Уточнение по поводу вопроса о каплях22 сентября 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уточнение по поводу вопроса о каплях: 1) Капли для носа от аллергии — если эти капли не капать будет просто большой дискомфорт: постоянно весь день будет течь нос и возможно постоянно чихать — очень неприятные чувства — тот, у кого была подобная аллергия, знает. 2) Для глаз — капли призваны поддерживать зрение. Еще раз пишу, что пропуск одного раза в неделю критичным не является, но если это не запрещено — то лучше, вероятно, не пропускать. Читать дальше |
|
Можно ли в Шабат капать капли в нос от аллергии?20 сентября 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Можно ли в Шабат капать капли в нос от аллергии, если начал капать их доШабата? Можно ли капать, если НЕ начал капать их до Шабата?Можно ли капать глазные капли, которые прописано врачом принимать всю жизнькаждый день, но пропуск одного дня критичным не является? А. Читать дальше |
|
Мужчине нельзя надевать украшения?16 сентября 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин По еврейским законам мужчине нельзя одевать кольцо и золотые украшения? Михаэль, Нетанья, Израиль Читать дальше |
|
Где найти текст молитвы Изкор?14 сентября 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Где найти текст поминальной молитвы на Изкор? Фройде-Шмил, Германия, Бохум Читать дальше |
|
Не гуманней ли отпустить женщину?31 августа 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, уважаемые раввины. При прочтении недельной главы Ки-Тецей, один отрывок вызвал у меня вопрос. «(13) Если кто возьмет жену и войдет к ней, и возненавидит ее, (14) И возведет на нее умышленные нарекания, и пустит о ней худую молву, и скажет: “жену сию взял я и вошел к ней, и не нашел у нее девства”, (15) То пусть возьмет отец отроковицы и мать ее и вынесут (признаки) девства отроковицы к старейшинам города, к вратам; (16) И скажет отец отроковицы старейшинам: дочь мою отдал я человеку этому в жену, и он возненавидел ее, (17) И вот, он возводит умышленные нарекания, говоря: не нашел я у дочери твоей девства; но вот признаки девства дочери моей». И расстелют одежду пред старейшинами города. (18) Тогда пусть возьмут старейшины того города человека этого и накажут его, (19) И наложат на него взыскание в сто сребреников, и отдадут (их) отцу отроковицы за то, что тот распустил худую молву о девице Исраэйльской; а ему да будет она женою: не может он развестись с нею во все дни его». Вопрос: почему и без того «несчастная» женщина, на которую муж возвел «навет», должна мучиться дальше? Можно предположить, что она ему во всю жизнь будет ненавистна и нелюбима. Не гуманней ли отпустить женщину, чтобы она была любима для другого мужа? Можно ли это повеление Бога как-то объяснить? Спасибо, Р., Москва Читать дальше |
|
Целый день пью воду…23 августа 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Я целый день пью воду. После того, как я говорю на первый стакан «ше-а-коль»[1], я не знаю, буду ли я пить следующий через пару минут, или через час, или через несколько часов. 1. Нужно ли говорить «Боре нефашот работ»[2]? 2. Бывает, что я не говорю «Боре нефашот работ», предполагая через 5 минут выпить еще, но потом забывается, что я собирался… Через какое-то неопределенное время вспоминаю и уже не знаю, а нужно ли и, главное, можно ли все еще говорить «Боре нефашот работ». Как это определить? В. Читать дальше |
|
Интересует выражение «десятина из пожертвований»17 августа 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Объясните, пожалуйста, из Диврэй а-Йамим 2, гл. 31, ст. 6. Интересует выражение «десятина из пожертвований», что это такое? N., Украина Читать дальше |
|
Что делать, чтобы искупить кремацию?8 августа 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Прочитал Ваш ответ о запрете кремации. Так получилось, что в СССР в 1990 г., не зная законов Торы, участвовал в кремации тестя. Можно ли сегодня как-то искупить нашу ошибку, и не прочитанный вовремя Кадиш? И., Ашдод Читать дальше |
|
Когда мне прекращать читать Кадиш?4 августа 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер У меня дедушка умер во второй день Суккота (первый день холь а моеда). Когда мне прекращать читать Кадиш? И. Читать дальше |
|
Сколько раз минимум нужно произносить Кадиш по близкому родственнику?3 августа 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Сколько раз минимум нужно произносить кадиш по близкому родственнику? Достаточно ли сделать это один раз в день, или необходимо произносить кадиш в каждой из трёх молитв? И что делать, если я направляюсь в путешествие и знаю, что в один из дней, скорее всего, не найдётся миньян на маарив (хотя в остальные дни путешествия, скорее всего, миньян найдётся на все три молитвы)? Нужно ли в таком случае кого-то просить произнести кадиш по моему отцу? Кроме того, нусах Сфарад предусматривает произнесение кадиша большее количество раз, чем нусах Ашкеназ. Если я совершу шахарит в синагоге, где принят нусах Сфарад, соответственно, произнеся кадиш больше раз, заменит ли это отсутствие миньяна на маарив? Аркадий, Нью-Йорк Читать дальше |
|
Идти в микву — или уже вышел срок давности?2 августа 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Мне важно знать, почему нужно сходить в микву женщине хотя бы раз, даже если по возрасту ее не актуальна эта заповедь. И еще, почему именно 5 дней и 7 дней? N. Читать дальше |
|
Чему уподобляются отношения между людьми?11 июля 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Объясните, пожалуйста, что значат эти слова: «Как в воде лице к лицу, так сердце человека к человеку». Заранее благодарен Вам. Читать дальше |
|
Пить кровь нельзя, а..?5 июля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Тора запрещает принимать кровь как пищу, а как иудаизм относится к переливанию крови? Т. Читать дальше |
|
Можно ли жениться в июне?28 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, меня зовут А., скажите, пожалуйста, можно ли проводить свадебную церемонию в июне? Читать дальше |
|
Кошерный шашлык в некошерном мире27 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер «Отдых на природе в некошерной компании» Отдых на природе, как принято и у евреев, и у неевреев, сочетается с приготовлением шашлыков. Цель — приготовить кошерные шашлыки из кошерного мяса рядом с некошерным приготовлением. Само собой разумеется, что к кошерному мясу прилагаются кошерные шампуры. Рассмотрим варианты: а) готовят просто на костре. б) готовят на мангале. Вопросы: Должен ли обязательно огонь зажигать еврей? А что, если костер уже горит до моего приезда? Можно ли готовить кошерное мясо сразу после некошерного в случае А) и в случае Б)? На что еще следует обратить внимание, и как воообще правильно и с наименьшими усилиями приготовить шашлыки в таких условиях? Спасибо! В. Читать дальше |
|
Как кошеровать печёнку на электрической плите?25 июня 2010 года, отвечает Рав Пинхас Бронфман Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли пользоваться одной духовкой для приготовления молочных и мясных блюд? Как правильно кошеровать печёнку, если нет газовой плиты, а есть только электрическая? Спасибо, с уважением, Елена Читать дальше |
|
Что делать, если не зажгла свечи на шабат?23 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Что делать, если случайно пропускаешь время зажигания свечей на Шабат? Как себя вести? А. Читать дальше |
|
С какой стороны открывать парохет?22 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Не могли бы Вы сказать, с какой стороны нужно открывать Парохет… и источник, чтоб можно было другим показать, как правильно. Ашер бен Менахем Читать дальше |
|
Талит катан обязательно надевать на майку?16 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый раввин, можно ли одевать талит-катан прямо на тело, или обязательно на майку? (Если можно, с источниками). В. Читать дальше |
|
Когда Рут стала еврейкой?11 июня 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Только что прослушал интересные лекции по мэгилат (книге — «свитку») Рут рава Грилюса. Возникает вопрос. Если Махлон женился на нееврейке Рут, то какой левиратный брак может быть, ведь когда человек принимает гиюр, то он как брия хадаша («вновь созданный»). Так если она приняла гиюр после смерти мужа, как она может сделать йибум (левиратный брак) с Боазом? С уважением, Д. Ответ: Уважаемый Д., В книге Зоар (Зоар Хадаш, Рут 32 б) говорится, что Рут приняла гиюр до того, как вышла за Махлона. С уважением, Реувен Куклин Вопрос: Уважаемый р. Реувен! Спасибо за ответ. Если она сделала гиюр до того, как вышла замуж за Махлона, то непонятно, почему Наоми отговаривает её идти с ней в Эрец Исраэль, ведь после гиюра она еврейка бэ-холь давар (полностью, «во всех отношениях»). Отсюда возникает кушия йотер гдола (ещё более трудный вопрос). Что происходит, если человек принимает гиюр и 10 лет живёт по законам Торы, а после этого перестаёт соблюдать? По мэгилат Рут выходит, что она возвращается к своему народу. К примеру, как это сделала Орпа. Тогда разумно, что Наоми предлагает Рут так же возвратиться домой, как это сделала Орпа. Очень жду ответа, как и еврейские студенты, которые задают такие умные вопросы. С уважением, Д. Ответ: Уважаемый Д., Вы (и еврейские студенты) задаете очень хорошие вопросы. Книга Зоар рассматривает их. Там сказано, что было сомнение насчёт гиюра Орпы и Рут: насколько серьёзно они намеревались принять на себя все заповеди Торы во время прохождения гиюра (без принятия заповедей гиюр не считается действительным). Ведь, возможно, принимая гиюр, они намеревались лишь получить возможность выйти замуж за Махлона и Кильона, но не собирались серьёзно принять на себя соблюдение заповедей Торы. То, что они выполняли заповеди, будучи замужем, также не может служить доказательством серьезности их намерений. Ведь, возможно, они соблюдали заповеди из страха перед мужьями. Возможность узнать их истинное намерение представилась только после смерти мужей. Поэтому Наоми отговаривает невесток идти с ней, проверяя таким образом истинность их намерений в момент гиюра. С уважением, Реувен Куклин Вопрос: Спасибо, р. Реувен, за интересный и исчерпывающий ответ. Действительно, этот ответ объясняет многие вопросы, возникающие при чтении первой главы мэгилат Рут. В связи с этим мы можем предположить, что в семье Элимелеха передавалась традиция об одном из забытых со времён Моше Рабейну законов. О законе «Не войдёт моави в Общину Все-него — моави, а не моавия» (т.е. моавитянин не может стать евреем — но не моавитянка). Поэтому Махлон и Кильон взяли в жёны моавитянок, прошедших гиюр. Тогда разумно предположить, что это был не хидуш («нововведение») Боаза. А выполнение того, что передавалось в семье через глав семейств. И, возможно, именно поэтому Тов, который не знал эту традицию, отказался от Рут. Это — чтобы судить Махлона и Кильона лэ-хаф зхут («в сторону оправдания»). Ответ: Уважаемый Д., Несомненно, мы должны судить Махлона и Кильона лэ-хаф зхут, ведь они были руководителями поколения, как сказано в Талмуде (Бава Батра 91а). И сказано в Зоаре: «Не дай Б-г сказать, что Махлон женился на Рут, когда она была нееврейкой». (Это говорит РАМБАМ о судье Шимшоне и царе Шломо: «Да не подумаешь ты, что Шимшон, спасавший Израиль, или Шломо, царь Израиля, названный “другом Всевышнего”, женились на женщинах из чужих народов, не прошедших гиюр» — Исурей Биа — «Запрещённые браки» 13, 14). Несомненно, нововведение «моавитянин, но не моавитянка» принадлежало не Боазу. Наоми, обращаясь к невесткам, говорит, что им некого ждать, поскольку у нее нет больше сыновей (Рут 1, 12—13). Выходит, если бы у Наоми были еще сыновья, по её мнению, они могли бы жениться на Рут и Орпе. Это также следует из слов мидраша (Рут Рабба 7, 7), который говорит, что Плони Алмони был невежда и не знал, что уже принято нововведение «моавитянин, но не моавитянка». Отсюда ясно, что это нововведение было принято ещё до Боаза. Это следует также из сказанного в книге Зоар. Как говорилось выше, Зоар утверждает, что Рут (а также Орпа) сделала гиюр до того, как вышла замуж за Махлона. Зоар сообщает, что до гиюра у Рут было другое имя, которое она поменяла на «Рут» после гиюра. Почему она выбрала именно это имя? Зоар (Рут 31а) сообщает: это имя содержит намёк на то, что моавитянке не запрещено выйти за еврея (если прочесть имя Рут с конца, выходит тор, один из двух видов птиц, которые можно было принести в жертву. «Подобно тому, как тор пригоден для жертвы, — утверждает Зоар, — Рут пригодна для брака с евреем»). Выходит, когда Рут вышла замуж за Махлона, она уже знала закон «моавитянин, но не моавитянка». С уважением, Реувен Куклин Вопрос: Доброй недели, р. Реувен, Рассказал о нашей переписке в синагоге во время встречи субботы и гостям за субботним столом у себя дома. Всем очень понравилась драша (толкование). Говорили теплые слова о Вас, многие постоянно заходят на Ваш сайт и видят, какую огромную работу Вы ведёте. И надо ещё успевать учиться, чтобы так глубоко отвечать на вопросы. Но в одной из лекций рава Грилюса по мэгилат Рут он говорит, что «моавитянин, но не моавитянка» это хидуш, который ввёл Боаз, вспомнив закон, который был забыт. Но мы решили, что этот закон не забывался в семье глав колена Еhуды. Не будет ли противоречия между нами и р. Грилюсом? С уважением, Д. Читать дальше |
|
Что за это будет?10 июня 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, рав Овадья! Меня зовут N., мне 25 лет. Общаюсь в русской компании друзей. Там познакомилась с парнем. Полюбила его, и у меня с ним была интимная связь. Какое за это наказание? И что сейчас мне делать в этой ситуации? Читать дальше |
|
Чем антихи отличается от мульяра?4 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом. У меня вопрос по Мишне, Масехет Шабат, перек гимель, 3-я мишна. Там в конце мишны говорится про антихи и мульяр. Вопрос по поводу антихи. Если пить воду из антихи нельзя, даже если выгребли угли до наступления шабата, а если согрели воду до шабата, а в шабат он просто продолжает стоять на огне, чтобы не остыть, то в шабат можно пить воду из него? Проясните этот вопрос, пожалуйста. Спасибо. Евгений, Ташкент Читать дальше |
|
Что пишут на памятниках на могилах евреев?1 июня 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом алейхем. Что пишут на памятниках на могилах евреев? Мой папа был евреем, я хочу с братом сделать ему памятник, хотим сделать надпись. Мы не знаем алахи на этот случай. Помогите, пожалуйста. Заранее спасибо, В. Читать дальше |
|
Как читать Кадиш в абсолютно «русском районе»?31 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, уважаемый рав! Спасибо за ваш сайт и за то, что вы отвечаете на вопросы! Я хочу спросить насчет кадиша. Мы религиозные, живем в абсолютно «русском районе». Здесь много одиноких пожилых людей, да продлит Вс-вышний их дни. И мы с мужем хотели бы организовать что-то вроде гмах кадиш. В связи с этим у нас возникло несколько вопросов. Можно ли вообще такое делать? За давно умерших родственников можно читать кадиш? Или 11 месяцев после смерти, ле алейну, и все, поезд ушел, как говорится? За давным-давно умерших прабабушек? Или, может, этим вопросом должны заниматся родственниеи умерших, а если не говорят (мало ведь кто из выходцев из СНГ в бейт кнесет будет ходить) — то это наказание для их душ? Если это все можно — то не получится ли это все как у христиан, ле авдиль, которые заказывают молитвы и сами ничего не делают? Если кто-то умер и, допустим, остались только женщины, то женщины платят кому-то, чтобы тот говорил. Сколько нужно платить? И обязательно ли это (тут ведь «русские», еще подумают, что заработать захотели)? Может ли один человек за много людей говорить? Заранее спасибо! Таль Читать дальше |
|
Что пьют на свадьбе евреи?26 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Что пьют на свадьбе евреи, вино или виноградный сок?Христиане (субботники) утверждают, что в первый день свадьбы пьют виноградный сок. С уважением к вам. Дудкин Анатолий, Берн, Швейцария Читать дальше |
|
Почему нельзя бриться лезвием?24 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав! Меня очень интересует вопрос, почему нельзя бриться станками и одноразовыми лезвиями, а только электрическими бритвами… я как понимаю, все законы идут из древности или из традиций наших отцов, то есть, мы так не делаем потому, что они так не делали… Но я очень сомневаюсь, что у них были электробритвы и тому подобное… Наверное, брились или острым камнем, или железом, я даже не знаю… Обьясните пожалуста!!! С уважением Читать дальше |
|
Почему нужно правильно обуваться?20 мая 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему нужно «правильно» надевать обувь? В еврейской традиции, если не ошибаюсь, сначала надевается обувь на правую ногу, затем — на левую, зашнуровывается на левой, зашнуровывается на правой. Это действительно так? Если да, то в этом есть какой-то простой практический смысл или существует заповедь? Если заповедь, то в чем ее смысл, почему предписана именно такая последовательность? Виктор, Москва Читать дальше |
|
Закон требует невозможного?10 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Как проверяются яйца всмятку, крутую на наличие в них крови? Dardasoff Читать дальше |
|
Допустимо ли принимать пожертвования из неблаговидных источников?6 мая 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Вопрос относительно цедаки: если деньги, которые даются в качестве цедаки, поступают из неблаговидного источника (грязные деньги, как то — от торговли наркотиками, оружием или просто украденные деньги), — можно ли их принимать? Допустим, эти деньги жертвуются на синагогу, школу и т.д. N. Читать дальше |
|
Прервал счет Омера, что делать?3 мая 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Прервал счет Омера, что делать? А., Москва Читать дальше |
|
Обязательно ли весь день ходить в талите?29 апреля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Объясните, пожалуйста, законы заповеди цицис. Хасидим, например, носят шерстяные талескотн круглые сутки, в других общинах — только днём; некоторые носят талескотн из обычной ткани, некотрые — из «сетки»… При этом я слышал, что минимальный уровень соблюдения этой заповеди — одеть, сказать благословение и снять (это можно сделать в течение 5 минут на протяжении светового дня). К. Читать дальше |
|
Допустимо ли разрушать гроб с прахом?28 апреля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Допустимо ли на еврейских кладбищах разрушать гроб с прахом покойницы, проводя фундаментирование, перед установкой надгробия? Если допустимо, то по истечении какого времени? Благодарю за скорый ответ. Сергей, Германия Читать дальше |
|
Если человек приехал в Израиль на праздник, должен соблюдать два дня праздника?27 апреля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав Бенцион Зильбер. Скажите, пожалуйста, если я не живу в Израиле, но с женой и детьми приехал на Пессах или другой праздник в Израиль, должны ли мы соблюдать 2 дня Йом-тов? С уважением! Й. Читать дальше |
|
Какой майонез кошерный?22 апреля 2010 года, отвечает Рав Моше Пантелят Шалом! Подскажите, пожалуйста, майонез какой марки на сегодняшний день является кошерным? А также могу ли я использовать закваску йогурта данон без добавок для приготовления йогурта в домашних условиях? Читать дальше |
|
Где сделать обрезание?20 апреля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, уважаемый Рав. У меня есть товарищ, который начал интересоваться еврейскими традициями. Он еврей по маме, но в детстве ему не сделали обрезание. Не могли бы вы подсказать, где это можно сделать в Израиле? Спасибо. Барух, Рамат-Ган Читать дальше |
|
Почему в Шаббат нельзя купаться в море?19 апреля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрыи день. Скажите, пожалуйста, почему в Шаббат нельзя купаться (в море/ бассейне!)? Рина, Россия Читать дальше |
|
Нужно ли женщине молиться каждый день?16 апреля 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Добрый день. Скажите, пожалуйста, нужно ли женшине молиться каждый день? И какие именно молитвы? Рина, Россия Читать дальше |
|
Мама болезненно воспринимает моё стремление соблюдать заповеди…6 апреля 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Добрый день, уважаемый Рав!!!!Прошу подсказать, как быть в ситуации: я одна дочь в семье, и мама крайне болезненно воспринимает мое стремление соблюдать, начиная от отказа носить штаны, и заканчивая кашрутом… Доходит до слез и скандалов… Все попытки объяснить — не заканчиваются успехом… Подскажите способ, как найти общий язык? Б., Россия Читать дальше |
|
Когда благодарят Всевышнего за избавление от опасности?1 апреля 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Доброго времени суток, уважаемые Раввины! С праздником Вас! Прошу проконсультировать меня в отношении «биркат а-гомель». В каких случаях нужно говорить эту браху, как именно ее произносят и где? Например, если была операция, не очень сложная, но под общим наркозом, нужно ли сказать «биркат а-гомель»? Заранее благодарна, с уважением, Ила Това, Израиль, Хулон. Читать дальше |
|
Обрезание делает раввин?24 марта 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здраствуйте!!! Мне 20 лет. Я очень давно хочу сделать обрезание, но все как-то не могу решиться. Как-никак уже 20 лет, ведь, в основном, обрезание делают в раннем детстве, вот я и беспокоюсь. Как-то на одном сайте я узнал, что обрезание делает сам раввин, так я понял. Меня беспокоит такой вопрос: правда мне могут помочь в Синагоге с этим вопросом, либо лучше обратиться к врачам? Тем не менее, я очень хочу пройти всю подготовку духовно и по всем традициям. Был бы вам очень благодарен, прочитав ваш ответ. С уважением и наилучшими пожеланиями. Голда-Барановский Никита Читать дальше |