Откуда взялась традиция зажигать свечи?15 декабря 2022 года, отвечает Рав Овадья Климовский Объясните, откуда взялась традиция зажигать свечи. Почему, зачем и с какой целью их зажигают. Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем? Читать дальше |
|
Среди еврейских праведниц упоминаются две Ханы. Одна — мать пророка Шмуэля. А кто вторая?5 декабря 2021 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В книге «Чтобы понять и постичь» («31. Не являются ли законы Торы дискриминационными в отношении женщин?»), мне не понятно место, где говорится про выдающихся еврейских женщин-праведниц. Цитата: «Среди них мы находим Сару, пророческим даром превосходившую Авраама, Ривку, чье понимание истинной природы своих сыновей было глубже, чем у ее мужа Ицхака, Рахель и Лею, которые дали жизнь коленам Израилевым, женщин поколения пустыни, отказавшихся поклониться золотому тельцу и отдавших свои украшения для Мишкана, Хану — самоотверженную мать пророка Шмуэля, пророчицу Хулду, Рут, чья преданность иудаизму легла в основание династии царя Давида, ее правнука, Хану, отдавшую жизнь, чтобы не поклоняться идолам, Яэль, которая обезглавила вражеского военачальника Сисеру, и Эстер — царицу, спасшую своих сородичей-евреев от поголовного истребления». Из этого я не могу понять, о какой второй Хане, которая не поклонялась идолам, идет речь. Или это все та же Хана, мать Шмуэля? Спасибо, Виталий. Читать дальше |
|
Б-г посылает лжепророка, чтобы испытать евреев. В чем же виноват лжепророк?!6 августа 2021 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! В недельной главе Ръэ сказано не слушать лжепророка потому, что это БОГ испытывает евреев. И тут же повелевается побить лжепророка камнями. Вопрос: за что наказывается этот человек, если через него БОГ испытывает сердца евреев? С. Читать дальше |
|
Меня смущают выражения вроде «еврейский Б-г»… Что, есть еще какой-то?!26 июня 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день! Вопрос от нееврейки, порвавшей с христианством и изучающей еврейское мировоззрение в течение года. Уважаемые раввины, читая материалы вашего и других еврейских сайтов, я довольно часто встречаю выражения типа «еврейский Б-г», «Б-г Авраама, Ицхака, Якова» — и аналогичные им. Они слегка смущают меня, так как в новоиспеченном монотеистическом сознании автоматически рождают вопрос: а разве есть еще какой-то «бог» (прах на уста!)? И почему вообще есть необходимость в «уточнениях» такого рода? И еще: обращаясь к Вс-вышнему в молитве, может ли нееврей быть уверен, что молитва его пойдет «по адресу», а не застрянет в неких духовных структурах-«ловушках»? Существуют ли они в принципе (подозреваю, что да, раз существует явление «авода зара»)? Благодарю за ответ! С уважением, Лариса Читать дальше |
|
Ученики раби Акивы погибли во время восстания Бар-Кохбы?3 мая 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Ув. раввины, в связи с Лаг ба-Омером у меня возник вопрос о причине смерти учеников раби Акивы: 1. Чем смерть учеников раби Акивы выделяется среди смертей большинства хахамим (мудрецов)? Почему в честь них у нас уже почти две тысячи лет действует траур, а дата смерти большинства остальных проходит незамеченной или, максимум, зажигают поминальную свечку? 2. В чем радость прекращения эпидемии, почему эту дату выделяют особо, ведь по сути это не эпидемия прекратилась, а просто больше учеников не осталось, все померли?.. 3. За последнее время я уже от двух раввинов слышала, что не было никакой эпидемии, а причина смерти учеников раби Акивы состояла в том, что они вслед за своим учителем поддерживали Бар-Кохбу и, видимо, погибли в этом восстании. В качестве источников раввины ссылались на некоторые намеки Талмуда и на гаонов (в частности, на письмо Шриры-гаона). В связи с этим у меня вопрос: почему практически нигде в религиозной литературе и в лекциях равов ничего подобного не упоминается? (В частности, на вашем сайте тоже). Я понимаю, как важно говорить о духовных причинах, из-за которых Творец допустил смерть двадцати четырех тысяч мудрецов, но почему замалчивается их связь с Бар-Кохбой? И почему вообще в религиозной литературе Бар-Кохба почти не упоминается, его то ли стыдятся, то ли стесняются… А ведь он был великим человеком, много сделавшим для еврейского народа, подавляющее большинство хахамим того времени считали его Машиахом, Рамбам называет его великим еврейским царем… Я понимаю, что ошибка Бар-Кохбы приведшая к тому, что он не стал Машиахом и восстание было подавлено, могла сломить народ, который уже думал, что вот-вот — и все беды закончатся. Но, в конце концов, царь Хизкияу тоже допустил ошибку, из-за которой не стал Машиахом, но к нему иудаизм относится с уважением… А к Бар-Кохбе почему-то — с презрением… Почему? О. Читать дальше |
|
Почему именно в седер Песах мы наливаем бокал для пророка Элияху?28 марта 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. В связи с праздником Песах у меня возникли несколько вопросов. Скажите, пожалуйста. Почему именно в седер Песах мы наливаем бокал для пророка Элияху? Не в другой праздник, например, в Суккот? 2. И почему именно этот пророк должен возвестить пришествие Машиаха? Ведь Ханох тоже был взят на Небо. Он тоже мог это сделать?! Спасибо! Шимон Читать дальше |
|
Почему самая легкая казнь, назначаемая Сангедрином, заменяется самой тяжелой от руки Небес?15 мая 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, рав! У меня такой вопрос. Смерть от болезни «аскара» считается самой страшной смертью. Сегодня, когда нет казней бейт-дина (побивание камнями, удушение, отсечение головы, сожжение) они реализуются от руки Небес. Тогда почему тот, кто заслужил смерть от удушения, может умереть от «аскары» в наше время? Ведь удушение Талмуд считает самой легкой из четырех предписанных Торой казней! А тут вместо нее человек получает самую тяжелую… Спасибо, с уважением, Д. Читать дальше |
|
Всевышний признал свой поступок ошибочным, опрометчивым?27 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемые равы! Очень странный пасук (стих) в Шмуэль I (15, 11) «Сожалею Я, что поставил Шаула царем…» Как Всевышний может сожалеть? Ведь сожаление — это признание своего поступка ошибочным, опрометчивым. Но если Б-г всеведущ, то Он не может ошибаться. Этот же вопрос относится ко всем местам, где упомянуто сожаление Всевышнего. Спасибо. Читать дальше |
|
Есть ли в Торе пророчества о Холокосте?8 мая 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин, у меня к вам несколько вопросов: 1.Что иудаизм думает о Холокосте? 2.Имеются ли в Торе какие-нибудь пророчества по поводу Холокоста? Сергей, Москва Читать дальше |
|
Всевышнему «трудно»?26 апреля 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте Рабби! Есть такая фраза в Торе где-то "Тяжело достаётся пропитание наше Творцу, как рассечение красного моря". Есть такое или я ошибся? Из слов "счастье" и "участь" тоже видно, что Творец даёт какую-то часть нам, а не бесконечность, то есть получается, что Творец ограничен, и если ему чего-то тяжело сделать, значит, это уже философия нехватки. Это значит, что в мире всего всем не хватает, и если Творцу что-то тяжело, значит, надо экономить и т.п. Есть ещё такая притча про Рабби Шимона: Один из учеников Рабби Шимона бар Йохая поехал однажды за границу. Там он занимался торговлей, преуспел и заработал много денег. Когда он вернулся в Израиль, то прослыл богатым человеком. Некоторые из учеников Рабби Шимона, узнав об этом, позавидовали его удачливости. И тоже пожелали поехать за границу, чтобы вернуться богачами. Они думали, что тогда сумеют сидеть и учить Тору целыми днями, не имея забот о пропитании. Рабби Шимон, почувствовав настроение своих учеников, собрал их и привёл в одну из долин Мирона. Там он сказал: "Долина, долина, наполнись золотыми монетами". Сразу же долина начала наполняться тысячами золотых монет. Рабби Шимон обратился к ученикам и сказал: "Если вы желаете золота, зачем вам уезжать за границу и тяжело работать? Вы можете взять здесь столько золота, что хватит вам на всю жизнь. Кто хочет – пусть берёт. Но помните", - продолжил он, – Все, что вы берёте сейчас, уменьшает вашу долю в Будущем мире. Ведь известно, что вознаграждение за изучение Торы не в этом мире, а в Будущем". Тогда ученики поняли свою ошибку и больше не помышляли оставлять землю Израиля ради богатства чужбины. Проясните этот вопрос пожалуйста! Levi Michael Holon , Israel Читать дальше |
|
Даже если праведник преследует нечестивого, Б-г взыщет за преследуемого?15 августа 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Хотелось с вашей помощью прояснить один момент. В человеке есть склонность сочувствовать слабому, зачастую не разбираясь, прав он или нет. Мы часто видим, что в противостоянии слабого сильному общественное мнение, не вдаваясь в подробности, на стороне слабого. Раньше мне казалось, что это проявление поверхностного взгляда на вещи, но теперь я не так в этом уверен. В Коэлет (3:15) сказано: «…и Б-г взыщет за преследуемого». Есть мидраш, где рав Уна от имени рава Йосефа говорит, что это правило работает всегда и во всех случаях: даже если праведник преследует нечестивого — Б-г взыщет за преследуемого. С другой стороны, царь Давид в Теилим (18:38) говорит: «Преследую я врагов моих, и настигаю их, и не возвращусь, пока не уничтожу их». Как понимать это, казалось бы, противоречие? И поверхностная ли эта солидарность со слабым в противостоянии сильному или наоборот — глубинная? Спасибо. Илья Читать дальше |
|
Трое вопиют и не получают ответа. Один — над которым властвует жена. А другие двое?19 июня 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, Рав! Сказали мудрецы (Бава меция 75): «Трое вопиют и не получают ответа, и один из них — тот, над кем властвует жена». Расcкажите, пожалуйста, кто оставшиеся двое и почему именно эти трое не получают ответ (т.е. чем хуже эти трое, чем, например, остальные люди, обладающие другими негативными качествами)? Что подразумевается под получением ответа в данном случае? В. Читать дальше |
|
Почему эпоха Машиаха представлена вами в таком виде?3 июня 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Хотел бы задать Вам несколько вопросов, первый это: в молитве Амида есть такие строки в самом начале: «…и по любви приводит избавителя к сыновьям их сыновей ради Имени Своего». Почему сказано «приводит», а не «приведет»? И второй вопрос: на Вашем сайте есть такая цитата: «В дни Машиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем» Вавилонский Талмуд, Трактат Брахот 34 б. Почему эпоха Машиаха представлена Вами в таком виде? Из прочитанного мною, перемены, которые произойдут в данную эпоху, должны быть намного масштабнее. Дай Б-г увидеть нам эти перемены своими глазами. Заранее благодарю за внимание и ответ. Андрей, г. Тамбов Читать дальше |
|
Довольствующийся обретенным выше, чем богобоязненный?31 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Объясните, пожалуйста, это высказывание: «Довольствующийся обретённым — выше, чем б-гобоязненный» (Талмуд, Брахот 8а). Сергей Читать дальше |
|
Если все предопределено, как бы Адам мог избежать грехопадения, не нарушив общего сценария?16 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Если во время Творения Всевышний смотрел в Тору, то как бы Адам смог избежать грехопадения, не нарушив общего сценария? Можно ли назвать грехом поступок, совершаемый, когда выбора нет, когда то, что должно или не должно произойти, уже произошло? Спасибо. С уважением, А. Читать дальше |
|
Евромайдан. Кого выбрать бедному еврею?17 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, рабби! Ситуация с ЕС и Украиной и отношение к ней еврейства перевернуло внутренний мир. Я не всегда была человеком терпимым, любовь ко всем людям, уважение к их правам и свободам — это результаты душевной борьбы. Себя позиционирую как либералку, весьма уважаю Зап. Европу, и когда в новостях затрагивали темы об интеграции, была всеми руками «за». А потом состоялась переписка с неевреем — умеренным русским националистом и евреем-консерватором, которые оба утверждали одно: ЕС — это зло, Европа как оплот толерантности, либерализма — это гибель человечества. Акцент делался на прошлое: как в Европе уничтожали евреев, и на настоящее, например, дикий рост национализма в странах Европы. И вроде бы они правы, и часто свобода, которую нам предоставляют, для нас же губительна, та же свобода вероисповедания может грозить отходом евреев от иудаизма. Но с другой стороны — эта терпимость, предпочтение либеральных идей другим для меня были оплотом человечности, именно эти идеи в светской жизни помогали мне остаться Человеком. Я запуталась. Оставаться на волне терпимости или же принять менее терпимых консерваторов, у которых больше шансов на сохранение равновесия, как религиозного, так и национального в этом мире? Заранее спасибо. А. Читать дальше |
|
Не опасно ли молиться о том, чтобы исчезли грехи?11 ноября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я как-то прочитала, что надо молиться, чтобы исчезли грехи — а не грешники. В тот момент мне показалось: было бы здорово увидеть то время. Все люди станут совершенными праведниками… Но потом стало страшно. Ведь каждая заповедь соответствует какому-то нашему органу. Если человек нарушает какую-либо заповедь, возможна болезнь соответствующего органа. А если не будет грехов, так ведь и органы исчезнут? Почему подумала именно о таком исходе? Дело в том, что неоднократно Ашем исполнял мои молитвы, но как? Надо быть очень корректным в просьбе, иначе получишь и то, чего не просил. Это как в главе про слугу Авраама, Элиэзера. Он сказал: первая девушка, которая сделает то-то и то-то, будет женой Ицхаку. Но это могла быть девушка слепая, хромая, не дай Б-г. И лишь в заслугу Авраама Ашем прислал Ривку к колодцу. Так о чем просить? Что нас ожидает? Й. М. Читать дальше |
|
Раз Всевышний допустил убийство Эвеля, значит, тот был в чем-то виновен? В чем?29 октября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте уважаемый. У меня возник вопрос, буду очень признателен, если вы мне поможете с ответом. Как известно из Бава Батра 17а, 4 человека умерли без вины — исключительно потому, что смерть является неотъемлемым атрибутом для всех потомков Адама после грехопадения. Эти праведники: Биньямин, сын Яакова, Амрам, отец Моше, Ишай, отец царя Давида, и Килав, сын Давида. Известно также, что Эвель был убит своим братом Каином. Также нам известно, что Всевышний — Справедливый Судья, Истинный Судья. И, например, если свидетель ошибся и человеческий суд казнил кого-то несправедливо, то мы знаем: если Создатель допустил, значит, казнённый был всё же виноват и получил наказание. Так вот, вопрос/-ы: в чём согрешил, провинился Эвель? Может ли это быть объяснено тем, что Эвель был близок по родству к Адаму и поэтому умер без вины? Но тогда он должен был быть упомянутым среди праведников в Бава Батра? Спасибо большое, Виктор Читать дальше |
|
Талмуд запрещает делать людям добро, если оно не будет оценено?4 октября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Помогите понять. Раши говорит о том, что Вс-вышний не посылал дождь на землю, поскольку не был создан Адам, способный оценить добро, приносимое дождями (и что не было смысла посылать дожди созданию, понимающему добро дождей, но отказывающемуся попросить о них). Из этих слов Раши Маараль учит, что нельзя делать добро человеку, который не понимает и не может оценить этого добра (что ему делают добро). И я в недоумении: неужели я должен всегда пытаться определить, поймут моё добро или нет? И, если вижу, что по достоинству моё добро не оценят или понимают моё добро, но не благодарят, то Маараль запрещает мне его делать (?). Однако знаю, что Вс-вышний делает нам добро (и делает постоянно), хотя мы это добро очень часто не видим, не понимаем, не можем оценить и поблагодарить. И даже, когда мы понимаем добро, но остаёмся неблагодарными (!). Разве не должны мы уподобляться Вс-вышнему в делании добра, вне зависимости от того, поймут, оценят, поблагодарят или нет? С уважением, М. Читать дальше |
|
Можно ли радоваться собственным добрым делам?15 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня возник вопрос касательно еврейской скромности. Можно ли говорить себе, что ты поступил хорошо с точки зрения Торы, или это будет нарушением скромности и самовосхвалением? Другими словами, можно ли наслаждаться добрыми делами, или они должны быть безвозмездными, в том числе и с духовной точки зрения? Заранее спасибо. Е. Читать дальше |
|
Закон устанавливают мудрецы, а не голос с Неба? Ведь это ограничивает Творца!4 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Один человек спрашивает меня, не являются ли повеление не слушать «глас с неба» в вопросе установления закона (а полагаться только на мнение мудрецов) и утверждение о неизменности Торы «ограничением Творца» (не дай Б-г). Как ему лучше ответить? Разиэль-Нахман Читать дальше |
|
Грешник может избежать гнева Всевышнего, если рядом с ним живет праведник?14 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Авраам хотел удержать Вс-вышнего от уничтожения Сдома? Почему Б-г пообещал пощадить всех, если найдется немного праведников? Разве может грешник избежать гнева Вс-вышнего, если рядом с ним живет праведник? Михаил Читать дальше |
|
В чем смысл создания нерелигиозного государства?16 апреля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я не могу понять, что за Израиль создал Давид Бен-Гурион, в который приехали русские и ставят елки на их новый год, и вот поставили сейчас на новый год в Хайфе большую елку. И еще привезли сюда эфиопов-христиан, на которых нарисован крест. Я не понимаю, зачем нужно было создавать нерелигиозное государство, в котором нет законов Торы. Я думаю, что не нужно было создавать государство Израиль, во-первых, потому что арабы не хотели отдавать территории, во-вторых, потому что это государство изначально Давидом Бен-Гурионом было создано как светское. Читать дальше |
|
Почему Йом Кипур называется субботой?25 сентября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Равви! В Книге Левит гл.16, стихи 29—31, говорится о субботе покоя, которую нужно соблюдать в седьмой месяц, в десятый [день] месяца: «Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное». В связи с этим прошу ответить на два вопроса:1. Чем этот шаббат (в 10 день 7 месяца) отличается от еженедельного шаббата, исполняемого в седьмой день? 2. Когда в Торе и других священных книгах приводится слово «субботы» (во множественном числе), то нужно ли подразумевать только 7-й день недели или все-таки речь идет не только о недельных, но и о годовых субботах? Валентин Читать дальше |
|
Капарот — издевательство над животными?23 сентября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Неоднократно мне доводилось слышать от людей нерелигиозных, будто бы обряд Каппарот в сущности является издевательством над животными. Хотелось бы возразить, но не могу найти корректную формулировку. Помогите, пожалуйста, найти правильное объяснение Спасибо. Читать дальше |
|
Почему трубят в шофар 100 раз?12 сентября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вопросы про шофар. Почему трубят именно 100 раз? С чем это связано? Трубят 100 раз в шофар только в Израиле? Как научиться трубить в шофар? Миша Читать дальше |
|
Давид жил в земле филистимлян — врагов евреев — и был в хороших отношениях с ними...10 августа 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав, Давид жил в земле филистимлян — врагов евреев — и был в хороших отношениях с ними. Мне это не совсем понятно. Спасибо. К. Читать дальше |
|
Каков адрес Ривки?15 ноября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Где жила Ривка? A: В Ур Каседим? В Берешит 11:31 сказано, что Терах и сыновья его жили именно там. В Берешит 24:4 Авраам посылает своего раба Элиэзера искать невесту для своего сына Ицхака: «…пойдешь в землю мою на РОДИНУ мою». В Берешит 24:7 Авраам продолжает свои указания Элиэзеру, откуда привезти жену Ицхаку: «…из земли РОЖДЕНИЯ моего». В Берешит 24:10 читаем, что Элиэзер отправился искать невесту Ицхаку в Арам-Нахарайим. B: В Харане? В Берешит 11:31 сказано, что Терах жил в Харане. В Берешит 24:38 Элиэзер сообщает, что его господин, Авраам, послал его искать невесту для своего сына «в дом ОТЦА» своего. Александр, Таллин Читать дальше |
|
Зачем Б-гу вдруг надо стало создать небо, землю и т.д.?9 ноября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, рав. Возникли несколько вопросов по первой главе раздела Берешит. 1. В какой-то момент (хотя времени до этого момента не существовало) Творец решил речением создать небо и землю… И так — вплоть до человека. А почему? Задам человеческий вопрос: зачем Ему вдруг надо стало? Ведь Он совершенен и не испытывает ни в чем недостатка/избытка, а желание создать что-либо — это ведь уже нарушение равновесия и совершенства. Не понятно. 2. Творец создал человека по образу и по подобию «нашему». Под подобием, уподоблением Творцу мы понимаем максимальную близость к Творцу, которая проявляется в том, что мы стараемся вести себя так, как проявляет себя Ашем в этом мире. Он поступает милосердно, творит хесед, и мы пытаемся, Он обладает гвурой (силой, доблестью), и любому мужчине это качество необходимо и т.д. Но у Творца эти «качества» уже были до момента создания человека, до создания Им ангелов и творений верхнего мира. Но тогда как они (напрашивается и вопрос «к кому?», хотя он бессмысленный) проявлялись, ведь все эти понятия хесед, гвура, рахамим (милосердие) не имеют смысла, когда еще ничего не создано и только Творец — это все, что есть, только Он — единственная реальность. Или просто в Творце есть все-все-все?.. 3. Почему за каждый день говорится: «И был вечер, и было утро: день 1,2,…»? Ведь это только полдня… Логичнее, чтобы было написано «и был вечер, и было утро, и был день», ну, или «и был вечер, и был день». А так, вроде, получается, для творения Ашем задействовал только полдня, а остальная половина куда? И не связанный с главой Берешит вопрос: Говорят мудрецы, что каждое поколение, которое не удостоилось прихода Машиаха, будет судимо, с него спросят за это. Но также говорят, что первые 6 дней творения соответствуют первым 6000 годам и с 6000 по 6999 гг. будет разрушение мира и приход Машиаха, т.е., вроде как, уже предопределено, когда Машиах придет. Где смысл молиться, чтоб он пришел раньше, в чем свобода выбора? Николай Читать дальше |
|
Если бы сегодня Йеошуа остановил движение планет, как бы отреагировали люди?9 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Рав, Овадья Климовский. Я говорил вам о том, что сделал Йешуа, сын Нуна, а именно, остановил ход времени. Вот и вопрос мой, интересно, если бы кому-нибудь удалось сделать это в наше время, как бы отреагировали люди? С уважением, М.-Д. Читать дальше |
|
Почему мудрецы оправдывают поступок дочерей Лота?10 августа 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый рав Овадья Климовский! Мир Вам и Б-жьего водительства!!! Недавно я читал из Торы повествование о дочерях Лота, и конечно, появляется много вопросов. К примеру, поступок, который совершили с отцом, достоин не поощрения, а осуждения. Удивителен комментарий мудрецов: «Сказал р. Хия бар Авин, сказал р. Иеhошуа бен Карха: “Пусть всегда поторопится человек исполнить заповедь. Так, например, из-за одной ночи, на которую старшая опередила младшую, потомство старшей (т.е. Рут) — удостоилось положить начало царскому роду на четыре поколения раньше младшей (Наамы — жены Шломо”». Почему мудрецы не только не осуждают тут поступок дочерей Лота, но и засчитывают им это, как заповедь? И насколько я понимаю, то и мудрецы иногда не сходятся во мнениях, имеются существенные разногласия. А как быть немудрецам, которые должны прислушиваться к словам старших? Это ведь неверно. Ведь ДОЛЖНО БЫТЬ единое мерило, от чего отталкиваться!!! Иначе народ будет поступать так, как считает правильным. Как знать, какое мнение мудрецов верное, а какое нет? Заранее благодарен Вам за ответ. Евгений Читать дальше |
|
Зачем Творец убил животное, чтобы одеть Адама и Хаву?13 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый рав!!!! Скажите, пожалуйста, зачем Творец убил животного, чтобы одеть Адама и Хаву? Нельзя ли было одеть во что-то другое? В этом есть ли какой-то смысл? Не послужило ли это поводом к убийству Авеля? Спасибо большое за ваш ответ!!! С уважением к Вам, Евгений Читать дальше |
|
Как Тора относится к таким людям, как Ванга и Нострадамус?5 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Хотел спросить, как Тора относится к таким людям, как Вольф Мессинг, Нострадамус и Ванга. Даниил Читать дальше |
|
Человек рождается грешным?25 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. В своих вопросах я всегда упоминаю Ваше имя потому, что очень хочу, чтобы вопрос попал именно к Вам. Я правда очень ценю общение с Вами. Сейчас я читаю Книгу Псалмов, и у меня такой вопрос: (Пс.50.7) «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Как правильно понимать слова Давида? О его родителях ничего плохого не написано. Имеют эти слова отношение ко всем людям, или к некоторым? Когда человек приходит в этот мир, он рождается грешным или нет? Помогите в этом вопросе. Всего Вам наилучшего. С уважением, Юрий Читать дальше |
|
Почему Творец молчал, когда царь Шломо женился на египтянке?22 февраля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Вот такой вопрос. Почему ТВОРЕЦ молчал, когда царь Шломо женился на египтянке? Ведь это же была первая нееврейская жена, а потом их стало несколько сотен? ТВОРЕЦ же знал, чем это кончится? Почему ОН заговорил о наказании, когда, грубо говоря, было уже поздно? Шломо уже, как говорится, — дров наломал? Ведь мог же как-то предупредить — пророка послать, через видения, сновидения показать бедняге, что тот заблуждается? Яков Хаим Читать дальше |
|
Как можно быть уверенным, что сегодня 5771 год?20 декабря 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Насколько я понимаю, что в иудаизме летоисчисление принято отсчитывать от сотворения мира, как можно быть уверенным, что сегодня 5771 год? Могла ли быть допущена ошибка в подсчете лет? Читать дальше |
|
Как это — воскрешение из мертвых?13 декабря 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день! Помогите, пожалуйста, понять, о чем идет речь в 13-м пункте Веры: «Я верую безраздельной верой в то, что произойдет воскрешение из мертвых…» — что это значит, и возможно ли это представить? Заранее благодарю за внимание. Читать дальше |
|
Кто праведнее царя Давида и Моше-рабейну?12 декабря 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Никак не могу разрешить для себя противоречие: услышал, что есть праведники, которые не грешат. Разъясните, пожалуйста, В ЧЁМ их праведность, т.к. во многих местах Танаха прочитал, что ВСЕ СОГРЕШАЮТ, что нет человека, который не грешил бы (Мелахим А 8,46; Диврей гаЙамим Б 6,36), ибо «Нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы» (Танах, Коэлет 7:20). И Ийов говорит о праведности: «Кто станет чистым от нечистого? Ни один…» (Ийов 14,4—5), «Что (есть) человек, чтобы чистым быть ему, и как праведным быть рожденному женщиной?» (Ийов 15,14;25,4). ВСЕ мы НЕЧИСТЫ говорит Йешайа: «И стали ВСЕ мы, как нечистый, и, как одежда запятнанная, — вся справедливость наша» (Йешайа 64,5). И Давид говорит, что не может увидеть всех своих грехов, что, совершая, в основном, добрые дела, все же ошибается и заблуждается в чем-то: «Ошибки (свои) — кто понимает? От скрытых (неумышленных грехов) очисти меня» (Тегилим 19,13). Как это объяснить? Получается, что действительно и праведники невольно согрешают. Или есть безгрешные праведники, которые совершеннее Давида и Моше Робейну? Прошу не оставить моё неразумение без ответа и помогай вам Б-г. С уважением, Михаил. Читать дальше |
|
Как мудрецы могли вывести закон из явной ошибки?!29 ноября 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом уважаемые раввины! После того, как прошло 10 лет жизни Аврама и Сары, Сара дала ему свою рабыню. Из этого еврейские мудрецы вывели закон, что после 10 лет совместной жизни, если жена не может родить, муж имеет право на развод. Но ведь в той ситуации это была ошибка Аврама. Я имею в виду то, что он взял Агар. Ему было обещано потомство от Сары и все, нужно было просто ждать и верить. Как же мудрецы могли вывести закон из явной ошибки? Ведь эту ошибку мы не исправили до сих пор! С уважением, Юрий Кулиш, Киев Читать дальше |
|
Еврейские пройдохи используют наследственный разум в личных целях…5 сентября 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый Рав! Это не совсем вопрос. Хочу отметить, как мне кажется, главную причину несправедливого отношения к евреям среди других народов. Дело в том, что «настоящие» евреи, принявшие на себя предписанное Вс-вышним служение, праведные люди, проявляют себя только в среде евреев и, практически, не доступны для других людей, что в принципе, понятно, исходя из вашего мировоззрения. В результате, обычные люди (не евреи) имеют возможность на знакомство только с другими «евреями» (простите за «») — людьми, использующими свой наследственный разум (подаренный всем евреям, как единому народу) в своих личных целях (без осознанного служения Всевышнему), т.е., попросту, являются пройдохами, страдающими вдобавок манией величия, связанной с подаренным им статусом быть частью «народа Б-жьего». И представьте себе негодование простого верующего человека, встречающего подобное явление, которое никак не укладывается в голове, как нечто Б-жественное. Не судите за это строго. Слава Вс-вышнему, мне выпала честь узнать о народе Б-жьем, начиная с достойных его представителей, и лишь затем увидеть других, описанных выше (простите, что берусь судить, но, поверьте, тоже больно слышать постоянное осуждение евреев). Благодарю Б-га, что существуют такие, как вы, и ваш труд, который доступен всем. Если бы все «евреи» были евреями, антисемитизм исчерпал бы себя. Но пока даже эта истина открыта немногим… Так, может, небольшое миссионерство — это не так уж плохо? С уважением, А. Читать дальше |
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечают на вопросы: в чем секрет успеха Мордехая и Эстер? Ведь неслучайно руководителями еврейского народа, сумевшими предотвратить его уничтожение, были именно они? Чему я могу у них научиться как руководитель?