Гер не обязан приносить Пасхальную жертву?3 апреля 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Объясните, пожалуйста, как понять Бемидбар 9.14? В переводе Ф. Гурфинкель это звучит как: «И если проживать будет с вами жилец и (пожелает) содеять пэсах Господу, по закону о пэсах и по его суду, такое содеет. Закон один будет для вас, и для жильца, и для исконного земли». Что означает «(пожелает) содеять», это необязательное для гера постановление? Или имеется в виду свобода выбора при исполнении «захочет — исполнит, не захочет — не исполнит»? И что такое «…и по его суду,…»? Чьему суду, гера? Заранее благодарен. Андрей Читать дальше |
|
Отчего еврейский народ в пустыне был так «слеп»?19 марта 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Дорогой раввин, помогите пожалуйста понять, отчего еврейский народ в пустыне, ведомый Самим Господом через Моше, был так «слеп»? После всех чудес, которые сотворил Господь своей сильной рукой в Египте, при выходе оттуда, а потом в пустыне, народ продолжает сомневаться, обвиняя Моше, а потом вообще просят Агарона, чтобы сделал им бога, который пойдет перед ними. Было ли дело в обычной человеческой глупости, либо зной и голод уморили их до такого состояния? Помогите понять настроение современников тех дней. Большое спасибо, Р. Читать дальше |
|
Почему многих пугает новое?19 февраля 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Скажите, пожалуйста, как уменьшить стресс по поводу неизвестного? И почему людям свойственно делать покупки в одних и тех же магазинах, общаться с одними и теми же друзьями, пробовать и готовить привычные и известные нам блюда? Почему многих пугает что-то новое? Владимир Читать дальше |
|
Помогла неприятному человеку, но не от чистого сердца и без радости...1 февраля 2018 года, отвечает Рав Яков Шуб Сестра моей хорошей подруги не переносит меня, мне кажется, просто за то, что я стараюсь соблюдать заповеди. Но недавно она попала не в очень хорошую ситуацию — ей негде было жить, и она попросила меня приютить ее. Я не могла отказать, но сейчас меня мучает совесть: я не из чистого сердца и с радостью помогла ей. Я помогла, чтобы сказать самой себе: я не такая, как они, я выше их, я не буду злой только потому, что они злые люди. Стоило ли вообще помогать человеку, если это «скрепя сердце» и если это в угоду моему высокомерию и тщеславию? Я почувствовала себя лучше них, и мне кажется, что это не правильное чувство. Адаса Читать дальше |
|
Евреи вышли из Египта вооруженными. Откуда оружие у вчерашних рабов?26 января 2018 года, отвечает Рав Моше Абрамович Добрый день! В недельной главе Бешалах 13:18 сказано, что сыны Израиля вышли вооруженными из страны Египетской. РАШИ разъясняет: חמושים означает именно «вооруженными», «подпоясанными оружием». В связи с этим возникает вопрос — ведь евреи находились в Египте на положении рабов, а рабы, как правило, не имеют право носить оружия. Т.е. получается, что евреи обрели оружие непосредственно перед Исходом? Или они получили оружие каким-то другим способом? Заранее благодарю за ответ! И. Читать дальше |
|
Почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков?25 января 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. У меня такой вопрос: почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков? Буду рада получить ответ. Спасибо, Оля Читать дальше |
|
Нужно ли носить кипу в бассейне или когда спишь?23 января 2018 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте, дорогие раввины. У меня вопрос. Как правильно носить кипу? Как быть в бассейне, в бане, купаясь в водоеме? Нужно ли по закону в ней спать? Л. Читать дальше |
|
Все пророчества нужно понимать буквально или как аллегорию?10 января 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, ув. рав. У меня вопрос по поводу понимания пророчеств. С одной стороны, я слышала от знакомого хареди, что все пророчества нужно понимать буквально и именно в буквальном смысле они обязаны осуществиться, а понимание их только как аллегорий — это кфира (неверие). С другой стороны, я читала у Рамбама, что все пророчества о чудесах эпохи Геулы следует понимать только как аллегорию. Помогите разобраться, пожалуйста, так возможно ли, что слова пророков — это только аллегория, не подразумевающая буквально воплощение чудес, или обязательно должно быть буквальное воплощение пророчеств, а Рамбама нужно понимать как-то иначе? Заранее благодарю. N. Читать дальше |
|
Куда делись десять колен Израиля?1 января 2018 года, отвечает Рав Мендель Агранович Шолом Алейхем, господа раввины! У меня возник вопрос по поводу колен Исраэля. А конкретно: куда они делись? Не могли бы Вы мне дать ссылки, где я могу найти информацию в ТаНаХе о них, у каких пророков или в других источниках? Информация нужна мне, чтобы рассказать историю о коленах детям (а точнее, провести занятия). Хотелось бы сделать это как можно лучше. Спасибо за внимание. А. Читать дальше |
|
Подскажите, пожалуйста, что такое «эрев рав»?1 января 2018 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Подскажите, пожалуйста, что такое «эрев рав»? N. Читать дальше |
|
Как можно назвать внебрачные отношения Рувима с Валлой — изнасилованием? Прелюбодеянием?28 ноября 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Раввин. Как этот момент можно назвать? Изнасилование? Прелюбодеяние? Внебрачные отношения Рувима (Реувена) с Валлой (Билхой) в этом месте были по обоюдному согласию из-за того, что эта женщина испытывала острую нехватку сексуальных отношений? Или это было желание досадить Отцу Иакову?! Тора, 1-я Книга 35: 22: Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль. N. Читать дальше |
|
Объясните отношение Авраама к его сыновьям от наложниц17 ноября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Уважаемый Раввин! Объясните, пожалуйста, почему Авраам передал знания о нечистых силах своим сыновьям от наложниц и отослал их на восток? Разве любящий отец может пожелать своим детям разрушающие деструктивные знания? Или эти дети ему были безразличны? Ведь эти дети были евреями. И почему Яаков, несмотря на то, что очень любил Йосефа, не отсылал своих остальных сыновей от наложниц, подальше от Йосефа? Спасибо. Читать дальше |
|
Чем дождь-гешем отличается от дождя-матара?8 ноября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Спасибо за Ваш ответ про дождь в качестве метафоры. Меня интересует само слово дождь. Оно встречается в Торе как «матар» (Берешит 2:5), и как «гешем» (там 7:12), в чем разница между этими понятиями. И еще, почему в молитве Шмоне-Эсре во втором благословении упоминается «гешем», а в девятом «матар». Большое спасибо. Читать дальше |
|
В чем различие между самыми известными комментариями к Торе?2 ноября 2017 года, отвечает Рав Моше Сытин Здравствуйте! Подскажите, в чем различие между самыми известными комментариями к Торе? Например, говорят, что РаШи сильно мистифицирует простые вещи. Чьи комментарии Вы бы посоветовали начать читать? Большое, спасибо! Читать дальше |
|
По какой причине Всевышний пообещал больше не наводить всемирный потоп?27 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! У меня вопрос по главе Ноах. Выйдя из ковчега по окончании потопа, Ноах построил жертвенник и совершил на нем жертвоприношения Б-гу, в результате чего сказано (Берешит, 8:21): «И воспринял Г-сподь благоухание, и сказал Г-сподь в сердце Своем: Не буду более проклинать землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его (йецер лев а-адамра ми-неурав), и не буду более поражать все живое, как Я сделал». Если я правильно понимаю, тот факт, что уже с раннего детства дурное начало одолевает человека и приманивает его к греху, приводится здесь как смягчающий фактор в виновности человека за свои грехи, и именно в силу этого обстоятельства Всевышний принял решение не наводить потоп повторно. Но если так, непонятно, почему этот же фактор не уберег человечество от первого потопа, ведь то, что дурное начало преобладает в людях, было известно Творцу и ранее. Более того, именно преобладание дурных помыслов представляется самой Торой как основная причина потопа, как сказано (Берешит, 6:5-7): «И увидел Г-сподь, что велико зло человеческое на земле и все побуждение помыслов сердца его лишь худо весь день (ве-холь йецер махшавот либо рак ра коль а-йом). И пожалел Г-сподь о том, что создал человека на земле, и огорчился Он в сердце Своем. И сказал Г-сподь: Сотру человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до ползучего и до птицы небесной; ибо сожалею Я о том, что создал их». Как разрешить такое противоречие? Заранее благодарен, Евгений Читать дальше |
|
Почему Б-гу надо было продиктовать Тору Моше?25 октября 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Последние 15 стихов Торы описывают смерть Моше. Талмуд (Бава Батра 15а) обсуждает, кто их написал: Йеошуа или сам Моше слезами. Но почему Сам Б-г не мог их написать? Почему вообще Б-гу надо было продиктовать всю Тору Моше? Ведь Он мог написать ее целиком и отдать Моше в готовом виде! Читать дальше |
|
Что за Каинова печать? Упоминается ли она в иудаизме, каково ее значение?17 октября 2017 года, отвечает Рав Арье Гальчук Приветствую. Возник вопрос о Каине и Эвеле. В разных источниках упоминается о метке (печати) Каина, которой Б-г отметил его. В иудаизме — описана ли эта печать и есть ли упоминания о ней и значение? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему Терах, отец Авраама, оставлен иудаизмом в тени?16 октября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! У меня возникло впечатление, что в иудаизме очень не заслуженно обойдена личность Тераха, отца Авраама. Вот Авраам — это наш праотец, праведник, личность, которую трудно переоценить, а Терах — просто заурядный идолопоклонник. И постоянно мудрецы подчеркивают, что праведность Авраама никак не связана с Терахом, что Авраам до всего дошел сам. В общем-то, если бы Авраам был единственным таким ярким потомком Тераха, то мне это было бы легко принять, но ведь у Тераха было еще два сына и от каждого из них произошли очень незаурядные личности: Аран — младший брат Авраама, был явно незаурядной личностью. Как говорит Мидраш, он вслед за Авраамом признал единого Творца и пошел в печь, для чего нужно действительно иметь сильную веру в единого Творца. Да и дети Арана — Лот, Сара и Милька, были праведными. Может Лот и уступал Аврааму, но по сравнению с другими он был праведен и даже в Сдоме не развратился до общего уровня, и от него произошла Рут, а значит, и Машиах. О праведности Сары, жены Авраама, даже говорить не нужно — это не подлежит сомнению. Милька вышла замуж за Нахора, среднего брата Авраама и Арана, и от них произошли наши праматери Ривка, Рахель, Лея и Билга. Так почему же иудаизм обходит вниманием Тераха, все сыновья которого проявили такой сильный потенциал, ведь это явно свидетельствует о незаурядности их отца? Читать дальше |
|
Зачем в пустыне нужна была лопатка для закапывания испражнений? Ведь ман усваивался полностью!31 августа 2017 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Здравствуйте, уважаемые раввины. Скажите, зачем нужна была лопатка евреям в пустыне? (О ней говорится в главе «Ки теце», Дварим 23:14, — что она нужна для засыпания испражнений). Ведь евреи того поколения питались маном (манной), который полностью усваивался? Юлия Читать дальше |
|
Запрещено употреблять в пищу части тела ещё живого животного. Кому и зачем это нужно делать?16 августа 2017 года, отвечает Рав Менахем Эпель Уважаемый раввин! Одна из заповедей для Бней Ноах запрещает употреблять в пищу части тела ещё живого животного. Звучит это, мягко говоря, довольно странно. Прошу Вас объяснить суть заповеди и, по возможности, со ссылкой на первоисточник. Спасибо. Читать дальше |
|
О каком «новом законе» говорит пророк Ирмия?15 августа 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Объясните, пожалуйста, о каком новом законе говорит Йирмейа (31). Тода. Д. Читать дальше |
|
Еврейский народ называется «гой»?11 августа 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский У меня вопрос. Почему Ашем говорит Моше: «сделаю тебя великим народом», используя слово «лэ-гой»? Но, говоря о еврейском народе до и после этого стиха, Ашем и Моше используют слово «ам». Такое же слово используется в обещании Араму сделать его «гой гадоль». И второе: если в этих Его обещаниях, обращенных к Авраму и Моше, используется именно слово «гой», то почему в утренних молитвах мы благодарим Его за то, что Он не создал нас «гоим»? Спасибо за ответ. Алекс Читать дальше |
|
Б-гу действительно не все равно, включаю я в субботу свет или нет?6 июля 2017 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, я понимаю, что есть Бог и что Его надо слушаться, но мне непонятно, действительно ли Богу не все равно, включаю я в Субботу свет или нет? Неужели все эти законы — это только способ найти повод держать человека в страхе и наказывать его? Читать дальше |
|
Как евреи в пустыне могли поспешно уйти от горы Синай?4 июля 2017 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом. У меня такой вопрос. Если евреи в пустыне двигались, только когда двигалось облако, то как они могли поспешно уйти от горы Синай? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Почему Б-г не разрешил Моше войти в Землю Израиля?30 июня 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Б-г не разрешил Моше вместе с евреями войти в Израиль после выхода из Египта? Наум Читать дальше |
|
Слышал, что мудрецы Торы по-разному толковали Тору. Почему?14 июня 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться со следующим вопросом. Часто слышал, что нередко случалось так, что мудрецы Торы по-разному толковали ее части. А почему это происходит? Какого мнения в таких случаях придерживаться? Или в Тору специально были заложены различные варианты толкования, которые все правильные? Заранее благодарен. N. Читать дальше |
|
Как правильно распределить цдаку?11 мая 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав, добрый день! Если позволите, хотел бы задать Вам несколько вопросов о цдаке. Слава Б-гу, у меня есть возможность выделять (бли нэдэр — «без обета») в месяц небольшой бюджет на цдаку. И мне удобнее всего давать цдаку онлайн через сайт toldot.ru. Как лучше распределять выделенные для цдаки средства: давать каждый день небольшие суммы или давать раз или два в месяц, но сумму побольше? Давать ли небольшие суммы разным людям или использовать всю выделенную сумму на помощь кому-то одному? И еще вопрос. Среди моих знакомых есть люди, которые с радостью давали бы цдаку, но они не владеют компьютером и онлайн-платежами, а в синагогу ходят нечасто (по разным причинам). Будет ли правильно, если я предложу им передавать свои пожертвования мне, с тем чтобы я передавал их онлайн? Будет ли это их мицвой (заповедью, выполненной ими)? Не повредит ли это как-то моей мицве? Прошу простить за многословие, но вопрос весьма деликатный, и не хотелось бы осквернить радость цдаки. С уважением, П.Ш. Читать дальше |
|
Кто такие «иврим»? И откуда египтяне знали о них?26 апреля 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Добрый день! Читая Тору, никак не могу понять. Слово «иврим» встречается впервые во время истории с Йосефом, когда тот говорит, что «я из страны Иврим». При этом позже, когда египтяне накрывают стол для братьев Йосефа «отдельно», то снова звучит слово «иврим» и то, что для египтян мерзость — есть с ними за одним столом. Вот я и не пойму… если иврим — это жители Ханаана, то возникает вопрос: в книге Шмот Б-г посылает Моше и Аарона со словами «так сказал Б-г, Б-г а-Иврим…» Если же слово «иврим» обозначает 70 человек, которые впоследствии спустились в Египет, то тогда это тоже странно… их же мало, и вряд ли о них были так наслышаны египтяне. С уважением, Евгений Читать дальше |
|
Если бы евреи не создали золотого тельца, не надо было бы выкупать первенцев?23 апреля 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. У меня с моим другом и товарищем по колелю возник спор на тему выкупа первенцев. Написано в седьмой части недельной главы Бо в стихе 13: «…и всякого первенца-человека из твоих сыновей выкупи». В моем понимании это значит, что, даже если бы греха первенцев (когда они участвовали в создании золотого тельца) не было, то первенцы все равно должны были бы выкупать себя, правда, я не представляю, у кого. Мой друг считает, что, если бы не было греха с тельцом, то не было бы коэнов как первосвященников, соответственно, не надо было бы первенцев выкупать, да и выкупаться, собственно, не у кого. Помогите, пожалуйста, с ответом. Заранее благодарен. Михаэль Читать дальше |
|
Есть ли в иудаизме понятие «ненависть к себе»?29 марта 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Подскажите, пожалуйста, есть ли в иудаизме понятие «ненависть к себе» (как невротическое расстройство в психологии)? Какой это грех? Какое может быть исправление? Спасибо. Екатерина Читать дальше |
|
Почему в 145-ой главе Тэилим, где первые буквы каждого стиха образуют алфавит, пропущена буква?21 марта 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Почему в молитве Ашрей («Счастливы пребывающие в доме Твоем…»; основная часть молитвы — 145-ая глава Тэилим, где первые буквы каждого стиха образуют алфавит — прим. ред.) нет стиха, начинающегося на букву «нун»? Читать дальше |
|
Великий мудрец Талмуда убийца?9 марта 2017 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом Аллейхем! Где-то в Талмуде я читал, что на Пурим р. Зейра и Раба сильно напились, и один зарезал другого. Затем сделал тшуву и оживил его. Как это возможно? И как это вообще понимать? М. Читать дальше |
|
Какой шуткой об Эстер раби Акива хотел разбудить задремавших учеников?8 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, а что кроется на самом деле за шуткой Раби Акивы, которой он хотел пробудить дремавших учеников, насчет 127 стран? С уважением, А. Читать дальше |
|
Расскажите, пожалуйста, о молитве Мусаф28 февраля 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Недавно услышал, что в Субботу к обычным молитвам добавляют еще одну, с чем это связано? И где можно почитать об этой молитве подробнее? Заранее спасибо, Валентин. Читать дальше |
|
Как Эстер попала в дом царя — добровольно или нет?27 февраля 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Как Эстер попала в дом царя — добровольно или нет? М. Читать дальше |
|
Зачем Ицхак сказал, что Ривка — его сестра, если Б-г обещал быть с ним?21 февраля 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. У меня такой вопрос. Зачем Ицхак сказал, что Ривка — его сестра, если перед этим Б-г ему сказал: «Я буду с тобой, и благословлю Я тебя»? Почему он не понадеялся на Б-га? Заранее спасибо за ответ. Моше Читать дальше |
|
Почему евреев не радовал вкус мана?9 февраля 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом Аллейхем! Скажите, почему евреи однажды стали недовольны маном? Роптали на Моше, что им опротивела эта еда и качество её уже не то? Почему её качество снизилось? Михаэль Читать дальше |
|
Почему Соломон имел так много жен и наложниц? Неумеренные проявления похоти плоти?8 февраля 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Почему Соломон имел так много жён и наложниц? Что это, неумеренные проявления похоти плоти (ведь он лишил этих девушек радости настоящей семейной жизни и любви) или??? Сергей Читать дальше |
|
Если бы не грехопадение, Адам вкусил бы от Древа жизни? Но ведь он и так был бессмертным!6 февраля 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться со следующими вопросами. 1. Всевышний создал в Эденском (Райском) саду Древо жизни и Древо познания добра и зла и запретил Адаму вкушать плод с Древа познания. Если бы Адам не вкусил плода, должен ли он был вкусить от Древа жизни? Насколько я понял, вкушение от Древа жизни сделало бы Адама бессмертным. Но ведь если бы он не вкусил от Древа познания, то и так был бы бессмертен? 2. Я читал, что если бы Адам не согрешил, то мировая история закончилась бы с наступлением субботы и цель Творения была бы достигнута. Но ведь, с другой стороны, Б-г повелел Адаму и Хаве плодиться и размножаться. Значит, и другие души должны были пройти через этот мир, чтобы заслужить жизнь в Будущем мире. Но если бы не грех и цель Творения была достигнута, как тогда остальные души успели бы заслужить Будущий мир? И зачем их существование? Д. Читать дальше |
|
Как Моше с одного места мог увидеть всю Землю Израиля?22 января 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом. У меня такой вопрос. В главе Лех Леха Б-г говорит Аврааму: «14. Подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты, на север и на юг, на восток и на запад; 15. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее и твоему потомству навеки» (Берешит 13). После чего, как мы читаем дальше, Авраам исходил землю вдоль и поперек. А когда евреи подошли к земле Кнаан после 40 лет хождения по пустыне, Б-г сказал Моше почти то же самое, взойти на гору и посмотреть на всю землю. И у меня такой вопрос. Как Моше с одного места мог увидишь всю землю Израиля, и почему Аврааму нужно было исходить всю землю, почему недостаточно было просто посмотреть? Или, когда он смотрел, он не видел ее всю так, как видел ее Моше? Заранее спасибо за ответ. А. Читать дальше |