Если хамец символизирует рабский дух, то почему он запрещен только в Песах?14 апреля, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Если я правильно поняла, то смысл нашей борьбы с любым присутствием в доме того, что называется словом «хамец», в течение пасхальной недели состоит в следующем: изгоняя хамец, мы изгоняем из себя раба и все те дурные, рабские качества, которые мы и связываем с понятием «хамец», «квасное». Но мне непонятно, почему во все остальные дни года, кроме пасхальной недели, хамец для нас не является символом дурных качеств. Каждую субботу мы едим халы и радуемся им, не видя в них воплощения дурного, т. е. рабского начала. Весь год сдобный хлеб приветствуется на еврейском столе, и только на время Песаха каждый год ему объявляется суровая война как воплощению рабского духа. При этом для многих подготовка к Песаху превращается в дни адского (чтобы не сказать рабского) труда по изгнанию хамца из всех самых дальних уголков дома. Не думаю, что в этом есть цель — ощутить на себе тяжесть рабского труда. Но чем тогда можно объяснить этот закон, если вообще его можно объяснить? Удачной подготовки к Песаху! Галина Читать дальше |
|
Как евреи, привыкшие за сотни лет чувствовать себя рабами, смогли освободиться от этого чувства?9 апреля 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом. Как евреи, привыкшие за 210 лет чувствовать себя рабами, смогли освободиться от этого чувства? Ведь, например, не все освобожденные впоследствии народы, как мне кажется, смогли освободиться от чувства рабства? Спасибо, N. Читать дальше |
|
Почему наши праотцы в Египте получили тесто для мацы чудом, без напряженного труда?31 марта 2023 года, отвечает Рав Натан Агрес Огромное спасибо за очень подробный ответ на мой вопрос об истории «выхода из Египта». Но у меня за это время появился еще один вопрос, надеюсь, Вас не затруднит на него ответить. Вы упомянули, что маца символизирует йецер а-тов («доброе стремление», стремление к добру), а хамец — йецер а-ра («дурное стремление», влечение к злу): лень, гордыню и т.п. Соответственно, предпасхальная очистка дома от хамеца олицетворяет внутреннюю работу по очищению своей души от этих негативных качеств. Но тогда почему наши праотцы в Египте, будучи на 49-ой ступени нечистоты, получили незаквасившееся тесто при помощи чуда, без напряженной духовной работы?! Почему же для нас сейчас та же маца стала символом тяжелой духовной (да и физической) работы? Заранее большое спасибо. О. Читать дальше |
|
Сжигая квасное, мы боремся с нашим эго?28 марта 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. В иудаизме столько символизма, особенно в празднике Песах. Ну, уборка — это ментальная уборка, очистка от хамеца, гордыни. Ну, вы разве серьезно? Почему уборка — это осознанность? Неужели вот этот символ «биур хамец» по правде сжигает «наше эго»? Может, все это остаётся на уровне символизма??? На протяжении жизни это все становится привычным и осознанности (кавана) все меньше. Неужели схема неверна? Но интересует ответ больше всего по поводу символизма. Роза Читать дальше |
|
Заповеди — лекарство от нашего несовершенства или суть Творения?10 января 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Написано в «Мишлей» 8, 22: «Г-сподь создал меня (Тору) в начале пути Своего, прежде созданий Своих, изначально». Сказано в книге «Зоар»: «Всевышний смотрел в Тору, творя мир». «Бейт аЛеви» пишет, что заповедь о пасхальной жертве, мароре и маце, записанная в Торе, и является духовной причиной избавления из Египетского рабства, а не наоборот. Поясните, пожалуйста, как это понимать. И как (по какому принципу творения, для чего) заповеди стали сутью Творения? И как это согласуется с тем, что объясняет Рамхаль в «Дерех аШем», что творение было исполнением желания Творца передавать добро? И для передачи добра были заложены определенные принципы: свободы выбора, необходимости заслужить добро, быть близким и подобным Творцу и т.д. И Рамхаль не упоминает о том, что я привел выше. Из принципов творения, описанных им, сложно проследить связь с заповедями как с духовными законами. И более того, он пишет, что заповеди являются инструментом нашего исправления. Таким образом, сказанное в «Мишлей» можно понять: Всевышний создал «лекарство» до того, как пришла «болезнь». Но как понять «Зоар» и «Бейт аЛеви»? И как связать это с описанным Рамхалем? А. Читать дальше |
|
Если квасное — такое дурное и бездуховное, почему мы его употребляем весь год?10 апреля 2022 года, отвечает Рав Меир Мучник После изучения ответов и материалов по теме хамец на вашем сайте остаётся несколько вопросов. Один из них такой: почему же нам можно употреблять хамец весь год? Много написано про дурное начало, пустоту и бездуховность хамеца и про прелести мацы и всего, что она символизирует. Тем не менее, маца нам положена только 7 дней в году… В чем же польза хамеца? Спасибо! Читать дальше |
|
Почему, если кто-то богат или красив физически, он не обязательно богат или красив духовно?3 сентября 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. В Песах принято есть «согласно царскому обычаю», уподобляясь в поведении свободным и знатным людям. Но при этом мы предполагаем, что статус и титул в материальном мире не всегда соответствует духовным заслугам. Почему же тогда нужно вести себя соответственно статусу материального мира? Имеет ли это духовную аналогию? И вытекающий из этого вопрос. Если в материальном мире есть предметы и явления, которые имеют аналоги в духовном мире, то почему какие-то материальные явления (богатство, статус) не всегда имеют прямую связь со своими духовными аналогами (духовное богатство)? То есть богатство в материальном мире не обязательно значит богатство духовное. Я читала ответ на похожий вопрос, что богатство и статус могут быть и испытанием, и платой за те немногие добрые дела, которые совершает человек, привязанный к материальному. Но получается, что связь и отражение духовного в материальном не настолько очевидны и прямолинейны? Помогите, пожалуйста, понять. Спасибо! Анастасия Читать дальше |
|
Почему именно в седер Песах мы наливаем бокал для пророка Элияху?28 марта 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. В связи с праздником Песах у меня возникли несколько вопросов. Скажите, пожалуйста. Почему именно в седер Песах мы наливаем бокал для пророка Элияху? Не в другой праздник, например, в Суккот? 2. И почему именно этот пророк должен возвестить пришествие Машиаха? Ведь Ханох тоже был взят на Небо. Он тоже мог это сделать?! Спасибо! Шимон Читать дальше |
|
Какая связь между праздниками Песах и Шавуот?1 мая 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый раввин, не могли бы Вы объяснить, есть ли связь между Песахом и праздником Шавуот? С уважением, Роман, Москва Читать дальше |
|
В словах «хамец» и «маца» две буквы одинаковые. Как объяснить такое сходство?17 апреля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом. Объясните, пожалуйста. В словах «хамец» и «маца» две буквы одинаковые (мем-цади), а две буквы отличаются друг от друга как по положению в слове, так и по значению. Объясните это. Спасибо за ответ. Дмитрий Читать дальше |
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Увидеть в чудесах — чудеса?
Рав Яков Шуб
Какие чувства правильно испытывать, узнав о ликвидации группы террористов, готовивших теракты на территории Израиля? Что об этом говорит царь Шломо? А Шмуэль а-Катан? Можно ли благодарить Всевышнего за падение наших врагов?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Большинство осталось там?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Рав Реувен Куклин
Хочу знать и ваш вариант ответа...
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Яков Гельфман
Почему народ попросил, чтобы Б-г передал заповеди через Моше?