Почему Моше так страстно желал войти в Эрец-Исраэль?31 июля 2020 года, отвечает Рав Берл Набутовский Почему Моше так страстно желал войти в Эрец Исраэль, и почему Б-г отказал ему в этом? Читать дальше |
|
Почему было именно 10 египетских казней?24 января 2020 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом Аллейхем! Почему казней египетских было именно 10? И почему они были именно в таком порядке, а не наоборот или не по-другому (кровь, лягушки, мошки, мухи, мор, язвы, гром, саранча, тьма, смерть первенцев)? Ведь, я думаю, Б-г не делает ничего случайно или просто так. М. Читать дальше |
|
Когда появилась литургия Слихот?20 сентября 2019 года, отвечает Рав Берл Набутовский Когда появилась литургия Слихот? Интересно узнать об исторических предпосылках. На еврейских сайтах пишут одно и то же, копируя статьи друг у друга. Ведь в Торе нет прямого указания, как о Песах, например. Как и когда возникла эта литургия? Спасибо, Э. Читать дальше |
|
Великий мудрец Талмуда убийца?9 марта 2017 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом Аллейхем! Где-то в Талмуде я читал, что на Пурим р. Зейра и Раба сильно напились, и один зарезал другого. Затем сделал тшуву и оживил его. Как это возможно? И как это вообще понимать? М. Читать дальше |
|
Почему вокруг Ицхака такая концентрация смеха?11 ноября 2012 года, отвечает Рав Берл Набутовский Здравствуйте! Почему вокруг Ицхака такая большая концентрация смеха (Бр. 17:17, 18:12, 18:13, 18:15, 21:6) или насмехания (Бр. 21:9)? Да и само имя его — смех, направленный в будущее. Что говорят по этому поводу ХаЗаЛь? Спасибо, Л. Читать дальше |
|
Чем был Адам, пока Творец не вдунул в него дыхание жизни?15 декабря 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом, уважаемый рав Берл Набутовский. Спрошу у Вас. Я размышлял над творением человека и возник вопрос: может ли, хотя бы теоретически, такое быть, что до того момента, пока Творец не вдунул дыхание жизни в Адама — он оставался големом? И если так, то может ли человек обратно превратиться в голема, если в его жизни не будет присутствия и дыхания Творца? С. Читать дальше |
|
Если начать Тору, как предложил Раши, пропала бы заповедь плодиться и размножаться?28 ноября 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом! Почему Раши говорит, что Тору следовало бы начать с первой заповеди… а не с Берешит?.. 1. Галахическое возражение к кушие (трудному вопросу) Раши: как Раши может так спросить, ведь в Берешит есть как минимум первая заповедь для всего человечества (и также для еврейского народа) — плодитесь и размножайтесь. И если бы Тора была начата, как предложил Раши, то могли бы сказать: главное — Тора, и человек свободен от семейных отношений и может стать монахо-ешиботником-аскетом и учить Тору. Тем самым еврейский народ бы пропал (не дай Бог) постепенно. Поэтому Всевышний, Благословен Он, начал Тору с Берешит, где про заповедь «плодитесь и размножайтесь», чтобы было продолжение у еврейского народа (и страстная любовь к Торе евреев не вытеснила бы семейную жизнь). (Нам же известно, что мудрецы готовы были многие годы жить в разлуке с семьей, — и то, зная, что семью нужно строить ради исполнения заповеди плодиться и размножаться). ( А если бы такая заповедь не была бы раскрыта — вообще, может быть, посвятили бы Торе всю свою жизнь без остатка). (И вся книга Берешит тоже о семейности и продолжении через семью: Адам родил Шета и т.д., родословная, Толдот, которое также переводится как «история»). Читал, что важность заповеди «плодитесь и размножайтесь» очень велика. И в этом, я так понимаю, проявляется возможность наша быть со-творцами вместе с Творцом миров. Со-творцами жизни быть… Одно из важнейших проявлений для нас Всевышнего это то, что он Творец, наиболее доступное постижение Божественного раскрытия, и как нам приблизиться к Нему, уподобившись? Стать со-творцами новой жизни — родителями. 2. Мидрашное несогласие с кушиёй Раши: говорится, что Всевышний хотел дать Тору другим народам, просто они были не готовы (качества не исправлены), но этот мидраш передаёт идею, что в идеале Тору должны получить все народы. Какая точка соприкосновения с Торой у всех народов? Берешит. Там где о наших общих корнях. У большинства через Адама (70 народов), у кого-то через Авраама (цивилизации от Ишмаэля, сыновей Кетуры, Эйсава), У кого-то через связь с Ицхаком (Ишмаэльская цивилизация и Эйсавская) и Яаковом (Эйсав). Поэтому-то послание, которое идёт через Берешит, делает Тору универсальной для всех народов… Что и соответствует Рцон Ха-Шем (воле Всевышнего). Яков Читать дальше |
|
Жёны пророка Ошейи — аллегория?24 ноября 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом, уважаемый Берл Набутовский, помогите разобраться. 1. Танах. Пророк Ошэйа: Б-г говорит пророку, чтобы он взял в жены блудницу с детьми, после она рождает детей от пророка. Потом, 3 гл.: «И сказал мне Г-сподь: иди еще, люби женщину, которая будет любима другом…» (кстати другом или мужем, как на иврите написано «иш»?). Он её покупает и т.д., вопрос — говорится об одной женщине или о двух? 2. Хумаш Брейшит, описан момент творения женщины из части мужчины. Написано: «перестроил ребро», или Цади-Ламед-Айн переводится как «грань»? Не могу разобраться в огласовках этой корневой основы, написанной в Торе. Смотрел в словаре — перевод и «ребро» (анатомия), и «ребро треугольника», и «сторона», но в словаре немного отличные огласовки. Читал на сайте Маханаим, что «цела» (если я правильно прочитал) в данном случае, переводится как некая грань человека (его души, его тела). Уважаемый раввин, как правильно? Тода раба. С. Читать дальше |
|
Есть ли иностранные слова в Танахе?31 октября 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Уважаемый рав, есть ли иностранные слова в ТаНаХе? Если возможно, с источниками. Спасибо. Читать дальше |
|
Был ли Нимрод великаном?30 октября 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом! У меня вопрос. Был ли Нимрод великаном? Есть ли об этом какие-либо письменные или устные упоминания? Х. Читать дальше |
|
Какие главы Тэилим читать за больного, за роженицу, за мир в семье?12 сентября 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Где можно найти список «Значение Теиллима», т.е. какие теиллимы (псалмы) за что читаются, например: теиллим за больного, за роженицу, за шолом байт (мир в семье), за определенные органы тела и т.д. Заранее спасибо, с нетерпением жду ответа!!! Л. Читать дальше |
|
Помогите разобраться с десятинами в Торе...8 сентября 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом. Помогите, пожалуйста, разобраться с десятинами в Торе. Сколько их было, что было кроме отделения десятой части скота и урожая, если можно, с указанием пасуков (стихов). Читать дальше |
|
Насколько были совершенны Адам и Хава?1 августа 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом, уважаемые господа! У меня вопрос по публикации «Зачем Б-г создал несовершенного человека в несовершенном мире?». Насколько были совершенны Адам и Хава? Борис Читать дальше |
|
Псалом о Давиде — неактуально?26 июля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Уважаемые рабаним, вопрос мой о Теиллим. Читал я, что второй псалом звучал при коронации царя. Также читал, что первый и второй псалмы на самом деле одно целое. Потому и возник у меня вопрос — получается, что и первый псалом читали при коронации тоже? Или как, все-таки? И также у меня вопрос о пшате самого псалма — я читаю его, и вижу отчетливо смысл, что речь идет об Израиле. Конечно, я знаю, что есть мидраши, говорящие о Машиахе, но мой вопрос о пшате — кто из мудрецов комментирует, что этот псалом об Израиле, и какие еще бывают версии, кроме относящейся к Машиаху и что речь о самом царе Давиде. Хотя мне и трудно понять, зачем псалом о Давиде, тогда как это было бы делом давно минувших лет и не актуальным для читателей-певцов-слушателей в следующих поколениях. Заранее спасибо за ответ. ЗЫЖ Комментарий о том, что псалом при коронации пели, говорил то ли Левинов, то ли Гурфинкель. Читать дальше |
|
Как Агриппас мог быть помазанником Всевышнего?29 июня 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом, уважаемый рав Берл Набутовский! Помогите, пожалуйста, понять ещё один вопрос: в приведённых Вами комментариях Раши сказано, что «…погибнет помазанник…» — это значит, что будет убит царь Агриппас, который правил Иудеей во время разрушения Второго Храма. Но если Агриппас был назначен римлянами на иудейское царство, хотя по родословию не имел права быть царём (и был потомком раба), то понятно, что евреи согрешили, признав его своим царём. ВОПРОС: почему Всевышний называет царя Агриппаса Своим помазанником, если он не имел по Его же закону на Иудейское царство права и если евреи согрешили, приняв его как царя? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Почему в пустыне не были подсчитаны геры?21 июня 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Вопрос по главе Бэмидбар: почему не были подсчитаны герим? Спасибо. М. Читать дальше |
|
Очень хочу получить ответ по пророчеству Даниэля2 июня 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом! Очень хочу получить ответ по пророчеству Даниэля, в частности по этому отрывку (24) Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых. (25) Но знай и пойми, что с того времени как выйдет повеление о восстановлении и строительстве Иерушалаима до помазанника-властелина (пройдет) семь семилетий, а (после) шестидесяти двух семилетий вновь будут отстроены улицы и рвы, и будет это временем бедствия. (26) А после этих шестидесяти двух семилетий погибнет помазанник, и не будет его, а город и святыню уничтожит пришедший народ-властелин; конец же его будет стремительным, и до конца войны предопределены разрушения. Читал ответ уважаемого рава Зильбера, смотрел уроки уважаемого рава Приямпольского, но, к сожалению, никакой конкретики не нашел. Если есть такой ответ, по датам, по годам, с цифрами, дайте, пожалуйста, если нет — пож. объясните, почему такого ответа нет. Большое спасибо, с уважением, Владимир П.С. О том, что «Да истлеют кости подсчитывающих» я уже знаю от уважаемого рава Зельмана. Поэтому, растолковать пророчество на будущие времена не прошу — только о сбывшемся. С уважением, Владимир. Отвечает Рав Куклин Реувен: Уважаемый Владимир, Извините, что запоздал с ответом на Ваш важный вопрос. Действительно, важно написать подробный ответ на Ваш вопрос с датами и т.п. Надеюсь, что извините меня за то, что в данный момент я не нахожу достаточно времени написать подробный ответ. Надеюсь, что в дальнейшем найду на это свободное время. Если Вас не затруднит, буду благодарен, если напомните примерно через 2—3 недели написать подробный ответ. В данном ответе ограничусь коротким описанием, о чём идёт речь в этих стихах. Раши объясняет, что в 25-ом стихе идёт речь о Кореше, персидском царе, который в другом месте называется Машиахом (Йешаягу 45, 1). Машиах, который упоминается в 26-ом стихе, — еврейский царь Агрипас, который был убит, как объясняет Раши. Важно знать, что нигде в Танахе мессия не назван словом Машиах. Этим словом в Танахе называется либо царь, либо первосвященник. Кстати, укажите, пожалуйста, каким словом обозначается в Танахе мессия? Еще раз спасибо Вам за Ваши труды. Хаг Песах Самеах! Читать дальше |
|
Как изложить историю Итро без противоречий?1 июня 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Как можно изложить «историю» Итро, связанную с его приходом в стан евреев в пустыне и далее, таким образом, когда все противоречия и неясности отпадают? Полемика мудрецов из доступных мне источников, вроде бы отвечает на все вопросы, но я не могу ухватить общую картину. 1) До дарования Торы или после Итро пришел в стан? 2) Принял гиюр, не принял, или не нуждался в гиюре и принял Тору со всеми у горы Синай? 3)Если он стал евреем, то почему, в отличии от других, имел право решать — идти ли в Святую Земля или не идти? 4) Если гиюр был и Итро принял имя Ховав, то почему он остался сыном Реуэля? И почему «его земля», по его словам, и «его родина» остались в Мидьяне, не смотря на гиюр, принятый тем или иным образом? 5) Вошел-таки Итро в Святую Землю, или нет? 6) Где был он или его потомки и геры, принятые Моше в пустыне, при горах Грезим и Эваль? Может ли история Итро быть основой понимания положения гера в еврейском народе? Может быть, именно эта часть Торы приоткрывает нам структуру Народа, состоящую из различных общин? Я еще не получил ответ на предыдущий вопрос о Народе Бога и понятие Израиль. Одно это и тоже или понятие Израиль шире? И как описать тогда понятие еврей — это идентично понятию Израиль? Возможно, ответ на этот вопрос поможет мне понять и остальное. С уважением, Андрей Читать дальше |
|
Как убедиться в неподдельности Торы?3 апреля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Здравствуйте, у меня возник вопрос по поводу Торы. Скажите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь археологические подтверждения, относящиеся ко времени Моисея? Такие документы, которые бы точно подтверждали полную неизменность текстов. А. Читать дальше |
|
Сравнение не в пользу евреев?24 марта 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Иной взгляд на народы мира? — «(11) Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена (жертва) имени Моему, и дар чистый, ибо велико имя Мое среди народов, сказал Г-сподь Ц-ваот. (12) А вы оскверняете Его, думая: стол Г-спода — осквернен он, и плод, (что на) нем — пища презренная» (Малахи, Афтара к главе Толдот). Как так можно упрекать евреев? Где это в каждом месте? Неевреи прославляли Всевышнего лучше евреев? Тем более в те времена, когда было идолопоклонство явное? Но это изрек пророк от имени Творца. Как это можно уложить в своем сознании? Пусть было бы сказано, что племена прославляют божеств своих лучше, чем евреи Творца миров, но сказано что племена приносят чистые приношения Творцу и прославлено Его Имя среди них. Следующая цитата: «И мудрость Шеломо была больше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египта» (Мелахим). Почему надо говорить о Египте и сынах востока? Пусть написано будет, что мудрость больше, чем у сынов Исраэля. Разве мудрость Египта и Востока сильнее? Или Шломо был мудрее народов, но не мудрее еврейских мудрецов (но я слышал что мудрее и еврейских мудрецов)? Но сказано именно Египет и Восток. Почему? Если про магию и тому подобное, то достаточно сказать Египет (они, я слышал, были непревзойденные в этом), а что тогда за мудрость Востока? Почему не упомянуто что мудрее сынов Израиля? N. Читать дальше |
|
Что есть «дыхание жизни»?24 февраля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом Аллейхем! Как правильно понимать следующий пасук: «И вдохнул Он в ноздри его дыхание жизни и стал человек существом живым» Почему именно через ноздри? Что такое «дыхание жизни» Читать дальше |
|
Почему «большой будет служить младшему», а не меньшему?8 февраля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом, уважаемые Равы! Сравнивая Эсава и Якова, Тора как бы сравнивает их не в одной плоскости: глава Толдот 25:23 «и рав (большой, заметим, а не старший) будет служить цаир (младшему, а не меньшему!)». Сравнивается несравнимое (как метр и килограмм). То есть БОЛЬШОЙ почему-то будет служить не МАЛЕНЬКОМУ, как было бы логично предположить. Далее в главе Ваэце 29:16 уже называются дочери Лавана, но удивительно «соответствующим» образом: Лея — гдола (большая), Рахель — ктана (маленькая)… НО тут же ниже 29:26 Лаван называет одну, Рахель (причем называя её первой!!!) цэира (младшей), а Лею — вообще непонятным для женщины словом — бэхора (женский род от слова «первенец»!). 1. Почему Тора именно таким образом сравнивает братьев и сестёр? 2. Что означает бэхор (первенец) — более-менее понятно. Но кто такая бэхора? Каков её статус? Мало того, у Лавана есть сыновья (однако, кажется, НИКОГО из них Тора вообще не упоминает по имени!). Тода раба. Дмитрий, Луганск (Украина) Читать дальше |
|
Почему Б-г допустил, чтобы Иов так тяжело страдал?27 января 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом. Хочу задать вопрос об Иове. Почему Бог допустил Иову такие тяжёлые страдания, для какой цели? Или Бог взыскивал с Иова грехи в человеческий волос? Осветите этот вопрос как можно глубже. С уважением, Алексей Читать дальше |
|
Почему Тора была дана именно на горе Синай?24 января 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом, рабби! А почему Вс-вышний избрал именно гору Синай для дарования Торы и общения с Моше-рабейну и народом Израиля? Читать дальше |
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ