Каф а-Кела — это место для души, которой еще надо заслужить ад?11 февраля, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте, дорогой раввин, у меня несколько сложный вопрос. Я слышал, что Кафакела — это место для души, которая не заслуживает Гехинома (ада), и она приходит туда, пока не заслужит Гехином. Верно? Еще я слышал, что Кафакела состоит из сотен тысяч уровней с тысячами комнат на каждом уровне и там ангелы наказывают душу. И швыряние души — лишь одно из наказаний. Верно? Заранее спасибо. С уважением, Давид Читать дальше |
|
Возможно такое, что в аду будет лучше, чем в жизни?10 июля 2023 года, отвечает Рав Моше Аксельрод Шалом, уважаемый раввин! Может ли быть такое, что в Геиноме (аду) будет лучше, чем в жизни? Например, если человек тяжело болен психически или физически и всю жизнь страдает. Кто вообще попадает в Геином? Авраам Читать дальше |
|
Правда ли, что на Небесном Суде судьбу души решает и Сатан?21 июня 2022 года, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом. Правда ли, что на Небесном Суде судьбу души решает и Сатан? Из кого вообще состоит этот Небесный Суд? Лев Читать дальше |
|
Если Б-г дал каждому характер, соответствующий его предназначению, то характер менять не нужно?16 мая 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые раввины! Прочла тут на Толдоте статью, и немного непонятно мне следующее: как пишет один из ваших раввинов, Творец наделил каждого человека соответствующей душой, благодаря которой у него и складывается характер, подходящий для его роли. Таким образом, душа и характер — это инструменты, данные человеку для исполнения своего предназначения. Теперь скажите, пожалуйста: тогда менять характер человеку не нужно? Если Творец заложил всем тот, который нужно для чего-то, то зачем с этим бороться? Брат мой — с тяжёлым характером, и я пытаюсь смягчить его всячески, а сейчас я подумала: а зачем? Наверно, характер должен быть у него такой для чего-то... Проясните, пожалуйста, немного, а то я запуталась... Много Вам здоровья! N. Читать дальше |
|
Говорят, мы можем что-то сделать для умерших близких…28 апреля 2022 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Говорят, что для умерших близких можно что-то сделать, как-то помочь. Что имеется в виду, и как это понять? N. Читать дальше |
|
Для кого и для чего мы молимся?28 декабря 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Здравствуйте, Рав! К предыдущему вопросу — «Если мне не положено богатство, Всевышний может всё равно его послать — на совершение добрых дел?» Хотелось бы прояснить у вас. Все раввины говорят: суть молитвы в том, чтобы Всевышний захотел то, что ты просишь. И единственный вариант — искренне просить что-либо не для себя, просить для Всевышнего, а точнее для выполнения Его воли (мицвот — заповедей). Я сейчас говорю о тех случаях, когда действительно человек просит ради того, чтобы выполнить волю Всевышнего. Я не говорю о тех ситуациях, когда человек как бы подкупает Всевышнего. И тут я уже сам предполагаю, что, если Всевышний захочет что-либо, Он и поправку в своём Б-жественном плане сделает. Это так работает? И у евреев есть заповедь молиться. Тогда понятно, почему они это делают. У неевреев нет прямой заповеди, но написано, что Всевышний ждёт и молитвы неевреев. Понятное дело, что не просто так Он их ждёт. Поскольку награды за молитву у нееврея нет, значит, есть какой-то другой смысл в этом. Понятно, что Всевышний не будет ждать чего-то просто так. По факту, человек просто должен молиться. Потому что написано: зачем человек просит много здоровья, если он и так здоровый как бык? Человек просит для того, чтобы не потерять. И опять же, если человек будет просить для себя, вряд ли Всевышний захочет этого. В своём ответе вы написали следующее: «Мы не можем “подкупить” Творца, сказав: “Дай мне богатство, чтобы я мог воспользоваться им для добрых дел!” Оно придёт к нам в руки, только если это будет соответствовать планам Творца». Вы имели в виду человека, который просил для себя, для семьи, родственников, добрых дел? Я хотел уточнить, что я имел в виду именно человека, который просил не для добрых дел как таковых, не для семьи и не для себя. Человек просил для того, чтобы он смог именно выполнить волю Всевышнего. Просил не для того, чтобы дать цдаку нищему, а для того, чтобы выполнить заповедь освящать имя Всевышнего, просто для этого потребовалось дать ему цдаку. Если что, я не отрицаю тот факт, что Всевышний может «спросить» за слова человека, то есть проверить его на искренность и истинность произнесенного. Если у меня есть неправильное понимание этих вещей, помогите мне, пожалуйста, прояснить разницу между подкупом и просьбой ради Всевышнего. Ведь, насколько я понимаю, это важный элемент молитвы, раз суть самой молитвы находится в этом. Константин Читать дальше |
|
В Будущем мире будет музыка, концерты, фильмы, кинотеатры?3 июня 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом. Скажите, если человек удостоится Будущего мира, что его там ждет? Возможно, что там будет музыка, концерты, фильмы, кинотеатры? Ведь, если этого не будет, то, я думаю, человеку не будет особо хорошо. Я не представляю жизнь без игр, без виртуальной реальности. И — как же этот мир является прихожей (перед входом в Будущий мир)? По-моему, наоборот: здесь есть всё, что человек пожелает. А Грядущий мир многие мудрецы описывают как парадный зал, а в парадном зале всё это же должно быть, но без проблем. Как вы сами можете объяснить, ну, или представить, что там будет? С уважением, Захар Читать дальше |
|
Как душа может чувствовать боль и мучиться в Аду, если у нее нет нервных окончаний?5 ноября 2019 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом вам, уважаемые мудрецы Торы. Меня давно интересует, как может мучиться и чувствовать боль в аду душа, которая не имеет нервных окончаний? Андрей Юрьевич Читать дальше |
|
В чем суть жертвоприношений?15 февраля 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Известно, что помимо молитв, основная задача Храма состояла в жертвоприношениях. Мне непонятна эта идея, зачем Всевышнему жертвы — кровь и мясо животных?! Молитва — это обращение к Создателю, установление связи с Ним, но жертвы… непонятно! Большое спасибо, Ариэль Читать дальше |
|
Можете ли Вы доказать, что «Будущий мир» на самом деле существует?16 июня 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте уважаемые раввины. То, что мир создан Творцом — в этом нет сомнений. Опираясь на разум и логику, можно понять и доказать о Вечном, Совершенном и о Простом. И то, что соблюдение заповедей направляет человека к совершенству, т. е. уподобляют его свойства свойствам Всевышнего, и тем самым человек не разрушает мир. Но я никак не могу понять, что же такое «Будущий мир»? И существует ли он на самом деле, или это утверждение используют для того, чтобы человек, нарушивший заповедь, боялся туда не попасть? Мне почему-то мало верится, что есть после смерти будущий мир. Если человек жив, он поддерживает свой разум и память для того, чтобы быть максимально приближенным к Творцу. Не дай Б-г, человек попал в аварию, или еще какая-то беда, из-за которой человек лишился разума, или, еще хуже, он умер, некому получать и некому отдавать, и некому поддерживать разум и память, и тем самым нет подобия Ашему. Или, может быть, есть внешняя память за пределами человека, в которой эти свойства накапливаются, и после смерти они остаются, и тем самым человек приобретает «Будущий мир», как бы сохраняет себя. Логически это можно понять о «Будущем мире»? Или я должен это принимать на веру выше разума? С уважением, Михаил — Украина. Читать дальше |
|
Кто нас встретит на небесах?23 июля 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Уважаемый раввин! Есть ли в Торе упоминание о том кто нас встретит на небесах? Встретят ли нас там наши родственники? И помогают ли умершие предки нам при жизни? Читать дальше |
|
Учить, чтобы всё забыть?16 декабря 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте, благодарю за еще один хороший ответ, спасибо, они мне очень помогают. Я знаю, что человека в утробе матери ангел обучает всей Торе и приходит момент, когда ангел ударяет его по губам и он все забывает (естественно, я понимаю, что это аллегория), но вот у меня по этому поводу возникло два вопроса. Первый: каков смысл того обучения, если все равно человек все забывает и начинает все учить заново? Второй: А Адама тоже при его формировании ангел бил по рту, чтобы он все забыл? Заранее благодарен за ответ. М. Читать дальше |
|
Что говорит Иудаизм о «сердце»?20 июля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Скажите, пожалуйста, что говорит Иудаизм о «сердце» (лев) — ассоциируется ли оно с самим человеком/душой человека? То есть можно ли поставить знак равенства: сердце = сам человек = душа человека? Если можно приведите, пожалуйста, ваши источники — книги. С большим уважением, Наталья Читать дальше |
|
Душа продолжает вожделеть и после смерти?13 июня 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте, пишут ли наши мудрецы о том, что человек, который не преодолел какое-либо свое вожделение, и после смерти продолжает вожделеть этого, но не может удовлетворить этого, ибо тело уже умерло? Заранее большое спасибо за ответ. Михаэль Читать дальше |
|
Знают ли мёртвые, что происходит с живыми?17 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин На днях у меня произошло несчастье — умер мой отец. Помимо естественных для такой ситуации чувств (с которыми я, слава Б-гу, достаточно успешно справляюсь) у меня возникают определённые вопросы относительно еврейского взгляда на бессмертие души. Итак: — Какова цель существующих законов, связанных с похоронами и трауром? Если эти законы направлены на то, чтобы облегчить состояние скорбящих, то неужели неделя, проводимая в состоянии, похожем на домашний арест, или воздержание от слушания музыки в течение года способствуют этому облегчению? Если же всё это направлено на благо души умершего, то неужели ему не всё равно, в каком виде и даже на каком кладбище похоронено его тело, зажжена ли поминальная свеча, и произносится ли по нём кадиш? — Те, кто приходит исполнить мицву утешения скорбящих, часто выражают соболезнование в связи с потерей. Но уместно ли здесь понятие потери близкого родственника? Да, мы потеряли возможность видеться и общаться с ним, прикасаться к нему и т.д. Но если мы верим не только в бессмертие души, но также и в то, что умерший, оказавшись в духовном мире, гораздо больше способен хлопотать перед Всевышним за наши интересы, разве это можно уместно называть потерей родственника? Разве мой отец не остаётся моим отцом даже после того, как его душа отделилась от тела? — (Я понимаю, что из первых рук на этот вопрос ответить невозможно, но всё-таки хотелось бы знать, что еврейская традиция говорит по этому поводу). Осведомлены ли умершие о том, что происходит с их близкими в мире живых? К сожалению, мой папа не дожил до моей женитьбы. Но могу ли я рассчитывать, что когда я всё-таки женюсь и у меня появятся дети, мой папа будет об этом знать и сможет, находясь в мире истины, порадоваться за меня? Аркадий, Нью-Йорк Читать дальше |
|
Можно ли убить совесть?22 декабря 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Что вы скажете о понятии «совесть» с точки зрения иудаизма? Спасибо. Наталья Читать дальше |
|
Что такое интуиция в иудаизме?9 декабря 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый Раввин! Что такое интуиция в еврействе? С уважением, N. Читать дальше |
|
О переселении душ…23 февраля 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Так где находится душа после смерти? Я так понимаю, что в устной, тайной Торе есть такое понятие как Гильгуль (переселение, возврат душ). Более того, я слышал, что почти все души, которые сейчас в этом мире, это те, что когда-то жили. Так когда мы хороним родственника и отмечаем его йорцайт каждый год для поднятия его души, может быть, эта душа, к сожалению, вернулась в этот мир? Кого же мы вспоминаем? И также, когда будет воскрешение из мёртвых, какое тело будет восстановлено, если было несколько жизней? М. Читать дальше |
|
Аризаль знал, кем каждый человек был в прошлой жизни?18 июня 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый Раввин! Правда ли, что величайший каббалист Аризаль знал гильгуль каждого человека? Можно ли об этот поподробнее? С уважением, Р. Читать дальше |
|
Разговаривают ли души между собой?7 апреля 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте, уважаемые Раббаним! У меня есть два очень важных вопроса! 1. Скажите, пожалуйста, а какая цель следующего Мира? Почему аШем сделает так, чтобы людей как таковых не было, их не будет ни видно, ни слышно, они не будут видеть и слышать… Это будет Мир Святой энергии? аШем, наверное, настрадался от людей и больше не хочет нас видеть такими? А почему мои мама и папа хотят, чтобы мы вместе перешли в Вечный Мир, разве они смогут меня узнать и быть рядом, если мы не будем такими, как сейчас? 2. А наши близкие, которые умерли, — видят нас, смотрят на нас сверху? Или они уже совсем другие… и «живут» своей жизнью, не вспоминая про этот мир? Спасибо большое за помощь! Нета, Лод Читать дальше |
|
Есть ли душа у животных?23 марта 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. Возник вопрос. Существует ли душа у животных? Если да, то куда она попадает после смерти? С уважением, А. Читать дальше |
|
Чем душа отличается от духа?13 октября 2008 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, дорогие раввины! Часто пишут \«… дух и душа…\». Значит, отличие между духом и душой есть? В чём оно? Заранее спасибо, уважаемые раввины. Кирилл, Москва Читать дальше |
|
Что такое «карет»?13 августа 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Расскажите, пожалуйста, о карет. Если человек вырос в нееврейской среде, а потом узнал, что часть поступков — это карет? Что делать? Есть возможность искупить грехи? Как узнать, какие грехи Б-г простил и простил ли Он вообще? К. Читать дальше |
|
Кто такой я?18 мая 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Скажите — личность человека (т.е. то «Я», которое сейчас есть), что с этой личностью случается после смерти? Является ли эта личность частью Души, или это нечто физическое? Давид Читать дальше |
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ