Каков был шанс Эсава стать праведником, если его Сам Б-г возненавидел?30 ноября 2023 года, отвечает Рав Менахем Эпель Уважаемый Ребе, у меня такой вопрос: Пишет Рамбам: «У каждого есть выбор: хочет человек ступить на благой путь и стать праведником — ему дана эта возможность, а если желает ступить на путь зла и быть злодеем — ему дана и эта возможность… И пусть не возникнет у вас мысли, которую высказывают вслух глупцы народов мира и большинство еврейских невежд, будто Святой, благословен Он, изначально, с момента зарождения человека решает, будет он праведником или злодеем. Это не так. Каждый еврей может удостоиться праведности Моше Рабейну или может стать злодеем, подобно Йароваму» (Законы раскаянья 5:12). При этом: Господь говорит: «Я люблю вас, люди». Но вы спрашиваете: «Что доказывает эту любовь?» И Господь отвечает: «Исав был братом Иакова. Но Я избрал и полюбил Иакова. Я возненавидел Исава, разрушил его горную страну, и сейчас в ней обитают одни лишь шакалы» (Малахия 1:2-3). Я так понимаю что Господь избрал Иакова ещё во чреве, до рождения? Мой вопрос: каков был шанс Исава стать праведником, если его Сам Б-г возненавидел? Спасибо. Сергей Читать дальше |
|
Слышал на уроке, что ман («манна») был испытанием для евреев. В чем же здесь испытание?9 марта 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Услышал на уроке, что ман («манна небесная») был испытанием для евреев. Поясните, пожалуйста: в чем же было испытание? Давид Читать дальше |
|
Грех, который совершили Адам и Хава, был неизбежен?22 ноября 2022 года, отвечает Рав Менахем Эпель Здравствуйте. Читая о грехе Адама и Хавы, не могу не задаваться вопросом. Был ли у них шанс для иного развития событий? Возможно ли было, чтобы они не совершили этот грех? Неужели они были созданы для того, чтобы вечно жить в раю, просто наслаждаясь и ничего не меняя? Ведь в идеальном мире от них не требовалось ни инициативы, ни способностей, ни работы над собой, ни стремления к самосовершенствованию? Так чем бы они отличались от идеальных ангелов, которые были созданы ранее? N. Читать дальше |
|
Почему Всевышний не спросил меня, хочу ли я родиться в этом мире?29 июня 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Скажите, пожалуйста, почему Владыка спросил Малахим (ангелов): хотите ими быть и служить мне? И они согласились и радовались. А меня не спросил Ашем, хочу ли я родиться в этом состоянии, в этом мире, после греха первого человека? Если ответа нет, то я, наверное, пойму после того, как оставлю этот мир. Но хотелось бы знать сейчас ) Спасибо! Миру мир! Максим Читать дальше |
|
Каков Творец — таково и творение?13 июня 2022 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Как-то раз с одним человеком мы рассуждали на тему грехопадения творения. И мне высказали одну мысль, которая звучит так: «Каков Творец, таково и творение». Мысль заключается в том, что если у человека истинное мастерство, то горшки, изготовленные им, будут прочными и не будут разваливаться сами по себе. Если же человек не имеет мастерства, то любое его изделие будет разваливаться само по себе, что этот человек может выдать за свободу выбора изделия. Как можно возразить на это? Владислав Читать дальше |
|
Далила, предавшая Самсона, попала в ад?3 мая 2022 года, отвечает Рав Арье Гальчук Далила, предавшая Самсона, попала в ад? Или не будет ей наказания, потому что она исполняла приговор Всевышнего над Самсоном? Николай Читать дальше |
|
Наше дурное начало — враг или тренер?19 октября 2021 года, отвечает Рав Элияу Левин Здравствуйте, уважаемые. Интересует такой момент. Как внутренне нужно относиться к йецер а-ра (дурному началу в человеке)? Имеется в виду — с каким умонастроением? Поясню. С одной стороны, дурное начало ежесекундно нас «изводит» и ставит в сложные ситуации испытаний. Вроде бы нужно испытывать «агрессию» и «праведный гнев» (типа: «Ах ты, гад, опять меня подловить хотел?! а вот фиг тебе!» ну и т. п.). С другой же стороны, йецер а-ра — это тоже ведь творение Б-га. Причем, как я понимаю, творение без свободы воли и именно с такой миссией — испытывать нас. То есть, делается это не по злому умыслу, а «по поручению» Творца. И для нашей же пользы в итоге. И, стало быть, надо относиться терпимо, как к тренеру, который выматывает борца тренировками — и в итоге борец выигрывает какое-то соревнование. То есть вполне логично и поблагодарить (разумеется, после благодарности Творцу). В итоге: нужно ли относиться к йецер а-ра как к нашему врагу (пусть и делающему нас сильнее)? Или как-то иначе? С уважением, Серж П. Читать дальше |
|
Нет ли противоречия между Торой и постулатом Рамбама?1 октября 2021 года, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте уважаемый рав. Только недавно начала изучать иудаизм, учить иврит и возникло несколько вопросов. 1.Как понять слова из Берешит: «Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»? — «И сказал Б-г: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да властвует над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (1:26). «И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию сотворил его; мужчину и женщину — сотворил Он их» (1:27). И постулат из 13 принципов Рамбама: «Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не представить ни в каком облике и что у Него вообще нет никакого подобия». Разве в этом нет противоречия? Разве человек не создан по подобию Творца? 2. В Десяти Речениях есть указание не создавать себе других богов. Но почему Творец повелел изобразить керувим на Ковчеге Завета? Разве это не идолопоклонство? Заранее благодарю за ответ. Елена Читать дальше |
|
Если у каждого мужчины в этом мире — единственная суженая, то как понимать многоженство?8 апреля 2021 года, отвечает Рав Элияу Левин Дорогие раввины, добрый день! Насколько я знаю из еврейской истории, каждому мужчине в этом мире соответствует своя единственная женщина, вроде как «записанная» для него еще с сотворения мира. Если это так, то как согласуется с этим, например, то, что у Яакова было четыре жены? Три его жены были «не его»? Или кому-то в этом мире «повезло» больше? Спасибо вам, как всегда, за ваши ответы. N. Читать дальше |
|
Если существует абсолютная мораль, то на который из абсолютов ориентироваться? Религий много…4 марта 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков О статьях: Тора и мораль. Существуют ли общечеловеческие ценности? Тора и мораль. Существует ли абсолютная мораль? Автор утверждает, что нужна абсолютная мораль (в соответствии с законами из Торы), единая для всех, чтобы объективно судить других людей. То есть мораль, которая создана Творцом, а не человеком. Иначе — с какой стати одна мораль лучше другой? На первый взгляд, его рассуждения логичны, но встаёт проблема множества существующих религий. Религии же серьёзно различаются. И не надо брать только три-четыре популярных. Религий существует несколько десятков, многие из которых имеют ещё и разветвления. Даже формально схожие утверждения в разных религиях могут по-разному истолковываться. Таким образом, нужно определиться, на какой абсолют ориентироваться, откуда брать пример? Иначе — с какой стати один пример лучше другого? Алекс Читать дальше |
|
Каким образом Каин духовно мутировал до такой степени, что убил Авеля?4 февраля 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель Если Каин и Авель родились в духовно чистой атмосфере, то каким образом Каин духовно мутировал до такой степени, что убил Авеля? Читать дальше |
|
В чем виноваты Адам и Хава?18 января 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день, просьба — ответьте на следующие вопросы: В чем виноваты Адам и Ева, если они ослушались повеления Бога и вкусили запретный плод, исходя из характеристик, которыми наделил их Бог? И, соответственно, какая на них может быть вина? И зачем был создан этот соблазн, если не для того, чтобы они поддались ему и далее можно было объяснить, почему человеческий род страдает? Ведь болезненный процесс исправления души напоминает закалку стали, на что человек не подписался бы по своей воле, сколь сладостное будущее ему ни обещали бы. И если Бог всемогущ, почему Он не мог придумать способ развития души, например, интересным и безболезненным? Или почему изначально не установил Адаму и Еве характеристики совершенства и опыт? С уважением, Георгий Читать дальше |
|
Нельзя полагаться на свой разум?15 июля 2020 года, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день! Объясните мне, пожалуйста, если сочтёте нужным, что означают слова: «Надейся на Господа всем сердцем своим и не полагайся на разум твой» (Мишлей 3:5). Ведь разум играет главную роль в борьбе с Ецер Ара (дурным началом)? Спасибо. Сергей Читать дальше |
|
Из Торы следует, что у земли, звезд и быка есть свобода воли?11 ноября 2019 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый день! Цитирую: «С большим удовольствием читаю чужие вопросы и Ваши ответы, хочу тоже задать два вопроса. На сайте Толдот прочитал статью об ангелах. Не является ли эта ангелология и вообще понятие “ангел” идолопоклонством? Не знаю, читали ли Вы рассказы древней Эллады, но что-то немного похоже? Отвечает рав Бенцион Зильбер: Добрый день! Есть принципиальное отличие. Ангелы — это творения Б-га, которым даны силы и возможности в определённых рамках, и они не могут выходить за эти рамки. А руководит миром только один Б-г». А теперь мой вопрос: а как же земля не послушалась Б-га? Б-г повелел ей произрастить такие деревья, у которых вкус древесины будет как вкус плода, древесина тоже будет пригодна в пищу. «И сказал Б-г: Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу» (Берешит 1:29). А вот толкование Раши к Берешит 1:11: «плодовым деревом (дерево-плод). Чтобы вкус дерева был как вкус плода. Однако (земля) не исполнила это, а только “и произвела земля… дерево, дающее плод”, само же дерево плодом не было. Поэтому, когда Адам был проклят за свой грех, с нее (с земли) также было взыскано за ее грех, и она была проклята». Т.е., согласно толкованию, земля не исполнила повеления Всевышнего. И Всевышний позже проклял ее за непослушание. Что же, земля может принимать самостоятельные решения? И быка казнят за убийство (Шмот 21:28). Что же, у него есть свобода воли? Рамбам пишет, что и у звезд разум есть… Нет ли во всех этих случаях чего-то, подобного идолопоклонству, обожествлению земли, звезд и др.? Помоги Вам Б-г, Вольф-Йехезкель Читать дальше |
|
Почему Тора описывает события, произошедшие после ее дарования?4 июня 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. У меня такой вопрос. Как Тора была дана Мойше на горе Синай и описывает события, произошедшие уже после дарования Торы, как то грех золотого тельца, скитания по пустыне и др., то есть получается будущее? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Выбор человека — только в том, чтобы принимать власть Всевышнего или противиться Ему?14 июня 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом, глубокоуважаемые мудрецы! Вопрос состоит из двух частей: Как я поняла, человек играет свою роль, расписанную от рождения до смерти, и его выбор состоит только в том, что он может принимать происходящее как власть Всевышнего или противиться Ему. Тогда человеку не нужно ничего предпринимать от себя, ведь даже кажущееся его желанием стремление выполнить волю Творца, благословен Он, тоже не его, а входит в сценарий, ведь так? У меня руки опускаются теперь, если честно. И вторая часть: почему страдают животные, ведь согрешил человек, это часть проклятия Земли? Если Творец это Добро, то почему Он допускает и принимает страдания в таком объеме, просто огромном, со стороны нечеловеческой части творения? Спасибо большое, если найдете время ответить мне. Екатерина Читать дальше |
|
По какой причине Всевышний пообещал больше не наводить всемирный потоп?27 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! У меня вопрос по главе Ноах. Выйдя из ковчега по окончании потопа, Ноах построил жертвенник и совершил на нем жертвоприношения Б-гу, в результате чего сказано (Берешит, 8:21): «И воспринял Г-сподь благоухание, и сказал Г-сподь в сердце Своем: Не буду более проклинать землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его (йецер лев а-адамра ми-неурав), и не буду более поражать все живое, как Я сделал». Если я правильно понимаю, тот факт, что уже с раннего детства дурное начало одолевает человека и приманивает его к греху, приводится здесь как смягчающий фактор в виновности человека за свои грехи, и именно в силу этого обстоятельства Всевышний принял решение не наводить потоп повторно. Но если так, непонятно, почему этот же фактор не уберег человечество от первого потопа, ведь то, что дурное начало преобладает в людях, было известно Творцу и ранее. Более того, именно преобладание дурных помыслов представляется самой Торой как основная причина потопа, как сказано (Берешит, 6:5-7): «И увидел Г-сподь, что велико зло человеческое на земле и все побуждение помыслов сердца его лишь худо весь день (ве-холь йецер махшавот либо рак ра коль а-йом). И пожалел Г-сподь о том, что создал человека на земле, и огорчился Он в сердце Своем. И сказал Г-сподь: Сотру человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до ползучего и до птицы небесной; ибо сожалею Я о том, что создал их». Как разрешить такое противоречие? Заранее благодарен, Евгений Читать дальше |
|
Почему Терах, отец Авраама, оставлен иудаизмом в тени?16 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! У меня возникло впечатление, что в иудаизме очень не заслуженно обойдена личность Тераха, отца Авраама. Вот Авраам — это наш праотец, праведник, личность, которую трудно переоценить, а Терах — просто заурядный идолопоклонник. И постоянно мудрецы подчеркивают, что праведность Авраама никак не связана с Терахом, что Авраам до всего дошел сам. В общем-то, если бы Авраам был единственным таким ярким потомком Тераха, то мне это было бы легко принять, но ведь у Тераха было еще два сына и от каждого из них произошли очень незаурядные личности: Аран — младший брат Авраама, был явно незаурядной личностью. Как говорит Мидраш, он вслед за Авраамом признал единого Творца и пошел в печь, для чего нужно действительно иметь сильную веру в единого Творца. Да и дети Арана — Лот, Сара и Милька, были праведными. Может Лот и уступал Аврааму, но по сравнению с другими он был праведен и даже в Сдоме не развратился до общего уровня, и от него произошла Рут, а значит, и Машиах. О праведности Сары, жены Авраама, даже говорить не нужно — это не подлежит сомнению. Милька вышла замуж за Нахора, среднего брата Авраама и Арана, и от них произошли наши праматери Ривка, Рахель, Лея и Билга. Так почему же иудаизм обходит вниманием Тераха, все сыновья которого проявили такой сильный потенциал, ведь это явно свидетельствует о незаурядности их отца? Читать дальше |
|
Змей был наказан за то, что подвел первого человека. Выходит, у змея была свобода выбора?10 апреля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемые раввины! У меня такой вопрос: в главе Берейшит Торы сказано, что змей Нахаш был наказан за то, что подвёл первого человека к ошибке. Так, получается, у него была свобода выбора, раз его наказали? Ведь, если он в точности исполнял волю Творца, был «роботом», то за что его было наказывать? Но как может быть, что у него была свобода выбора, если известно, что свобода выбора есть только у человека? Так кем же был и кто есть этот Нахаш? С уважением, А. Читать дальше |
|
Расскажите вкратце о падших ангелах14 октября 2014 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, уважаемые равы. Расскажите, пожалуйста, вкратце о падших ангелах. На вашем сайте нашел информацию только о Самаэле, оседлавшем змея и искусившем Хаву, а также об Азе и Азаэле, соблазнившихся на дочерей земных. Говорит ли традиция еще о каких-либо падших ангелах, бунтующих против Всесильного? Если да, то о каком примерно количестве ангелов идет речь и в чем причина их падения? Спасибо. Читать дальше |
|
Я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека Б-гу...26 августа 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Меня много лет интересует сложный вопрос. В главе «Берешит» сказано, что дух бога летал над бездной и он сотворил человека по своему подобию. За свою долгую жизнь я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека богу. Ведь человек существо, а бог дух. Пока я не получил четкого ответа на этот вопрос, хотя этот ответ четко написан в Торе. Хочется знать Ваше мнение. Биньямин Читать дальше |
|
Мертвые ничего не знают?29 августа 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Добрый день! Хотел бы получить ответ на вопрос касательно жизни после смерти и осмысленного существования души в загробном мире. В процессе прочтения Священного Писания наткнулся на некоторые тексты, которые я не могу понять в свете позиции иудаизма на эти вопросы. Приведу краткий перечень: Собственно вопрос: как эти тексты согласуются с понятиями иудаизма о загробной жизни умерших, тем более осмысленной? Заранее спасибо за ответ. Эдуард Читать дальше |
|
Моше знал из Торы обо всем, что произойдет. И все же отправил разведчиков... Почему?4 февраля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Получив Тору на горе Синай и несмотря на то, что в ней описаны все дальнейшие события, связанные с мераглим (разведчиками), Моше рабейну, тем не менее, отправил мераглим, заранее зная известный результат. Почему? Э. Читать дальше |
|
Земля была проклята за то, что не исполнила приказ Творца? Но у нее же нет свободы воли!13 ноября 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, одно сложное место в главе Берешит, где сказано о том, что земля не исполнила приказ Творца и произвела вместо съедобного дерева и плода только съедобный плод. За это она потом была проклята после того, как был проклят Адам из-за своего греха. Как следует понимать это место, ведь у земли нет свободы выбора и, как следствие, нет ецер ара? Как в таком случае она могла ослушаться и позже быть наказанной? Один из ответов, который мне сказали, поясняет, что речь идет об ангеле, отвечающем за землю. Но ведь у ангелов тоже нет свободы выбора… С благодарностью услышу от вас более понятный комментарий. Спасибо! С уважением, Арье Читать дальше |
|
Если евреи получили Тору на горе Синай, значит, они знали всё, что с ними случится дальше?12 июля 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Уважаемые раввины! Давно не могу найти ответ на детский вопрос — если евреи получили Тору на горе Синай — значит, все события, там описанные, им должны были быть известны заранее — включая их собственную гибель в пустыне и прибытие в страну Израиля следующих поколений… Однако создаётся впечатление, что для участников истории всё это было неожиданностью? Слышал предположение, что текст Пятикнижия был записан слитно… Или получены были только скрижали? Уверен, что я не первый, кто задал такой вопрос — помогите разобраться! Кого ни спрашивал — смотрят косо! Заранее спасибо!!! Читать дальше |
|
В чем провинилось «поколение разобщения народов»?25 октября 2011 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Здравствуйте, я недавно начал изучать Тору, и у меня возникло много вопросов. Мой вопрос — относительно поколения потопа: Что плохого в том, что люди пытаются создать город, чтобы не рассеяться по лицу всей земли? Что плохого в том, что люди говорили на одном языке и понимали друг друга? Зачем было рассеивать людей? В современном мире все воюют со всеми. Потому что каждый борется за себя. За свою нацию. И плевать на остальных людей. Но если бы все говорили на одном языке, верили в одно и то же, то не было бы причин для многих войн (крестовых походов, уничтожения неверных). Люди были бы едины! Какой высоты могла быть Вавилонская башня? Никак не выше тех зданий, которые строятся сейчас. И которые уже есть сейчас. Существует мировой язык — Английский… И это случилось спустя несколько тысяч лет, наш мир это Вавилон, только увеличенный в тысячи раз. Так зачем же было этому препятствовать, если это все равно должно было случиться? Но основной вопрос в том, что ЗАЧЕМ БЫЛО СОЗДАВАТЬ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ЛЮДИ ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА И ЖИЛИ В МИРЕ. НО РАЗЛИЧИЕ ПРИНОСИТ ОТЧУЖДЕНИЕ, НЕНАВИСТЬ К ЧУЖИМ, АГРЕССИЮ, ЖЕСТОКОСТЬ. В ЧЕМ СМЫСЛ? Надеюсь получить ответы на все свои вопросы. Заранее СПАСИБО ЗА ОТВЕТ. С уважением, Арон Читать дальше |
|
Насколько были совершенны Адам и Хава?1 августа 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом, уважаемые господа! У меня вопрос по публикации «Зачем Б-г создал несовершенного человека в несовершенном мире?». Насколько были совершенны Адам и Хава? Борис Читать дальше |
|
Почему Всевышний сделал первенцем Эсава, а первородство предназначил Якову?1 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Ашем сделал так, что первым родился Исав, а первородство было определено Иакову? Сергей Читать дальше |
|
Если Моше была дана Тора, значит он знал о своей смерти?13 марта 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Ребе, Шалом! Меня мучает вопрос, если Моше Рабейну дана Тора, Хумаш (600 000 символов) полностью, значит Моше (Заль) читал строки, где сказано о его смерти, и значит он знал, что при Кадеше в пустыне Цин неправильно поступит? Р. Читать дальше |
|
Как понимать, что Всевышний создал человека «по Своему образу и подобию»?2 апреля 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин «И создал Всевышний человека по Своему образу и подобию». Как можно понять смысл этого текста Торы, если я знаю, что Всевышний вне времени и пространства и что Он бестелесный? Авраам, Волгоград Читать дальше |
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ