Почему женщины не участвовали в создании золотого тельца?29 февраля, отвечает Рав Арье Гальчук Почему женщины вообще не участвовали в грехе золотого тельца? N. Читать дальше |
|
Что было сотворено раньше: душа или тело?28 января, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом. Что было сотворено раньше: душа или тело? Наталия Читать дальше |
|
Есть ли в иудаизме концепция вселения Б-га в человека?20 ноября 2023 года, отвечает Рав Арье Гальчук Добрый день, существует ли в Иудаизме такая концепция как вселение Б-га в человека? В Торе и Пророках упоминается нечто подобное: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его»[i] и, например, «и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Б-гом»[ii]. Но такие формулировки не позволяют мне напрямую сделать вывод, что Б-г вселится в человека. Расскажите, пожалуйста, Ваше понимание. Антон [i] Ирмияу 31:32: «…вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его (закон)…» [ii] Шмот 29:45. Читать дальше |
|
Почему сегодня нет прокажённых?4 мая 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Прочитал на вашем сайте, что «цараат» (болезнь, похожая на проказу) является следствием злословия. Если я правильно понимаю, то практически каждый нарушает этот запрет, так почему же мы не видим в наше время, чтобы нарушители получали наказание «проказой»? N. Читать дальше |
|
Как ортодоксальный иудаизм смотрит на использование социальных сетей для общения?16 марта 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте! Мир вокруг нас активно меняется. Как совмещать современность и еврейский образ жизни? Как, например, ортодоксальный иудаизм смотрит на использование социальных сетей для общения? Что можете посоветовать? Спасибо! N. Читать дальше |
|
Почему предписано жениться на вдове брата, если тот умер бездетным?9 сентября 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник К главе Ки теце. Здравствуйте! В чем заключается смысл левиратного брака (ибум)? Почему вдова человека, умершего бездетным, должна выйти именно за его брата, а он — взять именно ее, вместо того, чтобы каждому связать свою судьбу с тем, кто придется по душе? Читать дальше |
|
Что делать, если в субботу я так хочу работать, что не могу наслаждаться?11 ноября 2021 года, отвечает Рав Элияу Левин |
|
В каком пространстве и времени существует рай?28 октября 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель Рай существует в пространстве-времени? Или где? Больше спасибо. Ари Читать дальше |
|
Карет — это «отсечение» души?16 августа 2021 года, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом. Расскажите, пожалуйста, об отсечении души. Если душа бессмертна, то как же она может быть отрезана? А ведь наказание карет предусматривает именно это. Читать дальше |
|
Кто главный идол современности?20 июня 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, понять, почему во второй части молитвы Шма содержится предупреждение о служении «божествам» после того, как Всевышний даст человеку все те блага, которые перечисляются в отрывке. («Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им» — Дварим 11:16). Я слышал, что тяга к идолослужению в наше время уже не та, что была раньше. Это затрудняет понимание. Но, например, то, с чем мне приходится постоянно сталкиваться в своей жизни, так это со своим «Я». «Я выиграл», «Я победил», «Я выучил», «Я разобрался», «Я придумал» и т.д. Сколько раз ловил себя: не успеваю подумать, чтобы вначале сказать «с Б-жьей помощью…», а уже сказал: «Я». Хотя часто в момент, когда прошу что-то у Б-га, я жалок. А тут боги, идолы… Почему Тора не предупреждает человека: смотри, мол, и помни, Кто тебе всё, что у тебя есть, дал, чтобы не сказал ты, что сам всего этого добился, а предостерегает от служения «божествам»? N. P.S.: Спасибо, за предыдущие ответы. Читать дальше |
|
Что становится с душами самых больших злодеев после пребывания в аду?25 мая 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом! Задался на досуге одним, как по мне, достаточно интересным вопросом: а что же становится с душами самых больших злодеев в Геиноме? Имеют ли они право на раскаяние и последующее попадание в Ган-Эден? Можно понять раскаявшихся вероотступников, но я не могу представить себе, что может заслуживать пребывания вместе со Всевышним — душа Адольфа Гитлера или же Богдана Хмельницкого (да будут стерты их имена). Или они, всё же, могут пойти на «второй круг», дабы попробовать в новой жизни раскаяться в своих грехах? Очень жду вашего ответа! Шимон Читать дальше |
|
Есть ли в Торе упоминания о «гиблых» или «проклятых» местах?12 апреля 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Здравствуйте, дорогой Рав! Вопрос таков. Есть ли в Торе упоминания о «гиблых» или «проклятых» местах, таких, где люди чувствуют упадок сил, как будто бы это место просто забирает всю энергию? А впоследствии ни на что нет ни желания, ни энергии. (Я говорю про длительное пребывание. Если длительно нахожусь в любом другом месте, такого я и близко не чувствую). Есть ли такие места? Зависит ли это от других людей? Или проблема исключительно во мне? Может ли это быть особым испытанием? Только сейчас я осознал великую вещь: «Меняя место жительства — меняешь судьбу». Заранее огромное вам спасибо! Константин Читать дальше |
|
Если у каждого мужчины в этом мире — единственная суженая, то как понимать многоженство?8 апреля 2021 года, отвечает Рав Элияу Левин Дорогие раввины, добрый день! Насколько я знаю из еврейской истории, каждому мужчине в этом мире соответствует своя единственная женщина, вроде как «записанная» для него еще с сотворения мира. Если это так, то как согласуется с этим, например, то, что у Яакова было четыре жены? Три его жены были «не его»? Или кому-то в этом мире «повезло» больше? Спасибо вам, как всегда, за ваши ответы. N. Читать дальше |
|
Наш мозг всегда конструирует образы. Что правильно представлять, обращаясь к Творцу?20 января 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Здравствуйте, уважаемые Равы! Такой вопрос. Свойство человеческой психики таково, что, если человек думает о чем-то ранее им не переживаемом в личном опыте, он все равно это воображает «как может». То есть он (его мозг) всегда так будет делать: конструировать образы. В этой связи, как стОит правильно мысленно обращаться к Творцу? В смысле, какая должна быть идеация? Что/кого нам представлять, если у Творца нет никакой материальной формы? И, по идее, нет никакого подобия в сотворенном мире. Вопрос в контексте того, что мозг всё равно будет порождать комплекс каких-то образов Б-га, так какую им лучше придать форму? С уважением, Серж П. Читать дальше |
|
Что особенного в этом месте, которое называется пещера Махпела?5 января 2021 года, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте. Хочу понять, что особенного в этом месте, которое называется Меарат а-Махпела? Почему Аврааму было так важно похоронить Сару именно в этой пещере? Почему, скажем, не в Иерусалиме? Читал, что в этом месте похоронены Адам и Хава. Но тогда тот же вопрос — почему именно там? Спасибо. Борис Читать дальше |
|
После смерти нет ничего?28 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Добрый день. Извиняюсь за, возможно, глупый вопрос, но на днях ко мне подошел один представитель христианской конфессии и начал рассказывать о Б-ге, затем он начал рассказывать о том, что происходит после смерти. И велико было мое удивление, когда он сказал о том, что после смерти нет ничего. Мол, это написано в еврейских Писаниях, и сослался на Коэлет 9:4-10. («Ибо тот, кто сопричастен жизни, имеет надежду, ведь живому псу лучше, чем мертвому льву; Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, так как и память о них предана забвению; И любовь их, и ненависть их, и ревность их давно исчезли, и доли нет им более во веки ни в чем, что делается под солнцем. Поди же, ешь в радости хлеб свой и пей с веселым сердцем вино свое, ибо уже благоволит Б-г делам твоим. Во всякое время да будут белы одежды твои, и да не оскудеет елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, все дни суетной жизни твоей, которую дал тебе (Б-г) твой под солнцем на все суетные дни твои, ибо это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, над которыми трудишься под солнцем. Всё, что сможет рука твоя делать, в меру сил своих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь»). Вопрос заключается в следующем: о чем именно говорят эти стихи? А также: есть ли в ТОРЕ прямые или косвенные намеки на загробную жизнь? С глубоким уважением, Владислав Читать дальше |
|
Какие три вещи искусили Еву (Хаву)?28 октября 2020 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Мир и благословение народу, хранящему Тору! Вопросы к раву Э. Залкинду. Первому человеку было дано повеление «возделывать и хранить» сад (Берешит 2:15). Не о прекрасном ли саде души это сказано? Как написано: «вся слава дочери Царя — внутри» (Теилим 45:14). Душа, дочь Царя, должна исполнять: «ле-авда» (возделывать) — повелительные заповеди и «ле-шамра» (хранить) — заповеди запретительные. Также написано, что из Сада «выходила река для орошения; и потом разделялась на четыре потока». Не символ ли это основных человеческих помыслов и устремлений? Пишон — «желание обогащаться»; земля Хавила, «там, где золото» Гихон — «плотские удовольствия»; земля Куш (потомки Хама) Хиддекель — властолюбие; земля Ашшур, агрессивная военная держава. Евфрат — благочестие, от глагола «пара» — «приносить (добрые) плоды» (см. Берешит 2:10-14). Как сказано раби Нахманом из Браслава: «Необходимо оберегать свой разум от всякой нечистой мысли, потому что мысль порождает всякое действие. Так же, как грехи проистекают из дурных мыслей, так и их исправление заключается в том, чтобы отвлекаться от дурных мыслей. Тот, кто начал следить за своими мыслями, исправляет зло, которое совершил. Это усилие не такое уж и невероятное, поскольку только одна мысль может занимать наш ум в данный момент! Когда дурная мысль придет нам в голову, тут же заменим ее хорошей, как возвращают лошадь на правильный путь, слегка дергая поводьями». «Ки им бэ-Торат Адо-най хефцо, у-вэ-Торато йеhге йомам ва-лайла» (Теилим 1:2: «Только к Торе Б-га влечение его, и Тору Его изучает он днем и ночью»). Хотелось бы задать следующие вопросы: 1) Что скрыто за тремя вещами, которыми совратилась Ева? «Тов ле-маахаль таава ла-эйнаим нехмад ле-аскиль» — Берешит 3:6: «(И увидела жена, что дерево) хорошо для еды, и что оно услада для глаз и вожделенно дерево для познания…»). Что обозначают эти основы падения Адама, учитывая, что в «кожаные одежды» (Берешит 3:21) души облеклись позднее? 2) 2) Верно ли, что 42 стоянки сынов Исраэля на пути из Египта в Землю Обетованную символизируют ступени духовного восхождения, которые должен пройти каждый человек? Заранее благодарю за ответы. Руслан Читать дальше |
|
Я не просил Б-га меня создавать, не просил о проблемах… Так теперь я еще и уйти не могу?!26 октября 2020 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый день, дорогие раввины. У меня сейчас очень непростая ситуация в личной жизни и в профессиональной, я прикладывал очень много усилий на протяжении ряда лет, сейчас чувствую себя измотанным, и результат меня КАТЕГОРИЧЕСКИ не устраивает... И вот, вольно или невольно, мне приходят мысли уйти из этого мира. Но я помню, что согласно иудаизму так поступать нельзя, якобы, не по нашей воле мы тут появились... Но простите, если я не просил Его о жизни тут и уж тем более — о таких проблемах (которые меня категорически не устраивают!), то я что — еще и уйти не могу?! Что за «счастье» этот мир?! Заранее, как всегда, спасибо вам. N. Читать дальше |
|
Что такое «мысли сердца»?10 августа 2020 года, отвечает Рав Менахем Эпель Доброго времени суток. Возник вопрос касательно понятия «мысли сердца», как, например, в стихе: «И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Бытие 6:5). Как я понимаю, про сердце говорится, что это обитель духа/руах, и понятие «руах» связано с понятием «чувственность». Помогите понять, что такое мысли сердца, если можно, дайте отсылку на доступный материал. Если я что-то неправильно понимаю, подскажите. Спасибо Вам за ваши труды! Павел Читать дальше |
|
Есть ли в иудейской вере — Небеса?2 июля 2019 года, отвечает Рав Моше Сытин Добрый день, Уважаемый Рабби! Я читал много религиозных книг (Тору, Коран, Библию, Веды и множество апокрифов)… И в каждой есть упоминание небес, вечного блаженства (ну, в той или иной степени… мне лично не улыбается напиваться каждый день с одином, или зачем мне 72 девственницы?:-)) И в каждой из книг говорится, что за праведную жизнь мы что-то получаем после смерти. Но в Пятикнижии я ничего подобного не нашел… Собственно вопрос: есть ли в иудейской вере — небеса? А если есть, то есть ли ад? Может, я невнимательно читал? Или просто не было наставника? Заранее благодарен за ответ… P.S.: Возможно, вопрос глупый, но он от человека, который к своему богу еще не пришел… Читать дальше |
|
У меня краеугольный вопрос: зачем нужно молиться?27 ноября 2018 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! У меня к вам краеугольный вопрос: зачем нужно молиться? Всевышний прекрасно знает, что нам нужно, что нам не нужно, что мы думаем, Он знает нас лучше, чем мы себя знаем. Когда мы говорим ещё какие-то молитвы — как это меняет, что это меняет? Читать дальше |
|
Чем отличается «еврей» от «иудея»?9 июля 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Есть ли различие между евреем и иудеем? Таль Читать дальше |
|
Б-гу действительно не все равно, включаю я в субботу свет или нет?6 июля 2017 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, я понимаю, что есть Бог и что Его надо слушаться, но мне непонятно, действительно ли Богу не все равно, включаю я в Субботу свет или нет? Неужели все эти законы — это только способ найти повод держать человека в страхе и наказывать его? Читать дальше |
|
«Души еврея и нееврейки не подходят для союза». Что именно не подходит?26 февраля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шолом, уважаемый Рав Реувен! Хочу пополнить копилку вопросов к Вам, на которые мы получаем удивительно тонкие и деликатные, но, вместе с тем, точные ответы. В одном из них Вы обосновали, почему нееврейке не следует выходить замуж за еврея. «Оно никак не связано с каким-либо недостатком, не дай Б-г, неевреев, а только с тем, что души еврея и нееврейки не подходят для союза». Не могли бы вы уточнить, что не подходит? Природа душ, структура, «плотность», размер (геометрия) или что-либо еще? И еще вопрос, если позволите. Что происходит с душой нееврейки после прохождения ею гиюра? Она становится подходящей? Спасибо за ответ, и благослови вас Ашем! М. Читать дальше |
|
Адам не мог сам понять, что он нагой?3 мая 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый раввин! В Торе сказано, что после греха Адам и Хава сделали для себя покрытия, чтобы не оставаться нагими. После этого Творец спросил Адама: «Кто сказал тебе, что ты нагой?». Я никак не могу понять этот вопрос Творца — неужели без того, чтобы кто-то сказал об этом Адаму, он не мог сам понять, что он нагой? Помогите разобраться. Ривка Читать дальше |
|
Чем был Адам, пока Творец не вдунул в него дыхание жизни?15 декабря 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом, уважаемый рав Берл Набутовский. Спрошу у Вас. Я размышлял над творением человека и возник вопрос: может ли, хотя бы теоретически, такое быть, что до того момента, пока Творец не вдунул дыхание жизни в Адама — он оставался големом? И если так, то может ли человек обратно превратиться в голема, если в его жизни не будет присутствия и дыхания Творца? С. Читать дальше |
|
Как понять «Да не борется дух Мой в человеке вечно…»?19 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Объясните, пожалуйста, как понять слова Всевышнего: «НЕ СПОРИТЬ духу Моему из-за человека вовек» (Берейшит 6:3)? С кем спорит Всевышний о человеке? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Что есть «дыхание жизни»?24 февраля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом Аллейхем! Как правильно понимать следующий пасук: «И вдохнул Он в ноздри его дыхание жизни и стал человек существом живым» Почему именно через ноздри? Что такое «дыхание жизни» Читать дальше |
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ