Лишняя буква в свитке Эстер?!22 марта, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, на лекциях я слышал, что в Танахе не бывает ничего лишнего, каждое слово и даже буква имеют свой особый смысл и значение. Читая свиток Эстер, я обнаружил «лишнюю» букву в имени одного из заговорщиков, покушавшихся на жизнь царя Ахашвероша. Вначале сказано (Эстер 2:21) «Бигтан и Тереш», а в продолжении (там же 6:2) «БигтанА и Тереш», т.е. к имени Бигтан добавлена в конце буква «алеф», что это может значить? Большое спасибо. Читать дальше |
|
Почему на каждой боковой ветви Меноры по три чашечки, а на стволе — четыре?16 февраля, отвечает Рав Натан Агрес Если можно, каков смысл, что на каждой боковой ветви Меноры по 3 чашечки, на стволе — 4 чашечки? Читать дальше |
|
Что именно было даровано Моисею на горе Синай?2 февраля, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. У меня созрел такой вопрос. Что именно было даровано Моисею на горе Синай? Только те указания и заповеди, которые представлены в Торе как слова самого Бога, да будет Он восславлен, а остальные главы дописаны как предыстория мудрецами? Или же Моисею была сообщена Тора именно такой, слово в слово, как мы читаем, начиная со слова «В начале» и заканчивая словом «Израиля»? Читать дальше |
|
Ливьятан — то дракон или динозавр?2 октября 2023 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, уважаемые! Расскажите, пожалуйста, кто такой ливьятан — динозавр, дракон или иное огромное существо (танин)? И что было сотворено раньше — небеса и земля или ливьятан (Ийов 40:19)? Заранее благодарен. С уважением, Николай. Читать дальше |
|
Почему в Пасхальной агаде, мы обращаемся к книге «Дварим», где Исход упоминается вкратце, а не к книге «Шмот», где события описываются подробно?4 апреля 2023 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом Вам, уважаемые раввины! В этот Песах впервые обратил внимание на одну очень странную вещь, связанную с рассказом об исходе из Египта! В Пасхальную ночь у нас есть заповедь (из Торы) рассказывать об исходе из Египта. А если так, что было бы более естественным, чем посвятить эту ночь углублённому изучению начала книги «Шмот», второй книги Торы (главы Шмот-Ваэра-Бо-Бешалах), где подробно описываются как порабощение, так и избавление из Египта. Но вместо этого в Пасхальной Агаде приводится всего лишь четыре стиха (!) из последней книги Торы, «Дварим» (26, 5-8), где исход из Египта упоминается в очень сжатой форме и только вскользь, в связи с другой заповедью — заповедью о бикурим — приношением в Храм плодов-первенцев. Если бы мы искали укороченный вариант рассказа — действительно, эти стихи отвечают этому критерию, но ведь дело обстоит как раз наоборот, как сказано в начале самой Агады: «А всякий, кто удлиняет и расширяет этот рассказ — достоин похвалы», и там же приводится, что мудрецы Израиля занимались рассказом об Исходе всю ночь до рассвета! Разве книга «Шмот» не подходит для исполнения этой заповеди гораздо больше книги «Дварим»?! Меня очень мучает этот вопрос, пожалуйста, помогите разобраться! Ариэль Читать дальше |
|
Почему после рассечения реки Иордан евреи не воспели песнь Всевышнему, как они сделали после рассечения моря?!3 февраля 2023 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, уважаемые раввины! У меня возник такой вопрос: после перехода через Ям Суф (Тростниковое море), которое чудесным образом разверзлось перед евреями, весь народ вознес хвалебную песнь Всевышнему. Подобное чудо повторилось сорок лет спустя при входе в Землю Израиля, когда река Иордан рассеклась перед народом, но никакой хвалебной песни за этим не последовало! Разве рассечение Иордана не было чудом в глазах людей подобно рассечению моря? Заранее спасибо, Михаил Читать дальше |
|
Не раз приходилось слышать о «кодах» в Торе. О чем именно идет речь?23 декабря 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Не раз приходилось слышать о «кодах» в Торе, не могли бы вы разъяснить, о чём именно идёт речь? И ещё, известны ли какие-либо коды, связанные с Ханукой? Большое спасибо. Читать дальше |
|
Если люди до Ноаха питались только растительной пищей — так почему Б-г принял мясную жертву Авеля?28 октября 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Считается, что до Ноаха люди питались только растительной пищей — так почему Б-г принял мясную жертву Авеля? Спасибо. Читать дальше |
|
Как еврейские мудрецы объясняют духовный смысл подножий под балки Мишкана (Скинии)?4 февраля 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Как еврейские мудрецы объясняют духовный смысл подножий под балки Мишкана, под его столбы и под столбы его двора? Читать дальше |
|
Во время исхода евреи собирались есть хлеб в Песах?!18 марта 2021 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. В качестве подготовки к Песаху еще раз перечитала главу Бо, где описывается подготовка к исходу, и это вызвало у меня целый ряд вопросов. Там говорится, что в ночь на 15 Нисана Б-г навел на Египет казнь первенцев и египтяне стали давить на евреев, чтобы ускорить их исход, т.к. боялись гибели. И сказано: «И взял народ свое тесто до того, как оно заквасилось, квашни свои, увязанные в одеждах свои, на плечах своих… И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, пресными лепешками (мацой), т.к. еще не заквасилось оно, потому что изгнаны были они из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе» (Шмот 12:34, 39). 1) Отсюда, вроде бы, ясно, что если бы не поспешный исход под давлением египтян, евреи подождали бы, пока тесто заквасится, чтобы испечь из него обычный хлеб. Но ведь еще до исхода квасное было строго запрещено им на всю неделю Песаха, как сказано: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших, ибо тот, кто будет есть квасное, — душа та истреблена будет…» (там же 12:19). Причем запрет распространялся как на употребление квасного в пищу, так и на само владение им (как и сегодня). Неужели они хотели нарушить волю Всевышнего?! 2) А если предположить, что тесто замесили, чтоб сразу же испечь, но не успели, то зачем взяли его с собой? Ясно ведь, что, если не произойдет чуда, во время долгого перехода тесто обязательно заквасится и будет нарушен строгий запрет? 3) И действительно, как может быть, что тесто не успело закваситься? Ведь время выпечки мацы — 18 минут! Как три миллиона евреев могли успеть за восемнадцать минут замесить тесто, собраться, дойти пешком с детьми и стадами до Суккота, найти место стоянки, насобирать дрова, разжечь костер и испечь мацу? При этом в тексте Торы не упоминается, что произошло чудо. Откуда вообще взялась эта цифра? Кроме того, часов в те времена не было. И как они определили, заквасилось тесто или они пригодно для мацы? 4) И еще, почему евреи названы здесь «народ», когда в соседней фразе их называют «сыны Израиля»? 5) В Пасхальной Агаде сказано: мы едим мацу в память о том тесте, которое вынесли из Египта и которое не успело закваситься. Но ведь заповедь о маце предшествовала исходу, как сказано (Шмот 12:8): «И пусть съедят мясо (пасхальной жертвы) в ту же самую ночь, жаренным на огне, с мацой и горькой зеленью будут есть его», а также повеление на поколения (там же 15) «семь дней ешьте мацу». Извиняюсь за такой длинный вопрос, просто я совершенно запуталась. Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Кто был предком китайцев — Шем, Хам или Йефет? А индейцев майя?23 октября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, здравствуйте. У меня вопрос, касающийся предыдущей недельной главы. У Ноаха было три сына, прародители всех будущих народов: Хам, Шем и Иефет, а также еще упоминается Шемхазаэль — один из трех ангелов, что до Потопа опустились на землю, чтобы жить на ней подобно людям. Упоминается о трех основных началах возникновения народов: Хам — негроидные расы, Шем — еврейский народ и Иефет. Вопрос: кто из них был предком китайцев (да и японцев), а кто был прародителем народов латинской Америки (индейцев Майя). Когда листаешь историю, может сложиться ощущение, что их Потоп либо не коснулся, либо скорость строительства их древних городов и воспроизведения потомства превосходит все рамки воображения… Олег Читать дальше |
|
Почему имя человек «Адам» связано с происхождением его тела (от адама — земля), а не с его душой?16 октября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес «И создал Господь Б-г человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Берешит 2:7). Если я правильно понимаю имя первого человека Адам (а отсюда и общее название всего человеческого рода) происходит от корня адама — земля, из которой было сотворено его тело. Но тогда возникает вопрос: почему имя человека связано с его телом, а не с душой (той самой, что Творец вдохнул в его ноздри), ведь человек по сути, это душа, а тело — лишь временное материальное одеяние? И еще, как это имя выделяло его среди всех остальных животных, ведь они тоже были созданы из земли, как сказано: «И создал Господь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную» (там же 2:19)? И последний вопрос, красный цвет на иврите «адом» тоже однокоренное с адама — земля, исходя из этого, можем ли мы утверждать, что кожа у Адама была красного цвета. Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Где евреи погружались в микву в пустыне?22 мая 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес В пустыне евреи пили из колодца Мириам, пока она не умерла. А где еврейские женщины погружались в микву, не в этом же колодце? Спасибо. Читать дальше |
|
Всесожжение голубей символизирует приземление фантазий?27 марта 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Вопрос по разделу Ваикра. Правильно ли считать, что всесожжение голубей символизирует приземление фантазий, подчинение их творчеству достижения Цели Творения? Владимир Читать дальше |
|
Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать?23 января 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Меня мучает такой вопрос. Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать, что они собираются уйти только на три дня, чтоб совершить жертвоприношения, а после этого вернуться? Ведь это же ложь, а врать без крайней нужды нам запрещено. Разве нельзя было сразу просить отпустить народ навсегда? Разве фараон после казней не отпустил бы, если бы ему сказали правду? Разве фараон сам не догадался, что евреи хотят уйти насовсем? Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Почему в молитвах не упоминается Йосеф?20 декабря 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Мы знаем, что Давид молился Ашему, чтобы Он позволил добавить его имя к молитве Амида. Ашем ответил Давиду, что не проверял его и поэтому не добавил его имени. Почему Йосеф не заслужил, чтобы его имя говорили во время молитвы, как имя наших праотцов, если он прошел такой тяжелый тест, когда убежал от жены Потифара? Читать дальше |
|
Почему Тора описывает события, произошедшие после ее дарования?4 июня 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. У меня такой вопрос. Как Тора была дана Мойше на горе Синай и описывает события, произошедшие уже после дарования Торы, как то грех золотого тельца, скитания по пустыне и др., то есть получается будущее? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Если отец у девушки из рода Давида, а мать из колена Леви, то девушка — потомок Аарона?31 мая 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Если у девушки отец из колена Давида, а мать из колена Леви, то можно ли говорить, что эта девушка является потомком Аарона, через сыновей Израиля, и верно ли это будет? Спасибо. Читать дальше |
|
Объясните отношение Авраама к его сыновьям от наложниц17 ноября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Уважаемый Раввин! Объясните, пожалуйста, почему Авраам передал знания о нечистых силах своим сыновьям от наложниц и отослал их на восток? Разве любящий отец может пожелать своим детям разрушающие деструктивные знания? Или эти дети ему были безразличны? Ведь эти дети были евреями. И почему Яаков, несмотря на то, что очень любил Йосефа, не отсылал своих остальных сыновей от наложниц, подальше от Йосефа? Спасибо. Читать дальше |
|
Чем дождь-гешем отличается от дождя-матара?8 ноября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Спасибо за Ваш ответ про дождь в качестве метафоры. Меня интересует само слово дождь. Оно встречается в Торе как «матар» (Берешит 2:5), и как «гешем» (там 7:12), в чем разница между этими понятиями. И еще, почему в молитве Шмоне-Эсре во втором благословении упоминается «гешем», а в девятом «матар». Большое спасибо. Читать дальше |
|
По какой причине Всевышний пообещал больше не наводить всемирный потоп?27 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! У меня вопрос по главе Ноах. Выйдя из ковчега по окончании потопа, Ноах построил жертвенник и совершил на нем жертвоприношения Б-гу, в результате чего сказано (Берешит, 8:21): «И воспринял Г-сподь благоухание, и сказал Г-сподь в сердце Своем: Не буду более проклинать землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его (йецер лев а-адамра ми-неурав), и не буду более поражать все живое, как Я сделал». Если я правильно понимаю, тот факт, что уже с раннего детства дурное начало одолевает человека и приманивает его к греху, приводится здесь как смягчающий фактор в виновности человека за свои грехи, и именно в силу этого обстоятельства Всевышний принял решение не наводить потоп повторно. Но если так, непонятно, почему этот же фактор не уберег человечество от первого потопа, ведь то, что дурное начало преобладает в людях, было известно Творцу и ранее. Более того, именно преобладание дурных помыслов представляется самой Торой как основная причина потопа, как сказано (Берешит, 6:5-7): «И увидел Г-сподь, что велико зло человеческое на земле и все побуждение помыслов сердца его лишь худо весь день (ве-холь йецер махшавот либо рак ра коль а-йом). И пожалел Г-сподь о том, что создал человека на земле, и огорчился Он в сердце Своем. И сказал Г-сподь: Сотру человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до ползучего и до птицы небесной; ибо сожалею Я о том, что создал их». Как разрешить такое противоречие? Заранее благодарен, Евгений Читать дальше |
|
Почему Терах, отец Авраама, оставлен иудаизмом в тени?16 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! У меня возникло впечатление, что в иудаизме очень не заслуженно обойдена личность Тераха, отца Авраама. Вот Авраам — это наш праотец, праведник, личность, которую трудно переоценить, а Терах — просто заурядный идолопоклонник. И постоянно мудрецы подчеркивают, что праведность Авраама никак не связана с Терахом, что Авраам до всего дошел сам. В общем-то, если бы Авраам был единственным таким ярким потомком Тераха, то мне это было бы легко принять, но ведь у Тераха было еще два сына и от каждого из них произошли очень незаурядные личности: Аран — младший брат Авраама, был явно незаурядной личностью. Как говорит Мидраш, он вслед за Авраамом признал единого Творца и пошел в печь, для чего нужно действительно иметь сильную веру в единого Творца. Да и дети Арана — Лот, Сара и Милька, были праведными. Может Лот и уступал Аврааму, но по сравнению с другими он был праведен и даже в Сдоме не развратился до общего уровня, и от него произошла Рут, а значит, и Машиах. О праведности Сары, жены Авраама, даже говорить не нужно — это не подлежит сомнению. Милька вышла замуж за Нахора, среднего брата Авраама и Арана, и от них произошли наши праматери Ривка, Рахель, Лея и Билга. Так почему же иудаизм обходит вниманием Тераха, все сыновья которого проявили такой сильный потенциал, ведь это явно свидетельствует о незаурядности их отца? Читать дальше |
|
Расскажите, пожалуйста, о молитве Мусаф28 февраля 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Недавно услышал, что в Субботу к обычным молитвам добавляют еще одну, с чем это связано? И где можно почитать об этой молитве подробнее? Заранее спасибо, Валентин. Читать дальше |
|
Почему когда нет достаточно времени помолиться, первым делом пропускают Шират а-Ям (Песнь на море)?4 января 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Известно, что если опаздываешь на молитву, следует пропустить некоторые отрывки из Псукей де-Зимра (утренних песнопений, предваряющих молитву Шахарит), чтобы успеть помолиться Шмоне-Эсре (основную часть молитвы) в миньяне — вместе с десятью евреями. Сначала пропускают менее важные отрывки, а если уж совсем нет времени, то и более важные. Насколько я выяснял, первым делом пропускают Шират а-Ям (хвалебную Песнь, которую воспели евреи после чудесного перехода через море), т. е. этот отрывок наименее важен из всех остальных. Но как это может быть, если именно Шират а-Ям — это отрывок из Пятикнижия, а все остальные — из Псалмов царя Давида и других мест Танаха, уступающих по своей святости свитку Торы! Более того, сама Песнь на море имеет особую важность, как я читал в разных источниках. Так как же случилось, что именно ее пропускают в первую очередь?! Заранее благодарю за ответ, Даниэль. Читать дальше |
|
Авраам и Лот. «Налево и направо» или «на север и на юг»?4 декабря 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! У меня вопрос по недельной главе Лех Леха. При разлуке Авраама и его племянника Лота, сказано (Берешит, 13:9): «И сказал Аврам Лоту: “Вся страна пред тобою, отделись от меня, если ты налево, я направо, а если ты направо, я налево”.» Вопрос, почему Авраам упоминает «направо и налево», не было бы более уместно говорить о «севере и юге», или «востоке и западе»? Ведь речь идет об отделении, когда каждый из них будет жить обособленно в другой части страны, что реально и произошло. Заранее спасибо, Саша Читать дальше |
|
Для чего Хава подвела под грех своего мужа?28 октября 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Все знают историю о том что Хава и Адам согрешили в Эдемском саду, вкусив запретный плод. Если я не ошибаюсь, согласно одному из комментариев наших мудрецов, ясно что вкусив тот плод, Хава сразу же поняла что согрешила, а Адам в свою очередь, посмотрев на свою жену, понял что произошло, но сознательно нарушил запрет из любви к ней, так как хотел и дальше находиться вместе с Хавой. У меня такой вопрос, почему же Хава зная что поступила неправильно подвела к этому же греху и своего мужа? На первый взгляд мне показалось, что у неё были те же мотивы что и у Адама, но мне интересно какого было её намерение, каков духовный корень этого проступка. Большое спасибо за внимание. С уважением, Лия. Читать дальше |
|
Что нужно знать о Пророках, входящих в Танах?16 мая 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Хотелось бы побольше узнать о книгах Пророков, входящих в состав Танаха. Где можно почитать об этом на русском языке? Заранее благодарю, Владимир Читать дальше |
|
Почему женщина была создана из ребра Адама?8 марта 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Меня интересует такой вопрос. Как можно интерпретировать то, что Б-г создал женщину из ребра Адама, а не как самого Адама? Есть ли в этом какой-то особый скрытый смысл, который раскрывает значение женщины для Б-га? Заранее спасибо. Читать дальше |
|
Почему такое странное название — «хлебы предложения»? Что значит «предложение»?26 февраля 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Скажите, пожалуйста, почему хлебы в скинии называются «хлебы предложения»? Как я понимаю, буквально с Иврита переводится это как «хлеб лица»? Вообще, откуда взялось слово «предложения» в данном вопросе? Тода раба. Оксана Читать дальше |
|
Есть ли связь между 39 работами, запрещенными в Субботу, и 39 палками, положенными грешнику?6 августа 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес В Мишне в трактате Шаббат (7:2) сказано: «Работ (запрещенных в Субботу) — сорок вычесть одну», и затем перечисляется список 39 работ. У меня вопрос: почему не сказано напрямую «тридцать девять работ», зачем выражаться «сорок вычесть одну»? И еще, есть ли какая-то связь между этими 39 работами и 39 палками, которыми наказывался нарушитель закона Торы? В обоих случаях то же число — тридцать девять. Большое спасибо. Читать дальше |
|
Что значит «Печать Всевышнего — Истина»?6 июля 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. Несколько раз приходилось слышать выражение «Печать Всевышнего — Истина». Если можно, поясните, что имеется в виду. Большое спасибо. Читать дальше |
|
Мы карлики на плечах великанов?11 июня 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Мне не до конца понятно соотношение нашего духовного уровня с уровнем предыдущих поколений. С одной стороны, все говорят о йеридат а-дорот — снижении духовного уровня поколений, а с другой — есть известное выражение, что наше поколение подобно карликам, стоящим на плечах у великанов. Как я понимаю, это значит, что хоть сами мы гораздо меньше, но благодаря гигантской работе всех предыдущих поколений мы оказались на их «плечах», т.е. духовно выше их и видим дальше, хотя собственная наша заслуга в этом минимальна. И действительно, слава Б-гу, сегодня мы видим, насколько процветает изучение Торы, помощь бедным и неимущим, поддержка больных и т.п. Читать дальше |
|
Почему назорею нельзя есть виноград? Про вино и крепкие напитки понятно...3 июня 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, объясните, пожалуйста, почему в Числах, в 6 главе говорится о том, что назореи должны воздерживаться от винограда, им нельзя есть ни сырые, ни сушеные виноградные ягоды? Понятно, что пить вино, крепкие напитки нельзя. Но почему сюда попадает виноград? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Почему никто из жителей Бейт Лехема не хотел помогать Наоми и Рут?9 марта 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, у меня вопрос по свитку Рут. Как может быть, что все жители Бейт-Лехема, зная, в каком состоянии вернулась Наоми, что она старая, нищая и одинокая, никто из соседей, знакомых или родственников не зашел к ней помочь или хотя бы угостить чем-то. Это видно из того, что уже назавтра Рут пришла собирать колоски в чужом поле. Даже Боаз (состоятельный родственник, праведник и глава поколения), видя, в каком нищенском состоянии находится его престарелая родственница, не зашел к ней, не взял ее на содержание, а оставил Рут заниматься очень тяжелым физически и морально нищенским трудом. И это описывается как норма… Наверно тогда это и была норма…, но сейчас такого человека заклеймили бы позором за бессердечность… Читать дальше |
|
Как объяснить, что вавилонский миф о потопе точнее мифов других народов?19 февраля 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Я недавно узнала о том, что существует вавилонский миф об Утнапиштиме, в котором описаны события Всемирного потопа, причем не только сюжет, но и многие детали мифа соответствуют тому, что написано о потопе в Торе. Про потоп есть немало мифов и у других народностей, но у них мало общего с Торой. Как это можно понять? Спасибо. Читать дальше |
|
Только учиться и не работать противоречит мишне?!12 февраля 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Правильно ли я понимаю: А) что первую часть мишны из Пиркей Авот 2:2: «Рабан Гамлиель, сын раби Иeуды аНаси, говорит: Хорошо изучение Торы сочетать с ремеслом… а любое изучение Торы, не сочетаемое с трудом, — сходит на нет и влечет за собой грех» следует понимать буквально, по просто, согласно пшату? Б) что начало мишны 4:10 «Раби Меир говорит: Меньше времени уделяй работе ради заработка и изучай Тору…» не следует понимать, как призыв-рекомендацию свети работу к «нулю» и не работать совсем, а следует понимать, как вектор приоритетов? Читать дальше |
|
Есть ли проблема принимать подарки?4 февраля 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Я слышал в нескольких уроках упоминание о том, что некоторые (или многие?) раввины не принимают подарков. Объясните, пожалуйста, подробно причину. Как мне относиться к безвозмездной материальной помощи, которую предлагают не очень близкие люди? Говорит ли Тора или устная традиция о какой-то связанной с этим опасности, зависимости и т.п.? Александр, Брест Читать дальше |
|
Раши признал свой комментарий устаревшим?29 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Недавно я прочла, что Рашбам передал нам от имени Раши следующую фразу: «Если бы у меня было время, я написал бы новый комментарий, потому что пшат обновляется каждый день». Если я правильно понимаю, это означает, что Раши уже через несколько десятков лет после написания считал свой комментарий недостаточно современным, т.е. это, конечно же, Тора и истина, и все же… «пшат обновляется каждый день». И, следовательно, очень желательно, чтобы у нас постоянно был «обновленный» комментарий, современный нашему дню или хотя бы нашему поколению. Так почему же у нас ситуация полностью обратная? Почему самым популярным и актуальным у нашего народа уже на протяжении многих веков считается тот самый комментарий Раши, который сам Раши уже к концу своей жизни считал недостаточным? Вслед за ним по популярности идут комментарии Рамбана, Ибн Эзры и многих других мудрецов, живших, как и Раши, почти тысячу лет назад. И чем ближе к нам по времени авторы толкований, тем их комментарии менее популярны в народе. Труды Мальбима и р. Шимшона Рэфаэля Гирша сейчас являются, пожалуй, наиболее современными из относительно распространенных комментариев, но ведь и этим «современным» комментариям уже более ста лет… Почему же у нас сейчас такое положение? Почему очень мало кто знаком с какими-то современными комментариями современных раввинов, зато все знают комментарии Раши и постоянно ссылаются на его мнение, хотя он как раз призывал к обратному? Это же парадокс! Заранее благодарю. Читать дальше |
|
Жена змея, искусившего Хаву, была тоже наказана?15 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Из Торы мы знаем что, змей был наказан за свой поступок (подстрекательство). Но ведь известно, что все животные были созданы парами. Его жена (пара) тоже была наказана ? Если да, то за что, ведь за личные грехи мужа или жены другая половина не наказывается? С уважением Зеев-Залман. Читать дальше |
|
Мухаммед упомянут в Торе?8 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. В общении с мусульманами мне сказали, что в Торе говорится о пророке Мухаммеде. Ссылаясь на Песнь Песней Царя Шломо. «שיר השירים», פרק «ה» Есть в конце данной части слово «מַחֲמַדִּים». Так вот они утверждают что это говорится о Мухаметдине — Мухамеде. Если вам не сложно, дайте мне объяснение данному стиху. Мне тяжело дословно перевести данный текст. Большое вам спасибо заранее Читать дальше |
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечают на вопросы: в чем секрет успеха Мордехая и Эстер? Ведь неслучайно руководителями еврейского народа, сумевшими предотвратить его уничтожение, были именно они? Чему я могу у них научиться как руководитель?