Только учиться и не работать противоречит Мишне?!1 апреля, отвечает Рав Натан Агрес Правильно ли я понимаю: А) что первую часть мишны из Пиркей Авот 2:2: «Рабан Гамлиель, сын раби Иeуды аНаси, говорит: Хорошо изучение Торы сочетать с ремеслом… а любое изучение Торы, не сочетаемое с трудом, — сходит на нет и влечет за собой грех» следует понимать буквально, по просто, согласно пшату? Б) что начало мишны 4:10 «Раби Меир говорит: Меньше времени уделяй работе ради заработка и изучай Тору…» не следует понимать, как призыв-рекомендацию свети работу к «нулю» и не работать совсем, а следует понимать, как вектор приоритетов? Читать дальше |
|
Почему женщины не участвовали в создании золотого тельца?29 февраля, отвечает Рав Арье Гальчук Почему женщины вообще не участвовали в грехе золотого тельца? N. Читать дальше |
|
Что именно было даровано Моисею на горе Синай?2 февраля, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. У меня созрел такой вопрос. Что именно было даровано Моисею на горе Синай? Только те указания и заповеди, которые представлены в Торе как слова самого Бога, да будет Он восславлен, а остальные главы дописаны как предыстория мудрецами? Или же Моисею была сообщена Тора именно такой, слово в слово, как мы читаем, начиная со слова «В начале» и заканчивая словом «Израиля»? Читать дальше |
|
Почему текст Торы неочевиден и непонятен?22 января, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте! Спасибо большое за вашу работу и ответы на вопросы. Только начинаю внимательно изучать Тору, и возник вот такой вопрос. Буду признателен за пояснение. Почему текст, который от Бога и адресован обычному человеку, и призван этого человека изменить в лучшую сторону, во многих моментах, как минимум — на поверхностном уровне (на уровне буквального текста), — мягко скажем, вызывает столько вопросов и настолько неочевиден и непонятен. Почему в Торе нужны были именно эти конкретные истории, хотя они вызывают столько вопросов? Ведь наличие метафорических смыслов, аллегорических, каббалистических и т.д. могут быть и у историй, которые понятны и на простом уровне. Очень грубо говоря: если Бог хочет, чтобы мы были гостеприимны, зачем такая сложносочиненная неоднозначная история с отдачей Лотом своих дочерей? Как будто бы сама экстремальность этого примера задвигает на второй план смысл (если в этом, например, основной смысл). Буду признателен за пояснения. Тода раба (большое спасибо)! Лев Читать дальше |
|
Устную Тору разрешили записать. Теперь можно изменять Письменную Тору?21 августа 2023 года, отвечает Рав Леви Ицхак Риц Шалом, уважаемые равы. Трудно без вашего участия разобраться в понятиях иудаизма и их значении. Поясните, пожалуйста, для чего Б-г, дав Моше две Торы, в одной запретил что-либо менять, а другую запретил записывать? Теперь же одна Тора освободилась от запрета (Устная), она записана. Что же будет с другой, Письменной? Почему один запрет отменен и кем? Павел Читать дальше |
|
Запись Устной Торы — нарушение запрета?14 августа 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Не является ли запись Устной Торы нарушением завета, ведь она была дана в устном виде неспроста? Читать дальше |
|
Домашние дела должны быть на последнем месте?7 августа 2023 года, отвечает Рав Леви Ицхак Риц Мир вам, уважаемые равы. Читая книгу Мишлей (Притчи), давно озадачен текстом 24:27: «Соверши дела твои вне дома и приготовь их на поле, затем и устрой дом твой». Читается ли этот текст в контексте или это отдельная мудрая мысль Шломо? Как понять эту мудрость? Это ежедневный подход к своим делам или намёк на то, что дела в доме — на последнем месте? Благодарю за ответ. Павел Читать дальше |
|
И все-таки — из-за чего был разрушен Первый Храм?19 июля 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Слышал на уроке, что Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства, кровопролития и прелюбодеяния, а когда-то давно, мне помнится, раввин говорил, что из-за того, что евреи перестали изучать Тору. Можно это как-то прояснить? Читать дальше |
|
Что значит «изучать Тору, чтобы соединиться с Б-гом»?11 июля 2023 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом, уважаемый раввин! В книге «Ликутей Амарим Тания» (глава пятая) написано, что изучать Тору ради её самой означает изучать её для того, чтобы соединиться с Б-гом. Но что значит «соединиться с Б-гом»? Авраам Читать дальше |
|
Яаков привез в Египет акации, чтобы их потом использовали для строительства Переносного Храма?17 марта 2023 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Почему же Яков привез в Египет именно деревья акации для будущего Переносного Храма и для Ковчега Завета? Читать дальше |
|
Зачем было делать шесты Ковчега съемными, если их все равно запрещено вынимать?24 февраля 2023 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Добрый день! В Шмот 25:14-15 сказано: «И вложи шесты в кольца на сторонах ковчега, чтобы носить ковчег на них. В кольцах ковчега будут шесты; не должны они отниматься от него». Зачем было делать шесты съемными, если их все равно запрещено вынимать? Артем Читать дальше |
|
Дороже ли Тора жемчуга, серебра и золота?25 октября 2022 года, отвечает Рав Моше Аксельрод Шалом, уважаемый рав! В книге Мишлей царь Шломо говорит: «Потому что обретение ее (мудрости) лучше, чем обретение серебра, и плоды ее (лучше) чистого золота. Она дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» (Мишлей 3:14, 15). Как понимать слова о том, что мудрость лучше серебра, золота и жемчуга? Буквально или есть какой-то скрытый смысл у таких вещей, как серебро, золото и жемчуг? Святослав Читать дальше |
|
В книге Коэлет (Экклезиаст) есть что-то еретическое?14 октября 2022 года, отвечает Рав Арье Гальчук «Сохранились возражения иудейских богословов Талмуда против включения Книги Екклесиаста в состав Библии (Шаббат, 30 б). О ней прямо говорилось, что она содержит еретические воззрения (Вайикра рабба, 28 а)[7]». Вопрос по цитате из Википедии. Это — правда, что в этой книге Танаха есть что-то еретическое, согласно мудрецам Торы? М. Читать дальше |
|
Наверное, не хватит жизни человеческой, чтобы выучить только комментарии к Талмуду?27 апреля 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Шалом, уважаемый Рав! Прочитал на Вашем сайте статью «Что такое Талмуд?», в конце статьи скопировал несколько строк, это и будет мой вопрос: «Изучение Талмуда обычно включает в себя изучение многих книг, написанных о Талмуде мудрецами всех поколений, начиная с гаонов, ришоним, ахароним (поздних комментаторов — “последних”) и кончая мудрецами наших дней». Уважаемый Рав, за время существования иудаизма, особенно — с началом книгопечатания, было выпущено, наверное, не меньше, чем несколько десятков тысяч прекрасных и мудрых книг! Ведь, наверное, не хватит жизни человеческой, чтобы выучить литературу только по комментариям к Талмуду. А остальная литература? Как же молодые евреи, ученики ешив с этим справляются? И последнее: вот прожил молодой еврей долгую (дай Бог!) жизнь, прочёл и изучил несметное количество духовной иудейской литературы, всю жизнь и учил, и учился и… умер в глубокой старости. И что, все знания пропали? И никогда больше не пригодятся? Или душа будет помнить всё? Спасибо заранее за ответ. Анатолий Читать дальше |
|
Евреям удалось избежать ассимиляции потому, что они сохраняли свой язык, имена и одежду?7 января 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Есть ли что-то ещё кроме языка, имен и одежды, благодаря чему евреям удалось избежать ассимиляции? Моше Читать дальше |
|
Как научиться довольствоваться малым?21 октября 2020 года, отвечает Рав Арье Гальчук Шалом. «Истапкут», как я знаю, — это довольствование малым. И как научиться этому? Это наша личная интеллектуальная работа или подарок и чувство Свыше? Или и то, и другое? Это ведь очень нужное качество, и это один из путей для уверенности в Творце. Заранее большое спасибо. И спасибо огромное за ваш прекрасный и полный информации сайт! Это для меня очень ценно. Читать дальше |
|
Во всем мире — кризис руководства… Иудаизм говорит о том, каким должен быть руководитель?20 июля 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб Недавно прочитал о мировом кризисе руководства. Из-за неразберихи и неопределенности во время коронавируса люди повсеместно перестали доверять своим руководителям, причем не только на государственном уровне, но и на предприятиях, частных фирмах и даже в учебных заведениях. А иудаизм говорит что-то о том, каким должен быть руководитель? Читать дальше |
|
Почему Скрижали Завета были из камня?2 сентября 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Почему Бог даровал Свои основные десять заповедей (на самом деле заповедей 613) именно на каменных скрижалях? Итак, почему же заповеди не были написаны, а были прожжены Богом насквозь? Владимир Читать дальше |
|
Может ли женщина-бизнесмен заплатить за дописывание буквы «ламед» в свитке Торы?29 апреля 2019 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый день, у евреев-бизнесменов (мужчин) принято покупать допись буквы «ламед» в конце свитка Торы. Может ли женщина-бизнесмен тоже это купить? N. Читать дальше |
|
Кто охраняет путь к Дереву Жизни?13 февраля 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом. В Берешит (3:24) сказано, что Ашем поставил керувим охранять путь к Дереву Жизни. Есть ли информация, сколько было этих керувим, и фигурируют ли именно эти где-то далее в Торе? Пинхас Читать дальше |
|
Почему дети Моше не сменили его на посту лидера?5 августа 2018 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом! Почему дети Моше не стали руководителями поколения? Почему лидерство не передаётся по наследству? Элимелех Читать дальше |
|
Слышал, что мудрецы Торы по-разному толковали Тору. Почему?14 июня 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться со следующим вопросом. Часто слышал, что нередко случалось так, что мудрецы Торы по-разному толковали ее части. А почему это происходит? Какого мнения в таких случаях придерживаться? Или в Тору специально были заложены различные варианты толкования, которые все правильные? Заранее благодарен. N. Читать дальше |
|
Учусь у Лайтмана, но ощущаю, что должно быть что-то другое…14 июля 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Здравствуйте! Я обращаюсь к вам с вопросом, очевидно, не новым для вас. Но тем не менее. Я более 8 лет слушаю уроки Михаэля Лайтмана, вхожу в группу, активно участвую в общей жизни, следуя общим советам. Однако постепенно накапливается очень много внутренних противоречий и вопросов, которые требуют понимания и разъяснения. Поэтому решила обратиться к вам и услышать ваше мнение. Свою учебу у Лайтмана я начала с огромной радостью и энтузиазмом, это было действительно огромным открытием и выходом из образовавшегося тупика. Казалось, все стало на свои места, все получило объяснение, мир вновь окрасился радостными красками, но после 6-7 лет учебы, что-то стало меняться. Требования стали превышать возможности. Усложнялось все тем, что мой муж не учился вместе со мной, и я, как могла, старалась уравновесить все стороны и все интересы. Постепенно проблемы стали касаться в той или иной степени всех сторон жизни — и материальной, и семейной, и социальной, начались внутренние сомнения и выяснения. В чем-то эти состояния получали объяснение на уроках под общим названием «борьбы с эгоизмом и со своим злым началом», надо сказать, что борьба становилась очень тяжелой, к тому же жертвами этой борьбы были близкие мне люди, наши взаимоотношения, дом. Вокруг тоже происходило много событий, которые заставляли задуматься. Но оставлять обучение и участие в общей работе по распространению очень сложно, поскольку понимаешь, что окажешься опять один на один с этим миром в его движении, погоне за деньгами, лжи, пустоте, собственно, тем, от чего с радостью ушла к Лайтману. Однако и с продолжением учебы тоже много вопросов: стала меняться содержательная часть уроков, повышается требовательность к постоянному выполнению внешних действий в распространении. Ощущение, что все запутывается и тобой манипулируют. Но, с другой стороны, я не представляю, как смогу вычеркнуть из жизни желание глубже узнавать традиции и законы еврейского народа. Изначально я ощущала, что даже на том, самом начальном уровне, они живут во мне, еще не озвученные — звучат. Я попала в свой потерянный мир. С одной стороны, я очень благодарна Лайтману, что он открыл для меня и таких, как я, эту дорогу, но дальше? Я ощущаю, должно быть что-то другое, а не то, куда он ведет свою группу и как строит общую политику. Много несогласий и внутренней критики, мне стало все меньше и меньше это подходить. Но что же дальше, в чем может быть продолжение? Буду безмерно благодарна, если получу ответ. Спасибо! Т. Читать дальше |
|
Чем отличается скала ЦУР, по которой Моше ударил, от скалы СЭЛА, с которой надо было говорить?27 апреля 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Чем отличается скала ЦУР, по которой ударил Моше, в книге Шмот от скалы СЭЛА, с которой надо было говорить, в книге Бемидбар? Спасибо. С ув., Виктор Читать дальше |
|
Один из принципов Торы — «от общего к частному и от частного к общему». Как это понимать?11 января 2015 года, отвечает Рав Авраам Коэн Один из принципов Торы — от общего к частному или от частного к общему — как это объяснить? В. Читать дальше |
|
Почему Танах «злословит» о праведниках8 декабря 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. Я сейчас в очередной раз учу Танах, прослушивая лекции. В начале обучения каждый рав подчеркивает, что ни в коем случае нельзя понимать буквально все проступки и различные грехи наших великих предков, которые описаны в Танахе в большом количестве. Ведь они находились на очень высоком уровне, и о них в принципе нельзя думать плохо. А о главных героях Танаха так думать и подавно нельзя, и на самом деле они никаких описанных в Танахе грехов не совершали, а было что-то очень отдаленно напоминающее бледную тень от тени указанного проступка, которая обычному еврею и в вину бы вообще не вменялась! Но, к сожалению, часто эти объяснения меня не очень удовлетворяют, оставляют много вопросов и впечатление притянутости «за уши»… А кроме непонятностей по каждому отдельному объяснению остается непонятным главный общий вопрос: если на самом деле все было не так, как написано в Танахе, и никак таких страшных поступков герои не совершали, то зачем Танах поливает грязью невиновных людей, обвиняя их в таких тяжелых грехах? Иудаизм столько уделяет внимания запрету на лашон ара (злословие), а тут оно в большом количестве в самых разнообразных проявлениях? И все это пророчество? И это пророчество учит нас с пониманием относиться к написанному лашон ара? Ну почему нельзя было обойтись более мягкими формами? Почему нельзя было написать, что-то типа того, что пишут комментаторы? В общем, не знаю… у меня на основании написанного в Танахе и многих других исторических источников более поздних периодов, сложилось впечатление, что, видимо, все описанное в Танахе таки правда, и описанные проступки в большинстве своем таки да совершили герои Танаха, НО! От этого они не стали менее праведными и менее великими. Просто для своих поколений они действительно были великими праведниками и сильно выделялись на фоне общего уровня народа. Те поколения были великими и делали огромные шаги. Мы сегодня по сравнению с ними лилипуты и продвигаемся буквально на миллиметры. Но благодаря работе всех предыдущих поколений, сегодня мы находимся на гораздо более высоком уровне, и мудрецы побоялись, что с нашего уровня мы не разглядим величия героев Танаха и отнесемся к ним с пренебрежением, читая об их поступках, многие из которых для нас сегодняшних выглядят очень неприглядно. И поэтому мудрецы пытались создать у нас впечатление, что все написанное в Танахе нужно понимать не так, как написано, а совсем иначе… Скажите, пожалуйста, соответствует ли мое впечатление иудаизму (хотя бы мнению кого-то из раввинов) или оно полностью неверное, и имеется совершенно другое объяснение? Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Для кого предназначены все тонкости алахи?13 ноября 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте уважаемые раввины. Я вдруг задумалась над тем, как тяжело постоянно помнить о всех деталях соблюдения различных мицвот. Ведь деталей очень и очень много, и проучить их один раз совершенно недостаточно. Нужно постоянно ежедневно штудировать Шулхан Арух и другие книги по алахе, чтоб обновлять в памяти все детали. Я даже слышала утверждение (не знаю, насколько это так), что если человек каждый день не учит алаху, то он обязательно что-то забудет и нарушит. (кажется, это касалось законов субботы). А вот сегодня мне пришло в голову, что на протяжении всей нашей истории постоянно учили Тору лишь немногие, максимум 5-10% нашего народа посвящали жизнь изучению Торы, остальные если и учили что-то, то крайне нерегулярно. Большая часть народа целыми днями тяжело работали и максимум один-два раза в неделю посещали урок раввина. На большее у них не было ни сил, ни времени, ни денег. Большая часть народа всегда была относительно неграмотной, а мицвот исполняли так, как научились от своих родителей, а те получили знания от своих родителей и т. д. Соответственно, ни о каком ежедневном изучении алахи речи не шло, и множество деталей, описанных в книгах по алахе, большей частью народа не соблюдались. У меня возник вопрос: так для кого прописывались все эти детали в огромных количествах, если народ не был в состоянии их знать и соблюдать? Получается, что большая их часть относилась только к талмидей хахамим, поскольку только они и занимались их скрупулезным изучением? И именно их имели в виду рабаним, когда писали, что что-то запрещено по подобию другого запрета, чтоб случайно по незнанию не нарушить главный запрет? Получается, что рабаним, устанавливая алаху, знали, что в таком виде ее будет соблюдать лишь небольшая часть талмидей хахамим. Почему же ориентация всегда была именно на них? Почему алаху не привели в такой вид, в котором она была доступной для большей части нашего народа? … Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа?22 апреля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав! Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа? Ведь были не менее достойные кандидатуры: Пинхас, Отниэль, которые, по некоторым мнениям, превосходили Йеошуа в учености и знании Торы. С уважением, Н. Читать дальше |
|
Мне приснилось несколько похожих снов. Что они могут значить?31 июля 2013 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом! Мне приснилось несколько похожих снов. В одном из них — я в нашей синагоге, вижу там своих знакомых, тех, кто учил меня молиться. После этого приснилось еще два сна. В одном из них — я сопровождаю нашего раввина в разные старые разрушенные дома и вместе мы ищем следы от мезуз на косяках. А во втором — я стою напротив него, очень хочу что-то спросить, но так и не спрашиваю. Что могут значить эти сны? Р. Читать дальше |
|
Как отличить шарлатанов от каббалистов?2 декабря 2012 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Стоит ли начать заниматься Каббалой? Сейчас много шарлатанов её преподают. Как различить настоящих от фальшивых? Читать дальше |
|
Агарь и Кетура — одно лицо?26 ноября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте уважаемые раввины! Вопрос по главе «Хаей Сара». Определенно не ясно, являются ли служанка Сары Агарь и Кетура одним лицом? Тора не сообщает ни слова о том, что Агарь было дано новое имя «Кетура», и не говорит нам, что это один и тот же человек. Однако комментарии Раши отождествляют Агарь с Кетурой. Немного исследовав данный вопрос, прибег к книге Иосифа Флавия «Иудейские древности», где не нашел ни намёка на то, что Агарь и Кетура — одно лицо. Более того, на «Толдот» наткнулся на статью раввина Александра Красильщикова под названием «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции 5. Выбор Лота», где Рав приводит следующие слова: «В общей сложности Аврам имел трёх жён. Каждая из них принадлежала к одному из родов Ноаха. Сарай происходила от Шема, Кетура — из семьи Яфета, а Агарь принадлежала к потомкам Хама». Становится очевидным, что мнения ученых евреев по этому поводу разнятся. В свою очередь, хочу заметить, что Тора очень бережно преподносит события, связанные с Авраамом и людьми, которые связаны с ним. Эти события нам повествуют о становлении целых народов и их предназначении в будущем. Именно поэтому в Торе скрупулезно приведены все имена жен, наложниц и их детей. Именно Тора сообщает нам о том, в какую сторону ушли Агарь с Ишмаэлем и в какую — Кетура и её 6 сыновей. Тора оберегает нас на все века, чтоб мы не заблуждались, и достаточно понятно и верно преподносит нам те события, которые были в прошлом. Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари (праматери целого арабского народа), не войти в описание Торы, давая нам (потомкам) двоякое понимание о происхождении целых народов Европы, Ближнего и Дальнего востока?!! Y. Читать дальше |
|
10 лет провёл у Лайтмана и только сейчас понял...12 ноября 2012 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Шалом! Мне сейчас 40 лет, из них я 10 лет провёл в Бней Барух у Лайтмана. Отдал им все свои силы. И только сейчас понял, что растратил все эти годы впустую. Меня это никуда не привело, ощущение, что просто был обманут… Если бы не интересная работа, я доктор наук, не знаю, что бы со мной произошло. Какая-то пустота преследует меня. Что теперь делать? Как предупредить других людей об этом? Л. Читать дальше |
|
Чем отличился Иавис?17 февраля 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Расскажите, пожалуйста, о Иависе (Хроники I 4^10). Чем он отличился? Ничего особенного в его молитве нет. Но в Писании ничего не бывает случайного. Какой урок надо вынести из этой истории? Спасибо. Двора Читать дальше |
|
Достаточно ли учить Тору по аудиолекциям?9 июня 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, уважаемые раввины. У меня вопрос следующий: у меня нет возможности посещать общину, поэтому Тору изучаю только по аудиолекциям из этого ресурса. Является ли это достаточным для изучения Писания, или ещё нужно читать Тору и пытаться разобраться самому? Заранее благодарю за ответ. В. Читать дальше |
|
Что делать еврею, который не может преуспеть в изучении Торы?1 марта 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом! Какой запах слышали когены, левиты и исраэлиты в Храме? Что значит написанное в РаШИ, что минхат они плохо пахло? От какого запаха женщины не выкидывали чудесным образом (Пиркей авот 5 гл.)? Запах воскурений золотого жертвенника как далеко распространялся? Тода раба! Р. Читать дальше |
|
Дерево — источник знания?19 сентября 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте. В Торе написано «от дерева познания добра и зла не ешь». Что за источник познания добра и зла? В изучении Торы, мое мнение, познается добро и зло. Как быть? Ильдус Читать дальше |
|
Тора и неевреи.28 августа 2008 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемые Раввины! Большое спасибо Раву Овадье Климовскому за глубокий ответ на вопрос "Учат ли атеисты Тору?". Меня этот вопрос очень занимает также в отношении неевреев, "сынов Ноаха". Насколько я помню есть мнение, что они не должны учить Тору. Что за это их, и тех, кто их "учит" (что означает учить?) ждет гибель. И действительно, я встречала, например, неожиданно очень странные вспышки ненависти, не знаю к чему, у вполне "нормальных" неевреев (нерелигиозных христиан), которые когда-то из интереса и даже с уважением читали Библию. Поэтому я боюсь этих тем, хотя и понимаю, как это важно. У людей, которых я знаю, нет намерения насмехаться. Они ищут знаний и товарищей. У нас курсы немецкого языка. Но поскольку большинство еврейское, хотя и очень мало знающее об этом, наш дух проглядывает тут и там. Само по себе это и интересно и благотворно. Но я очень боюсь нарушить заповедь. Когда группа была только еврейская, мы с удовольствием читали и смотрели учебные материалы к Пейсах. Сейчас у нас в группе есть "генетические русские и немцы". Правильно ли в этой ситуации использовать на занятиях переводы Торы? (В общем-то, на мой взгляд, очень любимые всеми.) Нет ли в этом нарушения заповеди? Всего наилучшего. Простите за длинный вопрос. С уважением, Ирина Читать дальше |
|
Нет ли противоречия в словах мудрецов?15 мая 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин По ссылке: /rus/articles/art/3668 . Это ответ р. Куклина. Там говорится, что говорят мудрецы: когда человек после смерти попадает на небесный суд, его, прежде всего, спрашивают, выделял ли он себе постоянное время для изучения Торы. А пятьсот раз слышал, что первый вопрос, вел ли человек свои дела честно... Ну и как это все между собой вяжется? Нет ли противоречия? Откуда человек может вообще знать, что первым делом у него спросит Вс-вышний, который, кстати, и так все знает? Александр Читать дальше |
|
Как приобрести стремление к учебе?8 февраля 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Как приобрести стремление к учебе? Я постоянно слышу, что это самое главное, а без желания учеба — не учеба. Заранее спасибо. Читать дальше |
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Увидеть в чудесах — чудеса?
Рав Яков Шуб
Какие чувства правильно испытывать, узнав о ликвидации группы террористов, готовивших теракты на территории Израиля? Что об этом говорит царь Шломо? А Шмуэль а-Катан? Можно ли благодарить Всевышнего за падение наших врагов?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Большинство осталось там?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Рав Реувен Куклин
Хочу знать и ваш вариант ответа...
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Яков Гельфман
Почему народ попросил, чтобы Б-г передал заповеди через Моше?