусство, так как воины Ая наверняка совершат еще одну вылазку за пределы городских укреплений, раз первая вылазка оказалась победоносной. (Взято с сайта «Танах на русском языке с комментариями»). Я не понимаю, зачем такие сложности? Ответ на вопрос, почему Йеошуа взял всех, находится в главе 7, стих 5: «И убили люди Ая из них около тридцати шести человек, и преследовали их перед воротами до Шварим, и разбили их на склоне, и растаяло сердце народа, и стало водой». Сердце народа растаяло. Всего народа. И поэтому надо было взять с собой весь народ, чтобы он увидел, как Б-г поразит жителей города Ай, чтобы у всего народа сердце снова укрепилось, вот и всё. Скажите, пожалуйста, что вы думаете о моем комментарии? Есть ли у кого-то из хахамим (мудрецов, комментаторов) такое же объяснение, как у меня? Большое спасибо! С ув., Юра [i] Раби Давид бар Арье-Лейб Альтшуллер (Мецудат Давид) — один из самых популярных комментаторов Танаха. Прага, 18 век. [ii] Раби Леви бар Гершом (5048-5130 /1288-1370/ гг.) — выдающийся философ и комментатор Писания. |
|
Нет ли противоречия между Торой и постулатом Рамбама?1 октября 2021 года, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте уважаемый рав. Только недавно начала изучать иудаизм, учить иврит и возникло несколько вопросов. 1.Как понять слова из Берешит: «Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»? — «И сказал Б-г: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да властвует над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (1:26). «И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию сотворил его; мужчину и женщину — сотворил Он их» (1:27). И постулат из 13 принципов Рамбама: «Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не представить ни в каком облике и что у Него вообще нет никакого подобия». Разве в этом нет противоречия? Разве человек не создан по подобию Творца? 2. В Десяти Речениях есть указание не создавать себе других богов. Но почему Творец повелел изобразить керувим на Ковчеге Завета? Разве это не идолопоклонство? Заранее благодарю за ответ. Елена Читать дальше |
|
Кто главный идол современности?20 июня 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, понять, почему во второй части молитвы Шма содержится предупреждение о служении «божествам» после того, как Всевышний даст человеку все те блага, которые перечисляются в отрывке. («Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им» — Дварим 11:16). Я слышал, что тяга к идолослужению в наше время уже не та, что была раньше. Это затрудняет понимание. Но, например, то, с чем мне приходится постоянно сталкиваться в своей жизни, так это со своим «Я». «Я выиграл», «Я победил», «Я выучил», «Я разобрался», «Я придумал» и т.д. Сколько раз ловил себя: не успеваю подумать, чтобы вначале сказать «с Б-жьей помощью…», а уже сказал: «Я». Хотя часто в момент, когда прошу что-то у Б-га, я жалок. А тут боги, идолы… Почему Тора не предупреждает человека: смотри, мол, и помни, Кто тебе всё, что у тебя есть, дал, чтобы не сказал ты, что сам всего этого добился, а предостерегает от служения «божествам»? N. P.S.: Спасибо, за предыдущие ответы. Читать дальше |
|
Что такое духовное потомство?18 мая 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, хорошо, что вы есть! Вопрос 1: что такое духовное потомство? (Авраам, если я правильно понял комментарии раввинов, родоначальник не только физического народа, но и духовных его последователей). Из этого вопрос 2: какие действия Авраама следует совершать нееврею, чтобы быть его духовным потомком? Павел Читать дальше |
|
Что происходило в духовных мирах во время Исхода?25 марта 2021 года, отвечает Рав Моше Сытин Что происходило в духовных мирах во время выхода из Египта? Читать дальше |
|
Если существует абсолютная мораль, то на который из абсолютов ориентироваться? Религий много…4 марта 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков О статьях: Тора и мораль. Существуют ли общечеловеческие ценности? Тора и мораль. Существует ли абсолютная мораль? Автор утверждает, что нужна абсолютная мораль (в соответствии с законами из Торы), единая для всех, чтобы объективно судить других людей. То есть мораль, которая создана Творцом, а не человеком. Иначе — с какой стати одна мораль лучше другой? На первый взгляд, его рассуждения логичны, но встаёт проблема множества существующих религий. Религии же серьёзно различаются. И не надо брать только три-четыре популярных. Религий существует несколько десятков, многие из которых имеют ещё и разветвления. Даже формально схожие утверждения в разных религиях могут по-разному истолковываться. Таким образом, нужно определиться, на какой абсолют ориентироваться, откуда брать пример? Иначе — с какой стати один пример лучше другого? Алекс Читать дальше |
|
Почему Яаков заповедал сразу похоронить его в Земле Кнаан, а Йосеф — нет?1 января 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом. У меня такой вопрос. В главе Ваехи мы читаем о смерти Яакова и Йосефа. Но Яаков заклял похоронить его в земле Кнаан, а Йосеф попросил забрать его останки, когда все будут выходить из Египта. Почему Йосеф должен был остаться в Египте, а Яакова вынесли из Египта сразу? Ведь если бы он попросил, чтобы его сразу похоронили в земле Кнаан, то братья исполнили бы его просьбу и ни одно войско не остановило бы их. Заранее спасибо за ответ. Моше Читать дальше |
|
После смерти нет ничего?28 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Добрый день. Извиняюсь за, возможно, глупый вопрос, но на днях ко мне подошел один представитель христианской конфессии и начал рассказывать о Б-ге, затем он начал рассказывать о том, что происходит после смерти. И велико было мое удивление, когда он сказал о том, что после смерти нет ничего. Мол, это написано в еврейских Писаниях, и сослался на Коэлет 9:4-10. («Ибо тот, кто сопричастен жизни, имеет надежду, ведь живому псу лучше, чем мертвому льву; Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, так как и память о них предана забвению; И любовь их, и ненависть их, и ревность их давно исчезли, и доли нет им более во веки ни в чем, что делается под солнцем. Поди же, ешь в радости хлеб свой и пей с веселым сердцем вино свое, ибо уже благоволит Б-г делам твоим. Во всякое время да будут белы одежды твои, и да не оскудеет елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, все дни суетной жизни твоей, которую дал тебе (Б-г) твой под солнцем на все суетные дни твои, ибо это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, над которыми трудишься под солнцем. Всё, что сможет рука твоя делать, в меру сил своих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь»). Вопрос заключается в следующем: о чем именно говорят эти стихи? А также: есть ли в ТОРЕ прямые или косвенные намеки на загробную жизнь? С глубоким уважением, Владислав Читать дальше |
|
Авраам научил своих детей колдовству?9 ноября 2020 года, отвечает Рав Нахум Желязник У меня вопрос про подарки, которые Авраам дал сыновьям своих наложниц. Я слышал, что он научил их колдовать. Зачем? Как-то не подходит для Авраама заниматься такими вещами. Заранее спасибо. Читать дальше |
|
Чем Ицхаку были неугодны дочери Кнаана?6 августа 2020 года, отвечает Рав Давид Рахлис Чем были неугодны Ицхаку дочери Кнаана, что он отправил Яакова искать жену в Хеврон? Читать дальше |
|
Как еврейский народ, только что ощущавший присутствие Всевышнего, мог так быстро создать тельца?15 марта 2020 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый вечер. Мне хочется понять ответ на один вопрос, в двух его ситуациях. 1. Как еврейский народ, который буквально только что ощущал присутствие Господа, мог так быстро начать поклоняться золотому тельцу? 2. Греческая культура насчитывает больше 5 тысяч лет, и уже тогда они были язычниками. То есть это относительно не так далеко от сотворения… Как эти народы в такие короткие сроки могли так отойти от Бога? Ведь оба народа описываются как великие мыслители. Про еврейский народ пишется в Торе, но я не вижу именно этого ответа… А о греках вообще невозможно найти. Прошу вас пролить мне больше света на этот вопрос. С уважением, Дима Читать дальше |
|
Что за свиток Торы нашел царь Йошияу?4 февраля 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Прочитал, как царь Йошиягу нашёл Тору и отпраздновал Песах. Какой именно свиток он обнаружил? До того времени Песах не отмечался вообще в течение ряда лет? Если в то время так сильно старались уничтожить Письменную Тору цари-идолопоклонники, то что было с Устной? Кто ее передал? Получается ли, что евреи на время забыли Устный Закон? Читать дальше |
|
С кем воевал Авраам и почему?25 ноября 2019 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом и браха! Скажите, с кем воевал Авраам и какие причины войны? По недельной главе. Барух Читать дальше |
|
Йешаяу пророчествует, что Египет будет «народом Б-га?»18 ноября 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемый раввин. В Книге пророка Йешаягу, глава 19, есть пророчество о Египте. А в стихе 24 говорится, что «…Йисраэйль будет третьим Египту и Ашшуру…» Затем в стихе 25: «…благословен народ Мой — Египтяне и дело рук Моих — Ашшур, и наследие Мое — Йисраэйль». О каком времени это говорится? И, если египтяне, когда они обратились к Б-гу, были названы Им «народ Мой», может ли это также относиться к любому современному народу, прекратившему идолопоклонство? Читать дальше |
|
Из Торы следует, что у земли, звезд и быка есть свобода воли?11 ноября 2019 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый день! Цитирую: «С большим удовольствием читаю чужие вопросы и Ваши ответы, хочу тоже задать два вопроса. На сайте Толдот прочитал статью об ангелах. Не является ли эта ангелология и вообще понятие “ангел” идолопоклонством? Не знаю, читали ли Вы рассказы древней Эллады, но что-то немного похоже? Отвечает рав Бенцион Зильбер: Добрый день! Есть принципиальное отличие. Ангелы — это творения Б-га, которым даны силы и возможности в определённых рамках, и они не могут выходить за эти рамки. А руководит миром только один Б-г». А теперь мой вопрос: а как же земля не послушалась Б-га? Б-г повелел ей произрастить такие деревья, у которых вкус древесины будет как вкус плода, древесина тоже будет пригодна в пищу. «И сказал Б-г: Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу» (Берешит 1:29). А вот толкование Раши к Берешит 1:11: «плодовым деревом (дерево-плод). Чтобы вкус дерева был как вкус плода. Однако (земля) не исполнила это, а только “и произвела земля… дерево, дающее плод”, само же дерево плодом не было. Поэтому, когда Адам был проклят за свой грех, с нее (с земли) также было взыскано за ее грех, и она была проклята». Т.е., согласно толкованию, земля не исполнила повеления Всевышнего. И Всевышний позже проклял ее за непослушание. Что же, земля может принимать самостоятельные решения? И быка казнят за убийство (Шмот 21:28). Что же, у него есть свобода воли? Рамбам пишет, что и у звезд разум есть… Нет ли во всех этих случаях чего-то, подобного идолопоклонству, обожествлению земли, звезд и др.? Помоги Вам Б-г, Вольф-Йехезкель Читать дальше |
|
Кому покровительствует Овен — Египту или Риму?16 июля 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, всех благ и баланса этих благ. Такой вопрос: созвездие Овна согласно Торе соответствует Египту, согласно Манилию — Риму. В чем причина разногласия: меняются со временем сочетания созвездий и определенных стран, разногласие римской и еврейской традиции, что-то иное? С уважением, Александр Читать дальше |
|
Если люди поколения пустыни по развитию были как подростки, почему они понесли страшное наказание?20 мая 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Правильно ли, если, читая Тору, человек осознаёт, что он тоже присутствовал там (ведь там были праотцы народа, в широком понимании)? Бывает, когда читаешь эти места — про тельца или разведчиков, или еще что-то, — мурашки по коже, как будто и я сам виноват (например, эпизод с мидьянитянкой). По крайней мере, это помогает прочувствовать похожую ситуацию в своей жизни, чтобы как-то поступить, по возможности, правильно. Не уверен, что ясно объяснил. И еще. Раши назвал то поколение нечестивыми, увы. См. комментарий к Бемидбар, Шлах, 13:2 «ПОШЛИ ОТ СЕБЯ МУЖЕЙ…» — «Почему раздел о соглядатаях расположен непосредственно после раздела о (происшедшем) с Мирьям? Потому что она была покарана за злословие, изреченное ею против брата своего, а эти нечестивые видели (были свидетелями), но ничему не научились (на ее примере) [Танхума]». Тора описывает, как одна кара за другой их преследовала. А ведь в развитии они были еще как бы подростки, которые на родителей часто обижаются. А спрашивали с них по полной программе. Еще раз благодарю за ответ. Сожалею, если расстроил Вас. С уважением, N. Читать дальше |
|
Чем отличается «еврей» от «иудея»?9 июля 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Есть ли различие между евреем и иудеем? Таль Читать дальше |
|
Отчего еврейский народ в пустыне был так «слеп»?19 марта 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Дорогой раввин, помогите пожалуйста понять, отчего еврейский народ в пустыне, ведомый Самим Господом через Моше, был так «слеп»? После всех чудес, которые сотворил Господь своей сильной рукой в Египте, при выходе оттуда, а потом в пустыне, народ продолжает сомневаться, обвиняя Моше, а потом вообще просят Агарона, чтобы сделал им бога, который пойдет перед ними. Было ли дело в обычной человеческой глупости, либо зной и голод уморили их до такого состояния? Помогите понять настроение современников тех дней. Большое спасибо, Р. Читать дальше |
|
Начал читать пророка Малахи и сразу наткнулся на странное место...9 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, начал читать пророка Малахи и сразу наткнулся на странное место: «Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена (жертва) имени Моему, и дар чистый, ибо велико имя Мое среди народов, сказал Г-сподь Ц-ваот» (1:11). Как толкуются эти слова? Какие воскурения и жертвы как чистый дар (??) принимает Всевышний среди народов? Эти приношения среди народов, по слову пророка, существовали в то время, когда совершались Храмовые приношения, которые Вс-вышний назвал (на тот момент) неугодными Ему, потому что приносилось «награбленное, и хромое, и больное». Т.е. какие-то воскурения и жертвы Вс-вышний принимал не в Храме Йерушалаима, а «в каждом месте» среди народов? О чём здесь говорит пророк? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Едем в турне по Мексике. Одна из достопримечательностей — храм язычников. Можно туда идти?27 февраля 2013 года, отвечает Рав Моше Гекрайтер Мы собираемся в турне по Мексике. Один из объектов посещения будет храм язычников. Можно ли идти туда, относясь к этому как к посещению музея? Читать дальше |
|
Зачем Рахель украла божков?15 февраля 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом! У меня вопрос по поводу терафим (божков). Почитала комментарии нескольких комментаторов на это место в Торе, получилось 2 мнения: 1. Рахель их украла, чтобы Лаван не вычислил, куда они пошли. 2. Чтобы избавить своего отца от идолопоклонства. Меня интересует первое мнение, которое приводят многие комментаторы: и Рамбан, и Раши, и Рабейну Бхае… Лаван ушел стричь скот, за это время Яков со всей семьей и всем имуществом, скотом успел собраться и уйти (мероприятие массовое, значит, времени было достаточно, значит, Лаван ушел достаточно далеко). Пока большая компания собиралась и двигалась в путь, к Лавану наверняка был бы уже выслан посланник с этой новостью, поэтому он бы это узнал и без терафим. Или даже если бы он сам вернулся после стрижки скота и увидел отсутствие Якова, дочерей, внуков — он бы понял, что произошло. И самое основное — терафим Лаван оставил дома, раз Рахель их украла! Значит, в пути он не планировал ими пользоваться. А если планировалось, что он бы пользовался ими по прибытии домой для того, чтобы узнать, куда именно они пошли, — то, по всей видимости, у него не было проблем это узнать, потому что через определенное время Лаван с сыновьями их догнали. И тем более Яков до этого просил Лавана отпустить его пойти на его (Якова) землю. Мой муж на это предположил, что поскольку в Торе не всегда соблюдается хронологический порядок и, тем более, в пасуке говорится, что сначала Яков с семьей ушел, а следом говорится, что Лаван пошел стричь скот, — явно, что было наоборот, Лаван ушел и, пока его нет, Яков с семьей бежал. Далее говорится, что Рахель украла терафим. Т.е. можно предположить, что, к примеру, Лаван собрался в путь, уложил терафим, чтобы взять их с собой в путь, а Рахель ночью их украла. И он спохватился в пути, вернулся за ними и увидел, что Яков сбежал. (Это актуально для всех мнений относительно того, чем же были терафим — как песочные часы, или фигурки человека, или золотые пластинки, которые вставлялись в рот засоленному человеку; к примеру, Лаван мог бы для такого гадания и в пути убить какого-нибудь раба, чтобы погадать таким образом). Есть какие-нибудь мнения наших мудрецов на этот счет? Хава Читать дальше |
|
Были ли служители Всевышнего до Левитов?16 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Дорогой Раввин, у меня вопрос: были ли служители Всевышнего до Левитов? Напишите подробней, кто такой был Мелхиседек («царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Б-га Всевышнего») Брейшит 14:18. Также кто был такой тесть Моше — ИТРО? Я не могу читать оригинал, но в некоторых переводах (русском и английском) сказано, что он был «священник (prist) Мадиамский» (Шмот18). Хотелось бы узнать об этом больше. Дайте, если возможно, ссылку (из кошерного источника) пожалуйста, почитать об этом поподробней. Спасибо. Простите за мой русский… Паша Читать дальше |
|
Зачем Б-га зря беспокоить?1 декабря 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Мне очень интересно: 1. Что именно было записано на скрижалях завета? И если это были только заповеди, откуда появился полный текст Пятикнижия (письменной Торы?), значит письменная Тора была тоже устной в начале (передавалась устно)? Спасибо. 2. Вроде бы известно, что Энош, потомок Адама, стал поклоняться идолам. Но как это можно объяснить, если он наверняка знал, что есть только один Б-г? Благодарю. Читать дальше |
|
Царь Соломон поклонялся идолам?13 марта 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте! У меня по ходу чтения книги пророка Мелахим I, главы 11, созрел вопрос по поводу предложения «И последовал Шеломо за Ашторэт, божеством Цидонским, и за Милкомом, мерзостью Аммонитян». В итоге, наказан царь Шеломо был за строительство капищ для своих жен или за то, что сам принимал участие в поклонении языческим божествам? Спасибо большое заранее за ответ. Таня Читать дальше |
|
Кем был Аврахам прежде того, как стал евреем?23 ноября 2008 года, отвечает Рав Овадья Климовский Кем был Аврахам прежде чем стал евреем, то есть если он был язычником и поклонялся какому-то идолу, то какая была его нация или (племя)? Так как он был пастухом и гонял скот по пустыне, интересно не был ли он бедуином. Читать дальше |
|
Золотой телец — идол. А медный змей?26 ноября 2006 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Почему Моше после уничтожения «золотого тельца» создал «медного змея», ведь по сути это тот же идол (и отношение к нему было соотвествущее, ведь уже было сказано «НЕ СОЗДАЙ СЕБЕ КУМИРА»)? Мартьянов Зеев, Тюмень Читать дальше |
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ