Когда наркоман в ломках кончает жизнь самоубийством, это хорошо?6 июня 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом! Часто читаю, что ЗЛО — это скрытое ДОБРО. Понимаю, что на человека действует зло для того, чтобы он сделал выбор в сторону исполнения воли Всевышнего, а злое движение своего разума и сердца отверг. Что, отвергая зло, человек очищается от его влияния, а с терпением перенося злые обстоятельства своей жизни, человек искупает свои грехи, а праведники — и грехи предыдущих поколений. Однако, читая в Берейшит: «Если будешь добро творить, простится (тебе), а если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение, — ты же властвуй над ним!» (Берейшит 4,7), понимаю, что если человек НЕ ДЕЛАЕТ ДОБРО — это ГРЕХ. Но как тогда ГРЕХ, который есть зло, может быть СКРЫТЫМ ДОБРОМ? Есть ли СКРЫТОЕ ДОБРО в САМОУБИЙСТВЕ? Когда, например, у человека в аварии по вине водителя камаза погибла вся семья? Допустим, что для погибших это добро, но если человек, страдая о потере близких, лишил жизни водителя камаза и самого себя, то КАКОЕ СКРЫТОЕ ДОБРО в его САМОУБИЙСТВЕ; или когда наркоман в ломках кончает жизнь самоубийством, или когда умирает маньяк, который не остановился во зле? Основной ВОПРОС: если испытание злом НЕ ПРИВЕЛО человека к духовному росту, но, напротив — к большему падению, то как это зло назвать для него скрытым добром? И почему при всемирном потопе зло не явилось для тех людей скрытым добром? Неужели и ГРЕХ Адама можно назвать СКРЫТЫМ ДОБРОМ? Поясните, пожалуйста, с уважением, Михаил Читать дальше |
|
Как Тора относится к таким людям, как Ванга и Нострадамус?5 июня 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Хотел спросить, как Тора относится к таким людям, как Вольф Мессинг, Нострадамус и Ванга. Даниил Читать дальше |
|
Лилит была первой женой Адама?1 июня 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый Рав Реувен Куклин. Понятно, что Хава была создана из ребра Адама, но разве первой женщиной, созданной вместе с ним (я слышала, что из огня), была не Лилит? С уважением, Дина Читать дальше |
|
Молиться своими словами — неправильно?31 мая 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом. Хотел уточнить у вас: в еврейской традиции принято молиться, прочитывая или произнося по памяти молитвы из Сидура (насколько я понял). Означает ли это: 1 — неправильно произносить молитвы своими словами, 2 — молитва произнесённая в соответствии с написанной имеет больше смысла и силы? 3 — возможно ли заменить молитвы из Сидура (молитвенника) на молитвы своими словами, если не помнишь текст и сидура под рукой нет? С уважением, Владимир Читать дальше |
|
Человек рождается грешным?25 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. В своих вопросах я всегда упоминаю Ваше имя потому, что очень хочу, чтобы вопрос попал именно к Вам. Я правда очень ценю общение с Вами. Сейчас я читаю Книгу Псалмов, и у меня такой вопрос: (Пс.50.7) «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Как правильно понимать слова Давида? О его родителях ничего плохого не написано. Имеют эти слова отношение ко всем людям, или к некоторым? Когда человек приходит в этот мир, он рождается грешным или нет? Помогите в этом вопросе. Всего Вам наилучшего. С уважением, Юрий Читать дальше |
|
Что сказал царь Соломон о скандале в метро?22 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте, уважаемый раби! У меня такой вопрос. Сегодня утром я, как обычно, ехала в метро. Сидя. На одной из станций напротив меня встала женщина средних лет. Я посмотрела на неё с целью понять, достаточно ли она пожилая для того, чтобы уступить ей место, и решила, что она ещё средних лет. Хотя я потом сидела и колебалась: уступить или нет. Но, в конце концов, не уступила, потому что не сделала этого сразу, а потом было уже как-то неудобно. Через некоторое время эта женщина стала оскорблять сначала молодого человека, который сидел рядом со мной, а потом меня. Самыми грязными словами. Не только меня, но и мою маму, которая так меня воспитала. Она употребляла самые гнусные слова в самой агрессивной форме. Не надо даже и говорить, что никто вокруг ей и слова не сказал. А меня это так задело, так ранило. Как она может говорить такие слова! Мне было очень больно и обидно от собственного бессилия. В конце концов, я стала отвечать ей тем же, чтобы как-то защитить свою честь. Опустилась до её уровня. А учитывая, что я человек в этом плане беспомощный, получалось только жалкое зрелище. В конце концов, я встала и уступила ей место, сопроводив это злым комментарием. Ребе, я понимаю, что эта ситуация мне была дана не просто так, а для исправления. Я должна была поступить правильно. А поступила неправильно. Проблема в том, что я понятия не имею, что считать правильным в таких случаях. Надо ли мне было промолчать и спустить этой женщине с рук её оскорбления, не вступиться за себя и за свою маму, которую она тоже оскорбила? Промолчать или защищаться? Или она права и я действительно такой плохой человек? Тогда правильным ли будет впредь ездить в метро, стоя, чтобы избежать таких ситуаций? Но факт остаётся фактом: мне был дан шанс исправиться, устранить зло, а я с этим не справилась. И не знаю, что делать, если подобное повториться. Помогите, пожалуйста. Я ужасно себя чувствую. Он её слов до сих пор болит сердце и слёзы наворачиваются. С уважением, Сарра Читать дальше |
|
Как научиться не кричать, не гневаться?11 мая 2011 года, отвечает Рав Ашер Кушнир У нас растут сын и дочь. Мы с мужем стараемся уделить им много внимания, читаем специальную литературу, размышляем над ней. Все хорошо, но когда дело доходит до конкретной ситуации, терпение лопается. Мы нервно реагируем, кричим, а после этого сожалеем. Как с этим бороться? Белла К., Иерусалим. Читать дальше |
|
Можно ли обманывать неевреев?6 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Я хочу обмануть нееврея. Правильно ли это? И. Читать дальше |
|
Вчера прочитал Ваш ответ про цунами в Японии. Я в недоумении...2 мая 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, уважаемый рав. Вчера прочитал ваш ответ на вопрос, что говорят мудрецы о цунами в Японии. Насколько я понимаю, Творец не может наказывать за грехи одних людей других, не имеющих к этому никакого отношения. В Иехезкель 18:20 сказано: «Праведность праведника на нем пребудет, а нечестие нечестивого пребудет на нем!». А получается, за нечестие одних наказываются другие. Ведь и японцы, живущие сейчас, не могут отвечать за грехи отцов своих, как сказано там же, в стихе «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, а отец не понесет вины сына». Ведь если бы мне сказали: «Раз ты плохо воспитывал своего сына, то из-за тебя убили парня в соседнем городе», это выглядело бы, как минимум, странно. Владимир Читать дальше |
|
Почему на иврите пишут справа налево, а не наоборот?24 апреля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему лашон а-кодеш (святой язык) справа налево, а не наоборот? А. Читать дальше |
|
Почему в иудаизме принято молиться с покрытой головой?22 апреля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему в иудаизме принято молиться с покрытой головой, а в христианстве принято снимать головной убор? Сергей Читать дальше |
|
Случайно узнал, что уже в Древнем Египте делали обрезание...21 апреля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте! Случайно узнал, что уже в древнем Египте делали обрезание. Не хочется так думать, но выходит, что евреи «переписали» обычай египтян. С уважением, Миша Читать дальше |
|
Верить ли дурным снам?20 апреля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом! Видела сон и знаю, что он плохой, стало страшно и тревожно на душе, как будто жду, что вот-вот что-то ужасное произойдёт. Скажите, пожалуйста, евреи должны верить снам? Если да, то в какие дни они сбываются и кто вообще придумывает значение снов? Спасибо, Л. Читать дальше |
|
В словах «хамец» и «маца» две буквы одинаковые. Как объяснить такое сходство?17 апреля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом. Объясните, пожалуйста. В словах «хамец» и «маца» две буквы одинаковые (мем-цади), а две буквы отличаются друг от друга как по положению в слове, так и по значению. Объясните это. Спасибо за ответ. Дмитрий Читать дальше |
|
Имеет ли мысль духовную структуру?17 апреля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Добрый день, уважаемый рав! — Скажите, пожалуйста, считается ли мысль чем-то духовным, не принадлежащим к материальному миру? Именно сама мысль; имеет ли она духовную природу, или природа её — физическая? Интересна точка зрения иудаизма на этот счёт. — А также такой вопрос: в чём, по иудаизму, состоит смысл жизни еврея? Понимаю, что вопрос этот сложен и ответить на него кратко — довольно сложная задача, поэтому поставлю вопрос более узко: состоит смысл прихода еврея в этот мир в служении Творцу или в продвижении своей души на более высокие духовные уровни? Может, и то, и другое? А может, и ни то, и ни другое, а что-то третье? Буду благодарен за ответы! Анонимус Читать дальше |
|
Когда синагоги и дома учения потеряют свою святость?13 апреля 2011 года, отвечает Рав Яков Шуб Шолэм алейхем! Я хотел бы узнать, что можно назвать бейс-акнесесом (синагогой) с точки зрения алохи? Ибо я знаком с одним человеком, который упорно настаивает на том, что сейчас нет настоящих синагог, а все это бейс-мидраши («дома учения»). Поэтому он разрешает делать себе непозволимые вещи в синагоге. N. Читать дальше |
|
Выбросить старый мир на помойку?6 апреля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский На вопрос 2535. Раву Набутовскому Берлу. Большое спасибо за Ваш искренний ответ. 1. Может быть, Вс-вышний посылает вопросы тем, у кого могут быть ответы, поэтому предложу свою версию. 2. Может, стоит разобрать, что такое максимальное наслаждение и насколько стыд это плохо. Может быть, стыд это часть наслаждения, ведь (только) если человеку стыдно он делает хазарa бе тшува (раскаивается) и таким образом приближается к Вс-вышнему. 3. На иврите слово буша (бошет)=«стыд» содержит те же буквы, что и тшува (раскаяние), а также шабат. Возможно, здесь есть какая-то связь. 4.Так же евреи байшанимрахманимве гомлей хасадим («стеснительны, милосердны и оказывают милость»). 5. Поэтому, возможно, страдания это побочный эффект стыда=страдания=наслаждения. 6.Это, конечно, не обязательно связано с вычислениями о страданиях Н-М. Если не ошибаюсь, у РАМБАМА сказано что совершенство (эйн соф) Вс-вышнего не такое, как «обычная» бесконечность, у которой можно вычесть М и все равно останется Н, у Нeго нет М. Буду рад услышать Ваше мнение. С уважением, Б. Читать дальше |
|
Мои молитвы расходятся с планами Всевышнего?31 марта 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом! В 16-ой брахе (благословении) молитвы «Амида» есть возможность вставить личные просьбы к Б-гу. Некоторые мои молитвы получают положительный ответ фактически через несколько минут. Другие — из года в год все более кажутся мне вообще не услышанными Вс-вышним (хотя и знаю, что так не бывает). Но я не ограничился 16-ой брахой. В сефардских изданиях книги «Тегилим» можно встретить пояснения, в какой ситуации какой псалом читать. Таким образом я составил своего рода «подборку Тегилим» для своего случая. Вот тут-то и начались совсем непонятные для меня вещи. Всякий раз, когда я читаю псалмы как молитву, на меня обрушиваются проблемы и трудности, от экономических вплоть до проблем со здоровьем. Стоит мне прекратить чтение Тегилим (именно в качестве молитвы) — положение в кратчайшие сроки стабилизируется. У меня такой вот вопрос. Известно, что молитва — это диалог с Б-гом, при котором наши слова — это собственно текст наших молитв, а «слова» Б-га — то, что происходит с нами. В таком случае, означает ли поток невезения и плохого самочувствия, что мои молитвы расходятся с планами Вс-вышнего, или же это моя возможность очиститься/подняться на новый духовный уровень/просто выстрадать то, что я прошу в молитвах? Суть моей молитвы такова, что проблема с кошерностью просьбы просто исключена. Расходиться же могут мои личные желания с задачей, поставленной Б-гом в этом мире каждому конкретному человеку, и, соответственно, с вещами, установленными Вс-вышним с шести Дней Творения. Большое спасибо за ответ! С уважением, Ицхак Читать дальше |
|
Можно ли учить Талмуд в переводе Переферковича?29 марта 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, уважаемые равы! Можно ли учить Талмуд в переводе Переферковича? В. Читать дальше |
|
Что говорят Мудрецы о цунами в Японии?28 марта 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Что говорят Мудрецы о цунами в Японии? За что им это? За что обычно такие бедствия, но хотя бы версия? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Евреи верят в астрологию?28 марта 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Правда ли, что Евреи находятся под знаком зодиака — «Рыбы», и верят ли евреи в астрологию? Читать дальше |
|
Что такое благословение?17 марта 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом Рав… Объясните, пожалуйста, значение слова «Браха»… Его перевод «Благословение»… Но оно не очень понятное… И как понимать слова «Барух Ата Ашем» («Благословен Ты, Г-сподь»)? Что мы имеем в виду, когда говорим их во время молитвы? А. Читать дальше |
|
Где мы видим, что добро возвращается?6 марта 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Добрый день. У меня такой вопрос, а вернее, ситуация. На днях я помогла одному человекy, хотя тем самым я сделала неприятности себе (даже не столько неприятности, как я расстроилась). Но я стараюсь делать добрые дела от чистого сердца. Но на этот раз добро не вернулось ко мне. Я понимаю, что, скорее всего, если я этого не получила, то оно и не нужно. Надеюсь, что вы сможете привести мне пример из Торы или других книг или объяснить, что добро возвращается, и если не сейчас, то позже. Заранее спасибо. Читать дальше |
|
Как возлюбить несимпатичного ближнего?3 марта 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом. Сказано «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». А если не люблю в себе какие-то моменты и эти моменты есть у ближнего, и от них одни страдания? Как быть? И. Читать дальше |
|
Кому нужны эти страдания, и как на них может строиться гармония?2 марта 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Здравствуйте, и спасибо за подробный ответ! Я, надо сказать, читал Даат Твунот и, вообще, массу литературы по этому вопросу. Но ответа так и не нашёл, к моему сожалению. Объясняю, кто такие «МЫ». МЫ — это Евреи. Нас — миллионы, но НЕ НАС — миллиарды. Они тоже люди, живущие своей жизнью, своими укладами, обычаями, верованиями. Среди них много добрых, хороших, честных, умных и счастливых, но так называемая «масса» — это толпа не обладающих свободой выбора (и от того несчастных) людей. Возьмите Африку, Индию, Россию, Китай, Японию, Латинскую Америку. Нищета, преступления, наркотики, пьянство, убийства и рабский труд детей, неизлечимые болезни. Так проходит жизнь у большинства человечества. За один только прошлый год в Индии покончили с собой около 100000 крестьян, доведённых до отчаянья нищетой и страшной засухой. В Мексике наркобароны вырезают целые семьи конкурентов, в России всё больше и больше случаев садистских издевательств над маленькими, беспомощными детьми. Куда льётся вся эта кровь и все эти слёзы? Кому нужны эти страдания, и как на них может строиться гармония? Представьте: рождается ребёнок где-нибудь в Судане или в Новой Гвинее. Вечно голодный, обозлённый, ничего толком не зная, и в 10-12 лет погибает от какой-нибудь болезни. Если это «наказание» за прежние грехи, то чему он научился? Хорошо, если умрёт в 10 лет, а если нет? Ему ещё промоют голову, и он пойдёт убивать других во имя какой-нибудь «великой идеи». А ведь таких — большинство. Вот, что меня мучает. Я верю в Бога. Верю по своему, но верю искренне. Верю, хотя и не понимаю его… Не дорос. Евгений Читать дальше |
|
Как быть, если причина гнева — самоубийственная глупость евреев?23 февраля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Сперва цитата: «Наши мудрецы сказали, что всякий, кто гневается, подобен идолопоклоннику. Причина этого в том, что в момент гнева он утрачивает веру в Б-га. Ведь если бы он верил, что данная неприятность — от Всевышнего, он бы не гневался вовсе». А вот как быть, если причина гнева — глупость евреев? Не отдельного человека, который имеет право на ошибку, а именно самоубийственная глупость большинства! Это разве Все-ним было заранее детерминировано? Кажется, что это результат свободы выбора. Или даже в этом случае я подобен идолопоклоннику? С уважением, Александр-Исроэль (Москва), Читать дальше |
|
Я испытываю боль всего человечества. Как с этим жить?22 февраля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Вопрос, который, вероятно, останется без ответа… Целью творения было воздать от Блага Творца другим. Чем же оправданы безмерные человеческие страдания на протяжении всей истории человечества? Если Истина дана только нам, то к чему такая истина, которая может принести счастье только тысячам, тогда как миллионы и миллиарды в большинстве своём блуждают во мраке и неведении, в страданиях, без Истины? Когда человек страдает и испытывает невыносимую боль, то ему не объяснишь, что боль это только «на время». Боль необходимо прекратить, чтобы человек перестал страдать. Когда я испытываю боль всего человечества, то не могу одновременно испытывать блаженство. Как с этим жить? Спасибо, Евгений Читать дальше |
|
Почему Творец молчал, когда царь Шломо женился на египтянке?22 февраля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Вот такой вопрос. Почему ТВОРЕЦ молчал, когда царь Шломо женился на египтянке? Ведь это же была первая нееврейская жена, а потом их стало несколько сотен? ТВОРЕЦ же знал, чем это кончится? Почему ОН заговорил о наказании, когда, грубо говоря, было уже поздно? Шломо уже, как говорится, — дров наломал? Ведь мог же как-то предупредить — пророка послать, через видения, сновидения показать бедняге, что тот заблуждается? Яков Хаим Читать дальше |
|
Что может помочь правильно понять слова Рамхаля?21 февраля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом рав! В Месилат Йешарим в первой главе 74—75 слово зэ олам. Хотя в остальных местах этой главы этот мир называется олам азе. В этом есть какой-то скрытый смысл? С уважением, Андрей, Ставрополь. Читать дальше |
|
Зачем молиться, ведь всё равно всё хорошо?17 февраля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин С одной стороны, мы знаем, что все, что делает Всевышний — для нашего же блага, только мы не всегда понимаем, почему это для нас хорошо. А если так, тогда зачем молиться о чем-то, ведь все равно все будет так, как для нас хорошо. Более того, быть может, мы попросим что-то, что нам кажется, что нам нужно, а на самом деле — нет. Всевышний услышит молитву и даст нам то, что потом придется молиться, чтобы Он забрал обратно : ) Нужно ли вообще молиться, и если да, то о чем — так, чтобы не попросить лишнего? О. Читать дальше |
|
Как почувствовать радость при исполнении заповедей?16 февраля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте. Мне 19 лет, и после прослушивания аудио — и видеоматериалов с вашего сайта, благословен В-вышний, мое понимание мира кардинально меняется. Но вот вопрос: почему, когда я меньше молюсь или живу просто, никого не обижая, иногда делая мицву (заповедь, доброе дело) — все хорошо, на душе мир. Но как только я дольше помолюсь, пойду сделать что-то хорошее (хотя и неудобно в этот момент), то тут же на меня нападает какое-то раздражение, какое-то депрессивное состояние. Почему так, и что с этим делать? Спасибо. Читать дальше |
|
Разрешается ли еврею иметь хобби помимо изучения Торы?14 февраля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин «Тот, кто отвлёкся от изучения Торы, заметив красоту пейзажа, достоин смерти»? Цитата, извиняюсь, не точна… Как Вы можете это прокомментировать? Как иудаизм относится к еврею, который имеет хобби помимо изучения Торы? Спасибо! А. Читать дальше |
|
Если люди при Машиахе будут умирать, то зачем?6 февраля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский 1. Душа Машиаха, уже нашла свое тело? Он уже родился? 2. Сколько лет Машиах будет жить? Он же будет в этом смысле обычным человеком? 3. Сколько лет люди будут жить после прихода Машиаха? Именно люди того поколения, они будут дольше жить? 4. Если люди при Машиахе будут умирать? То зачем? Ведь люди перестанут грешить? 5. После прихода Машиаха, достойные люди поколения Машиаха останутся в своих человеческих телах? 6. А тот, кто не будет достоин жить при Машиахе, они как-то исчезнут? Даже молодыми? Спасибо. Р. Читать дальше |
|
Зачем Б-г создал горы?1 февраля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемые и дорогие раввины,  я сам примерно 4 года назад сделал тшуву, но уже долгое время не могу ответить одному человеку на следующий вопрос: для чего |
|
Что означает имя Руфь?28 января 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что означает имя Руфь и какое числовое значение оно имеет? Спасибо Эльдар, Россия/C-Петербург Читать дальше |
|
Как доказать существование Б-га?13 января 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Мои друзья просят у меня доказательств существования Творца. Что я им скажу? Читать дальше |
|
Какой истинный смысл слова «жизнь»?5 января 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, уважаемый Раввин. Скажите, пожалуйста, а что значит слово Жизнь? Т.е. какой истинный смысл у этого слова? А. Читать дальше |
|
Нужна ли вера в иудаизме?30 декабря 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шолом! Хочу спросить… Нужна ли вера в иудаизме? Если да, то в каких случаях? Поподробней, пожалуйста! Заранее благодарю! Яков-Хаим Читать дальше |
|
Как можно быть уверенным, что сегодня 5771 год?20 декабря 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Насколько я понимаю, что в иудаизме летоисчисление принято отсчитывать от сотворения мира, как можно быть уверенным, что сегодня 5771 год? Могла ли быть допущена ошибка в подсчете лет? Читать дальше |
|
Чему должен обучить нас пожар на горе Кармель?14 декабря 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте, уважаемый рав! Скажите, что делать нам, русским баалей тшува, в связи с пожаром на Кармеле? Ведь известно, что то, что происходит в мире, призвано научить чему-то еврейский народ. И, соответственно, должно привести к каким-то конкретным действиям. Рав Овадья Йосеф, шлита, выразил свою точку зрения о том, что такая катастрофа могла произойти из-за того, что в этих местах не соблюдают шаббат. Какова Ваша точка зрения? С уважением, Маргарита Читать дальше |